Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
Производительность труда – характеристика эффективности трудовой деятельности человека.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а так же по отдельным группам (оперативным работникам, продавцам) в единицу времени. Следовательно, под производительностью труда в торговле понимается способность работника реализовать за единицу рабочего времени определенный объем товаров.
Производительность труда определяется по формуле:
(8.1)
где - объем товарооборота,
Ч – численность работников предприятия.
Изменение среднегодовой численности работников и их производительности труда оказывает влияние на оборот розничной торговли. Расчеты можно выполнить методом цепной подстановки по следующей формуле:
(8.2)
где -прирост объема продаж;
- численность работников за предыдущий и текущий периоды;
- выработка работников предыдущего и текущего года соответственно.
Производительность труда оказывает влияние на товарооборот, то есть если растет производительность труда, то растет и товарооборот.
Для определения влияния необходимо найти скорректированную производительность труда по формуле:
(8.4)
Затем необходимо определить влияние факторов товарооборота и численности работников предприятия .
(8.5)
(8.6)
Последним действием является определение суммарного влияние факторов.
Производительность труда измеряется сопоставлением результатов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоемкость.
Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и динамика. В качестве таких факторов выступают: технический прогресс, совершенствование организации производства, управления и труда и др.
Факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся: состояние экономики страны в целом; научно-технический прогресс; новые технологии на рынке; международные связи; состояние законодательства; наличие кадров; уровень образования в стране и др.
Внутренние факторы, действующие на уровне организации, можно разграничить на три следующие группы: материально-технические, организационные, экономические.
На уровне предприятия (фирмы) можно выделить пять групп факторов роста производительности труда:
1) Регионально –экономические (природно-климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико-географические факторы (освоенность района; наличие местных ресурсов; свободной рабочей силы; электроэнергии; воды; рельеф местности и т.п.).
2) Факторы структурных сдвигов – сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов, относительное сохранение численности работающих в связи с ростом объемов производства.
3) Факторы ускорения научно-технического прогресса – внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных базовых технологий, использование автоматизированных систем в проектировании; применение ЭВМ; внедрение гибких переналаживаемых производств и т.д.
4) Организационные факторы – совершенствование управления и организации производства, внедрение современных форм организации и стимулирования труда.
5) Социальные факторы – сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; факторы социального партнерства.
Под резервным ростом производительности труда на предприятии подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные возможности ее повышения за счет факторов. Все резервы роста производительности труда дифференцируются по времени и месту их выявления и использования.
По времени использования различают: текущие и перспективные резервы.
По месту выявления и использования – отраслевые, межотраслевые и внутрипроизводственные.
9.Розничный товарооборот, его структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
Под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказание услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования.
В состав оборота розничной торговли включается стоимость:
а) стоимость проданных населению потребительских товаров: за наличный расчет; по кредитным карточкам; по расчетным чекам банкам; по перечислениям со счетов вкладчиков;
б) стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;
в) стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара;
г) стоимость товаров, сданных на комиссию;
д) стоимость проданных по образцам товаров;
е) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой;
ж) стоимость проданных по подписке печатных изданий;
з) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
и) стоимость проданной порожней тары.
Не включается в розничный товарооборот: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, стоимость проданных билетов, талонов на все виды транспорта.
Важное значение при проведении анализа имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики и т.д.
(9.1)
где - процент выполнения плана;
-фактический и плановый товарооборот.
(9.2)
где - отклонение от плана.
Анализ выполнения прогнозного товарооборота по месяцам, кварталам сопровождается исчислением его ритмичности. Коэффициент ритмичности можно определить путем соотношения сумму прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя следующую формулу:
(9.3)
где i – число месяцев, кварталов, изменяющихся от 1 до n. Коэффициент ритмичности колеблется от 0 до1; чем он ближе к , тем не ритмичнее осуществляется продажа товаров.
Для товарной группы к общей величине продаж определяется отношением оборота одной товарной группы к общему обороту.
Планирование розничного товарооборота целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим .
(9.4)
где - объем товарооборота по покупным ценам;
- сумма переменных издержек обращения;
- сумма постоянных издержек обращения.
Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.
При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
1) опытно-статистичекий – позволяющий определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году
(9.5)
где - объем товарооборота на планируемый год;
- объем сопоставимого товарооборота отчетного периода;
- среднегодовой темп изменения объем товарооборота.
2) экономико-статистический – он основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году;
3) экономико-математического моделирования;
4) комплексной увязки показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Однако при использовании любого из перечисленных методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым понимается наиболее вероятная реальная выполнимая величина. Как правило, ожидаемый товарооборот дожжен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:
(9.5)
где -фактический товарооборот за 9 месяцев отчетного года;
- ожидаемый товарооборот за 4 квартал отчетного года.
При этом
10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи или переработки.
Оборот оптовой торговли представляет стоимость проданных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи.
В оборот оптовой торговли включаются:
-стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретение ранее на стороне для целей перепродажи;
-комиссионное вознаграждение оптовых посредников, совершающих сделку по купле-продаже от имени и за счет других лиц или фирм.
Общая стоимость оборота организаций оптовой торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей.
Различают складской (реализация товаров через склады оптовых баз) и транзитный оптовый товарооборот.
Транзитный объем продаж представляет собой поставку товаров непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Он подразделяется на объем продаж без участия в расчетах оптовой базы (организуя транзитный оборот) и с участием оптовых баз в расчетах. В первом случае оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то есть как посредник, а во втором случае – как собственник, оплативший стоимость товара.
Сумма складского и транзитного объема продаж составляет валовой оборот оптовой торговли.
Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики в целом по оптовой базе и по отдельным складам. При этом анализируется общий оборот организации, в том числе пол видам.
Главный смысл планирования состоит в повышении эффективности работы предприятий. Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем производят расчет общего объема товарооборота.
Потребность в товарах оптовое предприятие рассчитывает по каждой товарной группе на основе балансовой увязки показателей оборота оптовой торговли по следующей формуле:
(10.1)
где - потребность по i-й товарной группе;
- оборот оптовой торговли по этой же группе
Показатели, используемые для анализа товарооборота предприятия торговли:
1) Объем товарооборота – сумма проданных товаров за определенный период
(10.2)
-реализация отдельного товара.
2) Структура товарооборота -удельный вес каждого товара или товарной группы в общем объеме
(10.3)
3) Динамика товарооборота -средний темп роста определяется по формуле:
(10.4)
где - товарооборот последующего периода;
- товарооборот первого периода;
n – число периодов.
Равномерность товарооборота
4) Коэффициент вариации – неравномерность выполнения плана товарооборота
(10.5)
где G – среднеквадратическое отклонение;
-средний объем товарооборота.
5) Коэффициент равномерности - равномерность выполнения плана товарооборота
(10.6)
6) Коэффициент ритмичности (V) выполнения плана товарооборота
(10.7)
где - количество периодов, когда план выполнен; -общее количество периодов.