Оценка емкости рынка. Потенциал и доля рынка. Оценка рыночных возможностей.
Потенциал рынка — это прогнозная оценка максимальных производственных и потребительских возможностей рынка:
1) Производственный потенциал характеризует возможность произвести и представить на рынок определенный объем товаров и услуг.
2) Потребительский потенциал — это возможность рынка поглотить (купить) определенное количество товаров и услуг.
Производственный потенциал рынка:Схема расчета производственного потенциала на какой-то период времени может быть представлена следующим образом:
§ — производственный потенциал рынка, т.е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода времени;
§ — предприятия, производящие данный товар;
§ — мощность предприятия (предприятий);
§ — степень загрузки производственных площадей;
§ — степень обеспеченности ресурсами;
§ Эр — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
§ — внутреннее производственное потребление (по нормативам);
§ — часть продукции, которую производят конкуренты;
§ — число производственных предприятий.
Для конкретной фирмы данную модель можно заменить на более простую:
§ — объем продукции, запланированный на i-м предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов:
Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка:
Емкость рынка - это возможный объем реализации товара/услуги при определенном уровне цен. Показатель емкости рынка исчисляется в деньгах (рублях, долларах, евро, тугриках и т.д.) — т.е. это максимальная сумма, которую может получить продавец (продавцы) на данном рынке при неизменных обстоятельствах (объеме предложения, уровне спроса, ценах и т.д.). В отдельных случаях емкость рынка может быть выражена в натуральном выражении (например, по данным статистики), но бизнес интересует обычно, какую он может выручить за это сумму. Поэтому формула расчета емкости рынка обычно выглядит так:
E = К х Ц
Где E — емкость рынка, К — количество товара, Ц — цена товара
Доля рынка является ключевым показателем при оценке конкурентной позиции предприятия. Она рассчитывается по формуле Д = П / Е, где П — объем продажи данной фирмы, Е-емкость рынка. Если у предприятия доля рынка выше, чем у конкурентов, то, следовательно, выше и объем производства. Это дает возможность экономии на условно- постоянных расходах, в результате чего себестоимость единицы продукции у него будет ниже, чем у конкурентов. Следовательно, позиции данного предприятия в конкурентной борьбе более предпочтительны.
Для того чтобы получить более конкретизированную картину, исследуется конъюнктура рынка. Конъюнктура — это сложившаяся экономическая ситуация, характеризующаяся прежде всего соотношением спроса и предложения, а также движением цен и товарных запасов, отраслевой структурой портфелей заказов и другими экономическими показателями. Конечная цель анализа конъюнктуры - создание картины будущего состояния рынка для принятия решения о дальнейшем поведении на нем фирмы.