Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники формирования, показатели эффективности использования
Активы предприятия, которые участвуют в текущей деятельности и неоднократно меняют свою натурально-вещественную стоимость в течение года, называют оборотными средствами.
Оборотные средства выполняет функции платежно-расчетного обслуживания кругооборота материальных ценностей на стадии приобретения, производства и реализации продукции.
Оборотные средства классифицируются:
1) по функциональному назначению:
-оборотные производственные фонды – это часть оборотных активов, которая задействована в производственной деятельности, имеет свою натурально-вещественную форму и полностью потребляется в процессе одного производственного цикла ( запасы, материалы, сырье, незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.д.);
-фонды обращения- это совокупность запасов, товаров и готовой продукции, а также денежные средства и средства в расчетах (дебиторской задолженности). Эти фонды не участвуют в производственном процессе, они постоянно находятся в обороте. Основными назначением фондов обращения является обеспечение денежными средствами ритмичности процесса обращения товаров. На предприятиях торговли оборотные средства составляют подавляющую часть совокупности активов – до 80-90%.
2) по источникам формирования:
-собственные – находятся в распоряжении предприятия и формируются за счет собственных ресурсов. К ним относится уставной капитал, нераспределенная прибыль и т.д.;
-заемные- являются кредиты банков и займы у других организаций;
3) по особенностям планирования:
-нормируемые – позволяет оптимизировать размер и структуру оборотных средств;
-ненормируемые.
Структура оборотных средств, изучаемая по значимым для предприятия элементам. Например, для предприятия торговли такими элементами являются средства, авансированные в товарные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства. При этом рассчитываются темпы их изменения и удельный вес в общей сумме активе.
Для анализа используется показатель среднегодовой стоимости оборотных средств
(5.1)
где - стоимость оборотных средств на определенную дату,
n –число показателей.
Эффективность использования оборотных средств предприятия определяется следующими показателями: коэффициентом оборачиваемости оборотных средств предприятия, скоростью оборота, уровнем рентабельности оборотных средств и коэффициентом загрузки оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости показывает размер оборотных средств, приходящихся на 1 рубль выручки от реализации и определяется по формуле:
(5.2)
где - объем реализованной продукции за определенный период,
- средняя сумма оборотных средств за этот же период.
(5.3)
где - время (скорость ) оборота;
- дневной объем реализации продукции.
(5.4)
где - уровень рентабельности оборотных средств,
П- сумма прибыли за рассматриваемый период.
Коэффициентом загрузки оборотных средств является величина обратная коэффициенту оборачиваемости.
(5.5)
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для экономики предприятия, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму непосредственно влияет на платежеспособность предприятия.
Размер средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, рассчитывается по формуле:
(5.6)
где -экономия (высвобождение) оборотных средств;
-время оборота фактическое, дн.;
ОБп - время оборота плановое, дн.;
- планируемый однодневный объем реализации продукции.
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств (в разрезе их основных элементов).
1. Производственные запасы:
-закупка материалов более мелками партиями;
-разработка графиков поставки и их соблюдение;
-ускорение и удешевление транспортировки грузов;
-улучшение организации складского хозяйства на основе механизации и автоматизации.
2. Незавершенное производство:
-сокращение длительности производственного цикла (за счет повышения сменности работы, снижения времени пролеживания деталей, внедрения прогрессивной техники и технологии);
-снижение себестоимости единицы продукции.
3. Готовая продукция на складе:
-организация маркетинговых исследований;
-планирование продвижения товаров на рынок;
-соблюдение сроков изготовления продукции;
-уменьшение размера партии отгрузки.
4. Дебиторская задолженность:
-уменьшение предоставляемых отсрочек платежа;
-ускорение безналичных расчетов;
-реализация продукции только платежеспособным покупателям.