Особые характеристики телевидения
У телевидения существует ряд особых характеристик, которые отличают его от аудиосредств. Рассмотрим их подробнее.
(a). (a).Кроме звука телевидение обладает движением, видом и цветом, хотя, конечно, все еще много телевидение демонстрирует черно-белые сериалы и фильмы.
(b). (b).В Великобритании телевидение – это величайшее массмедиа развлечений, но в развивающихся странах это в основном элитное медиасредство. Однако и здесь происходят перемены, например, коллективный просмотр в общественных помещениях и на рабочих местах, хотя надо отметить, что аудитория в основном мужская. На Западе коммерческое телевидение нацелено главным образом на домохозяек. В некоторых развивающихся странах телевидение рассматривается как средство, предназначенное в основном для развлечения детей, и нередко телевизор включен весь день, несмотря на затраты, не говоря уже о потерях дорогой здесь электроэнергии.
(c). (c).В отличие от радио производство телевизионных программ – намного более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако для выпуска документальных передач могут использоваться совместные предприятия или иные варианты кооперирования, при этом расходы на производство делятся между всеми подрядчиками на выполнение телевизионного заказа.
В настоящее время отношение к затратам на телевидение в Великобритании меняется, и все чаще спонсируются целые программы, т.е. повторяется процесс, происходивший на американском радио с «мыльными операми». Теперь на ВВС и на ITV с таким подходом согласны и ищут спонсоров. Так, Lloyds Bank спонсирует ежегодный конкурс молодых музыкантов, показываемый на ВВС2, a Croft Port согласилась спонсировать сериал Rumpole на ITV. Компания Powergen – спонсор национальных прогнозов погоды на ITV, a First Choice Holiday – Лондонский региональный прогноз погоды, идущий по Carlton TV. The Guardian спонсирует программу Film on 4 («Кино в четыре»), Midland Bank и Coca-Cola – спонсоры драматических программ. В 1997 г. корпорация ВТ спонсировала кругосветную регату Global Challenge, Bell's, производитель виски, – футбольную Шотландскую премьер-лигу. Еще одно нововведение – американский метод (предложенный теперь и в Европе) «бартера», в соответствии с которым телеканал представляет программу бесплатно в обмен на бесплатную рекламу своей продукции.
Некоторые телевизионные шоу идут в прямом эфире или записаны в течение недели перед выходом в эфир, но многие передачи записываются за несколько недель или даже месяцев до выхода в эфир. В случае предварительного производства программ PR-специалисту более сложно включать в них свои материалы, т.е. добиваться оперативного предоставления своих интересов в этом случае трудно.
(d). (d).Поскольку телевидение – в основном визуальное средство, при подготовке передачи надо уделить серьезное внимание томy, чтобы материал или известная личность были интересны и привлекательны. С точки зрения PR это означает, что необходимо с величайшей осторожностью выбирать людей для телевизионных интервью, потому что зрители будут смотреть и на их внешний вид, и на модели одежды, а также слушать, что они говорят. Телевидение может развенчать любого, кто не вписывается в его рамки. Это подтверждают примеры многих выборов в Северной Америке, Европе и Австралии, где искренность или властность политиков в ходе их выступлений на телевидении становится более наглядной и явной. Выражение «Выборы с помощью ящика» сейчас уже стало трюизмом.
И совсем иное происходит в африканских странах. Жители этого континента очень любят поговорить. Типичная статичная дискуссия в студии, которая была бы скучна для западного жителя, у африканской аудитории очень популярна.
(e). (e).Репортеру газеты или журнала нужна только ручка и бумага, корреспонденту радио нужен только магнитофон, но телевидению для работы требуется достаточно сложное оборудование и обслуживающий его персонал, причем ни того, ни другого постоянно не хватает. Телевизионные съемки могут также происходить как в специально отведенное время, так и неожиданно. Вряд ли можно ожидать, что команда операторов окажется на мероприятиях, устраиваемых для прессы в целом, или будет в составе группы, приглашенной посетить какие-то производственные структуры. В связи с особенностями своей работы эти люди хотят монополизировать свое общение.
В начало