Вопрос 8: ПТ на предприятии торговли, факторы ее определяющие. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии отрасли, методы ее повышения

Производительность труда – это экономическая категория, которая характеризует эффективность использования персонала предприятия.

В хозяйственной практике используются различные методы измерения производительности труда.

В зависимости от уровня, на котором измеряется производительность труда (предприятие в целом или его отдельные подразделения), задач предприятия, могут использоваться натуральные или стоимостные методы измерения производительности труда.

Натуральные методы измерения производительности труда характерны для производственных предприятий с целью оценки производительности труда отдельных профессий рабочих (т.е. применительно к рабочим местам, отдельным бригадам, выполняющим аналогичные работы). При этом могут использоваться два показателя для измерения производительности труда.

Если производительность труда определяется применительно к рабочему месту, бригаде, подразделению, которые выполняют однородную работу (оказывают однородные услуги), то используется натуральный метод измерения объема выполненных работ и, соответственно, и расчет показателя производительности труда как количество продукции, работ или услуг, выполненных в единицу времени ПТ=q/T: где q – объем выполненных работ;

Т – время, затраченное всеми работниками.

Этот показатель применяется в добывающей отрасли, металлургической промышленности, в некоторых подразделениях легкой и химической промышленности.

Второй натуральный показатель – это затраты времени на единицу продукции ПТ=Т/q.

Чаще всего на уровне предприятий и его крупных подразделений применяется стоимостной метод измерения производительности труда.

При использовании этого метода объемы выполненных работ измеряются показателями товарной или реализованной продукции, а для предприятий торговли и общественного питания - объемом товарооборота. Для производственных предприятий под товарной продукцией понимается весь объем произведенной продукции, измеряемой в отпускных ценах предприятия.

Для торговых предприятий производительность труда измеряется следующим образом ПТ=ТО/Чсрсп:

где ПТ – выработка на одного работника;

ТО – товарооборот за соответствующий период (месяц, квартал, год);

Чср.сп – среднесписочная численность работников за этот же период.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработки продукции на одного работающего в стоимостном выражении. Эти показатели являются прямыми, так как чем больше продукции вырабатывается в расчете на единицу трудовых затрат, тем выше уровень производительности труда.

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Факторы, определяющие величину данного показателя представлены на рисунке

Вопрос 8: ПТ на предприятии торговли, факторы ее определяющие. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии отрасли, методы ее повышения - student2.ru

Рис. Взаимосвязь факторов, определяющих среднегодовую выработку продукции работника предприятия

Расчет этих показателей производится следующим образом:

- средняя часовая выработка ЧВ=Q/Тч: где Q – объем продукции; Тч – фактически отработанные человеко-часы.

- средняя дневная выработка ДВ=Q/Тд, где Тд – фактически отработанные человеко-дни.

- среднегодовая выработка рабочих ГВр=Q/Тср раб: где Тср раб – среднесписочная численность рабочих.

- среднегодовая выработка работника ГВ=Q/Тср: где Тср – среднесписочная численность работников.

Между часовой, дневной и годовой выработкой существует следующая взаимосвязь:

ДВ=П*ЧВ, ГВр=Д*ДВ=Д*П*ЧВ, где П – средняя продолжительность рабочего дня; Д – средняя продолжительность рабочего периода.

Отсюда среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведенной следующих факторов: ГВ=d*Д*П*ЧВ.

Частные показатели производительности труда – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.

Это обратные показатели производительности труда, которые определяются затратами труда на производство единицы продукции t=T/Q.

Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.

Для расчета влияния факторов на изменение объема выпуска продукции необходимо использовать следующую модель ВП=ППП*d*Д*П*ЧВ, где ППП – среднесписочная численность работников предприятия

Цель проводимого анализа производительности труда заключается в поиске резервов ее повышения. Этого можно добиться за счет:

а) снижения трудоемкости продукции, т. е. сокращения затрат труда на ее производство путем внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования более прогрессивным, сокращения потерь рабочего времени и т.д.;

б) более полного использования производственной мощности предприятия

Вопрос 9: Розничный ТО: понятия, состав по хозяйствующим субъектам, товарная структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж.

РТ/об – это передача товаров конечным потребителя. На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в продажу. Как эк. показатель РТ/об отра­жает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика РТ/об отражает пропорции между производством и потреблением, потребность пред­приятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует разви­тие торговой сети. Согласно Инструкции Госкомстата РФ РТ/об является продажа товаров населению; кро­ме того, в РТ/об включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения. РТ/об как статистический показатель отража­ет объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных пр/п, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. Объем РТ/об во многом характеризует со­стояние национальной экономики, отражая положение дел в про­мышленности и с/х, инфляционные процессы, из­менение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внут­реннего рынка. Показатель РТ/об (как и оптового) имеет количественную (объем реали­зации в денежном исчислении) и качественную характеристики (связана со структурой товарооборота).

Структура РТ/об: - по организационным формам: • продажа тов-в в розничной сети; • продажа помимо розничной сети; - по составу конечных потребителей: • продажа тов-в населению; • продажа пр/п для личного пользования; - по срокам расчетов: • продажа с немедленной оплатой; • продажа товаров в кредит; - по формам расчетов: • за наличный расчет; • по безналичному расчету (по пластиковым картам); - по ассортиментному составу: • это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Тов. структура РТ/об включает прод. и непрод. товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы, виды, сорта, модели и т.д. Указанная классификация товарооборота используется при учете, анализе и планировании этого показателя.

Состав РТ/об классифицируют по видам продаж: • выручка от продаж продов-х и непрод-х товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в раз­возной и разносной торговле; • т/об пр/п общ. пит., состоящий из оборота по продаже продукции собств. пр-ва и по­купных товаров, включая наценку; • выручка от реализации медикаментов в аптеках; • выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др. Состав товарооборота складывается из различных ви­дов продаж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

РТ/об учитывается в ценах фактической реализации, включая торговую наценку, НДС, акциз, таможенные пошлины строго за отч. период на основе первичных док-в товарно-денежного отчёта и прилагаемых док-в.

Цель анализа РТ/об – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствование товародвижения.

Задачи анализа: - Дать оценку выполнения плана товарооборота и поставки товаров покупателям; - Изучить их в динамике; - Выявить и измерить влияние основных факторов на розничный и оптовый товарооборот; - Установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению.

Этапы анализа: 1) анализ выполнения плана и динамики товарооборота; 2) анализ товарной структуры и состава Т/об; 3) анализ внутренних факторов, влияющих на выполнение плана и динамику Т/об (• обеспеченность и использование товарных ресурсов (Т/об=Зн+П-В-Зк, используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого оз показ-й); • обеспеченность трудовыми ресурсами и повышение эффективности труда (∆Т/обч=ПТпред.пер.*∆Ч+(∆Ч*∆ПТ)/2; ∆Т/обпт=Чпред.пер.*∆ПТ+(∆Ч*∆ПТ)/2); • состояние, развития и эффективность использования материально-технической базы пр/п, его основных фондов (Т/об=S*Ксм*Д*Вs, последов-но заменяя показ-ли предш. года на дан. отч. года и вычитая из полученного результата пред., можно определить влияние кажд. из указанных показ-й – метод цепной подстановки).

План Т/об включает: 1) план по общему объему, структуре, видам, по периодам (кварталам и месяцам); 2) план товарного обеспечения. Методы планирования: • опытно-статистический (расчет ведется на основе среднегодовых темпов изменения Т/оба за предш. 3-5 лет и сопоставимого Т/об отч. пер.); • экономико-статистический (основан на сглаживании данных об изменении Т/об в % за ряд предш. 4-5 лет с помощью скользящей средней); • экономико-математический (основан на построении моделей, учитывающих влияние различных факторов на Т/об); • комплексной увязки осн. показателей торговой деятельности (Т/об, дохода от реализации товаров, ИО и прибыли от реализации – самый эффективный метод).

Первым и основным фактором является местонахождение торгового предприятия Действие этого фактора обусловливает интенсивность потока потенциальных покупателей предприятия Чем выше интенсивность потока покупателей, тем больше объемы товарооборота предприятия, и наоборот. Второй фактор - ценовая и маркетинговая политика предприятия Успехи предприятия в реализации товаров и услуг в значительной мере зависят от эффективности его ценовой и маркетинговой политики Ценовая политика предприятия определяет уровень цен на товары и услуги, реализуемые .

Рост объема товарооборота возможно при:

- росте цены реализации отдельных видов товаров, хотя возможности использования этого резерва ограничены конкурентной цене реализации соответствующих товаров;

- снижении цены реализации отдельных видов товаров при условии роста количества реализованных товаров за счет привлечения дополнительных покупателей или рост объема приобретения товаров одним покупателем

Ценовая политика предприятия является одной из составляющих маркетинговой политики, реализация которой позволяет использовать более широкий арсенал инструментов и методов формирования спроса на товары и услуги с целью увеличения объемов их реализации.

Третьим фактором является обеспечение товарооборота товарными ресурсами Объем товарооборота предприятия зависит от наличия предложения, объемов товарных запасов и их изменения в течение определенного пери йода, объемов прочего выбытия товарных ресурсов.

Наиболее весомым фактором является изменение объемов поступления товаров (Н = Р С2 - 32) Нормальное развитие торговли может осуществляться только при постоянном увеличении товарного потока, что обеспечивается регулярным поступлением товаров от предприятий-производителей, оптовых предприятий других поставщиков товаров. Сокращение объемов поступления товаров в связи с ухудшением состояния товарного предложения или в связи с финансовыми трудностями торгового предприятия приводит к снижению объемов товарооборота предприятия. Оценивая характер воздействия, нужно учитывать структурное соответствие, т.е. ассортиментную структуру запасов и поступления из ассортиментной структуры товарооборота. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может стать отрицательным Нельзя считать положительным фактором увеличение завоза товаров, которые не пользуются потребительским спросом, или рост начальных запасов, которое происходит за счет неходовых товаров.

Четвертый фактор - обеспечение товарооборота трудовыми ресурсами. Одним из весомых факторов, обусловливающих объемы товарооборота, является наличие персонала соответствующего состава и квалификации для реализации определенной массы товаров, создание условий для обеспечения надлежащего уровня производительности труда. Изменение численности, состава и производительности труда персонала предприятия обусловливает соответствующее изменение объема товарооборота предприятия Обеспеченность трудовыми ресурсами относится к лимитирующих факторов в, т.е. факторов, которые имеют соответственно изменяться для создания условий роста объемов товарооборота предприятий.

Рост объемов товарооборота предприятия может быть обеспечено за счет:

-увеличение численности торгово-оперативного персонала предприятия;

-сокращение удельного веса в составе персонала аппарата управления, вспомогательного и обслуживающего персонала;

- рост производительности труда персонала предприятия, т.е. среднего объема реализации товаров и услуг одним работником предприятия при условии сохранения качества обслуживания покупателей.

Последним фактором, пятым, является обеспечение товарооборота материально-технической базой. Этот фактор также относится к группе лимитирующих Увеличение объема розничного товарооборота требует соответствующего прироста объемов торговой сети (площади) или определение путей и средств рационального использования имеющейся материально-технической базы Возможности использования имеющейся материально-технической базы разнообразные Это внедрение новых форм и методов продажи товаров, рационализация товарной выкладки и потоков покупателей, расширение продаж фасованных товаров, рациональное использование торгового оборудования, применение тары-оборудования .

Вопрос 10: Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование.

Оптовый оборот – промежуточная стадия реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходит за пределы товарного обращения.

Оптовый т/о классифицируется: 1) по назначению: а) продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям и организациям, а также на экспорт; б) межгосударственный и межреспубликанский, осуществляемый на основе межправительственных соглашений; в) внутрисистемный отпуск – продажа внутри региона одним оптовым продавцом другому.

2) по формам товародвижения: а) складской; б) транзитный, характеризующий посредническую роль опта в отношениях между поставщиками и покупателями. Транзитный т/о делится на оборот с участием в расчетах (когда оптовое предприятие выступает как собственник, оплативший стоимость товара) и транзит без участия в расчетах (когда опт.предприятие выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товара). Сумма складского и транзитного т/о составляет валовой оптовый т/о.

3) по форме расчетов: а) предварительная оплата – покупатель согласно договору производит оплату до фактического получения товара. Поставщик передает товар после получения денег от покупателя. Предварительная оплата обычно применяется на товары, пользующиеся повышенным спросом, или на разовые заказы;

б) оплата по факту – покупатель оплачивает товар в момент его получения. Это условие повышает гарантии оплаты со стороны покупателей и заказчиков, а также гарантирует современность поставок со стороны продавца;

в) получение на реализацию - поставщик передает товар покупателю на условиях договора. Покупатель реализует товар, после чего производит оплату поставщику на условиях и в сроки, отмеченные в договоре, либо возвращает товар в виде, пригодном для дальнейшей реализации. Данный вид расчетов применим и для новых, еще не известных покупателю товаров, находящихся в начале кривой жизненного цикла. Спрос на такие товары, возможно, будет расти с развитием жизненного цикла;

г) получение на консигнацию – поставщик передает товар покупателю на условиях обязательной его оплаты через определенный период времени, предусмотренный договором. По истечении указанного периода покупатель производит оплату независимо от реализации. Данное условие обеспечивает отсрочку платежа и применяется, если на реализуемые товары не находится достаточное количество покупателей и заказчиков, способных оплатить товар немедленно или с предварительной оплатой.

Планирование оптового т/о осуществляется теми же методами, что и розничный т/о. Особенностью является то, что вначале определяется т/о по структуре, а затем общий объем т/о. В первую очередь планируется оборот по реализации, затем планируется оборот по межреспубликанскому и межобластному отпуску. В последнем планируется внутрисистемный оборот по реализации. Оборот по реализации включает в себя продажу розничным предприятиям, промышленным предприятиям для переработки и производственного потребления, а также предприятиям соц. значения. Межреспубликанский и межобластной т/о планируется на основе сложившейся тенденции, а также заявок и заказов. Следующим этапом планирования является распределение т/о на складской и транзитный. Последний этап – определение суммы валового оптового т/о, т. е. определяется сумма оборота по реализации, межреспубликанский и внутрисистемный т/о. После определения общего объема т/о распределяется т/о по кварталам, месяцам, предприятиям на основе данных анализа.

Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателей оформляются специальными таблицами.

Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей (потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.

Наши рекомендации