История развития маркетинга территории в России и за рубежом.
История развития маркетинга территории в России и за рубежом.
Термин “маркетинг” возник в США на рубеже ХIХ--ХХ веков, а как ведущая функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.
В результате исследования истории становления маркетинга за рубежом можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап: 1860-1930г соответствует концепции совершенствования производства, суть которой в том, что потребитель не будет благосклонен к товару, если товаров немного и у товара высокая цена. Цель: получение прибыли за счет увеличения объемов производства, снижения цены через совершенствование технологий производства.
Второй этап - 1930-1950гг. - концепция совершенствования товара. Суть: потребитель будет благосклонен к тем товарам, которые имеют наилучшие эксплутационные и потребительские свойства и характеристики. Цель: получение прибыли путем постоянного совершенствования товара. Объект: товар.
Третий этап: 1950-1960 гг. связан с развитием концепции интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель не будет благосклонен к товару, если не предпринимать усилий в сфере продаж. Средства: жесткие продажи, стимулирование сбыта, реклама. Цель: получение прибыли.
Четвертый этап - 1960-1980 гг. В это время развивается концепция маркетингового управления, т.е. долгосрочное и перспективное планирование и прогнозирование опирающееся, во-первых, на исследование рынка, товара, покупателя; во-вторых, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта Средства: комплекс маркетинга товаров, цену, сбыт, продвижение.
Пятый этап: 1980-наше время - этап становления стратегического маркетинга, ориентирование маркетинга на долгосрочную перспективу, систематический анализ рынка, что приводит к разработке эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп потребителей.
В России бурное развитие маркетинг получает во время развития промышленности в начале 20 века, однако, в советской экономике отношение к маркетингу негативное и как наука он не изучается. Изучение и использование маркетинговых методов и инструментов активно начинается с началом экономических реформ в 1990-е годы.
Цели и задачи маркетинга территории.
Цели:
Ø расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;
Ø привлечение инвестиций, осваеваемых на территории;
Ø привлечение покупателей и заказчиков на продукцию и услуги, производимые на территории;
Ø повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;
Ø формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности
Задачи
· выявление и диагностика состояния сообщества, его основных проблем и забот, причин их возникновения;
· выработка видения перспектив решения этих проблем на основе реалистичного осмысления ценностей сообщества, его ресурсов и возможностей;
· выработка долгосрочного поэтапного плана инвестиций и трансформации сообщества.(по Котлеру).
Субъекты и объекты маркетинга территории.
Субъекты –
• территориальные органы власти и управления;
• некоммерческие организации (спортивные общества и федерации, национальные землячества и профессиональные союзы и др.);
• коммерческие организации (туристические компании, авиакомпании, гостиницы, объекты для досуга, торговые и промышленные предприятия и др.);
Объект - территориальное управление и конкурентоспособность территорий.
Предмет-состояние и тенденции развития территории, создание и поддержание притягательности и престижа самой территории, а также привлекательности сосредоточенных на ней ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства.
Дифференциация территории.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - это концепция, описывающая разнообразное предложение товаров и услуг, предлагаемых потребителю (в территориальном маркетинге дифференциация направлена на формирование определенного отношения потребителя к территории). Такое разнообразие предложения, согласно Ж.Ж. Ламбену, существует на 2х уровнях:
ü между конкурентами по однотипным товарам
ü между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты.
В территориальном маркетинге также можно выделить 2 аспекта анализа:
• дифференциация первого рода - дифференциация территории по сравнению с другими территориями-конкурентами (возможным местом проживания и/или осуществления деятельности);
• дифференциация второго рода - дифференциация территории для разных групп потребителей ее благ и услуг (для разных групп потребителей территориального продукта).
Дифференциация может быть успешной при соблюдении ряда условий:
• самый легкий способ проникнуть в сознание человека - быть первым;
• на дифференциацию первыми откликаются индивиды, с легкостью меняющие свои предпочтения (чтобы внушить людям новую идею, необходимо вытеснить старую);
• дифференциаторы должны представлять «ценность» для потребителя;
• лучше, если дифференциаторы будут уникальны;
• дифференциаторы должны быть понятны для потребителя;
• дифференциаторы должны быть в достаточной степени заметны для потребителя;
• дифференциаторы должны быть такими, чтобы их можно было защитить от подражания со стороны конкурентов.
24.Макросегментациябазового рынка может быть проведена путем анализа трехмерной схемы, в которой следует учесть:
– группы потребителей – «кто» получает удовлетворение;
– функцию потребностей – «что» удовлетворяется;
– технологии – «как» удовлетворяются потребности.
Выделяют всего три группы потребителей территориального продукта:
· частные лица,
· коммерческие организации (предприятия) и
· общественные (некоммерческие) организации.
Можно выделить четыре потенциальные причины (потребности). Территория может рассматриваться потребителем как:
· место постоянного проживания,
· место временного проживания,
· место постоянного ведения деятельности,
· место временного (эпизодического) ведения деятельности.
При ответе на вопрос: как удовлетворяются потребностив территориальном продукте речь должна идти о том, в каком качестве будет выступать потенциальный потребитель:
· он будет пользователем территориального продукта,
· покупателем территориального продукта
· будет выступать одновременно в качестве пользователя и покупателя территориального продукта.
Микросегментация.
После макросегментации следует провести микросегментацию базовых рынков. Микросегментация позволяет более четко представить сегменты, однородные с точки зрения желательных достоинств товара или услуги и отличные от других сегментов. Микросегментация потребителей территориального продукта может быть выполнена по ряду целому ряду критериев, например:
* частные лица могут быть сгруппированы в зависимости от возраста, социальной принадлежности, места проживания, сферы профессиональных интересов, проживания в разных по размеру и статусу населенных пунктах региона и др.;
* коммерческие организации могут быть сгруппированы в зависимости от размера бизнеса, от отрасли и вида деятельности, места расположения бизнеса, региона ведения деятельности и страны (региона страны) и др.;
* некоммерческие общественные организации могут быть сгруппированы с учетом специфики интересов и предметов ведения (культурологические, религиозные, спортивные и т. д.), в зависимости от возраста членов НКО (детские, подростковые, ветеранские), в зависимости от статуса (местные, региональные, международные) и др.
История развития маркетинга территории в России и за рубежом.
Термин “маркетинг” возник в США на рубеже ХIХ--ХХ веков, а как ведущая функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.
В результате исследования истории становления маркетинга за рубежом можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап: 1860-1930г соответствует концепции совершенствования производства, суть которой в том, что потребитель не будет благосклонен к товару, если товаров немного и у товара высокая цена. Цель: получение прибыли за счет увеличения объемов производства, снижения цены через совершенствование технологий производства.
Второй этап - 1930-1950гг. - концепция совершенствования товара. Суть: потребитель будет благосклонен к тем товарам, которые имеют наилучшие эксплутационные и потребительские свойства и характеристики. Цель: получение прибыли путем постоянного совершенствования товара. Объект: товар.
Третий этап: 1950-1960 гг. связан с развитием концепции интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель не будет благосклонен к товару, если не предпринимать усилий в сфере продаж. Средства: жесткие продажи, стимулирование сбыта, реклама. Цель: получение прибыли.
Четвертый этап - 1960-1980 гг. В это время развивается концепция маркетингового управления, т.е. долгосрочное и перспективное планирование и прогнозирование опирающееся, во-первых, на исследование рынка, товара, покупателя; во-вторых, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта Средства: комплекс маркетинга товаров, цену, сбыт, продвижение.
Пятый этап: 1980-наше время - этап становления стратегического маркетинга, ориентирование маркетинга на долгосрочную перспективу, систематический анализ рынка, что приводит к разработке эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп потребителей.
В России бурное развитие маркетинг получает во время развития промышленности в начале 20 века, однако, в советской экономике отношение к маркетингу негативное и как наука он не изучается. Изучение и использование маркетинговых методов и инструментов активно начинается с началом экономических реформ в 1990-е годы.