Различия между товарами и услугами
Ощущаемыеразличия -когда различия между продуктами визуально очевидны для потребителя.Например, красный автомобиль зрительно отличается от черного, и может понравиться большему числу людей без увеличения производственных затрат. Аналогичным образом холодильники могут иметь исполнение с дверцей, имеющей ручку слева или справа, с одной или двумя дверцами, могут быть разного цвета.
Неощущаемыеразличия -несмотря на свое существование, такие различия не бросаются в глаза. Некоторые марки сигарет могут иметь фильтр отличающейся формы или бумагу иного цвета, однако обнаруживается это лишь после того, как покупатель откроет пачку. Закурив, он может ощутить разницу во вкусе (ментол, например). То же относится к жевательной резинке (без сахара) и многим другим пищевкусовым продуктам (кофе без кофеина, витаминизированный чай).
Воображаемыеразличия -создаваемые путем рекламы и других приемов продвижения для многих продуктов, таких, как аспирин, бензин,пищевыепродуктыв упаковке, спиртные напитки и некоторые известные марки сигарет.
Услуги
Услуга - объект продажи, полезность которого проявляется в виде определенных действий, выгод или удовлетворения требований.
Услуги можно разделить на четыре группы:
бытовые(питание - столовая, бистро, кафе, бар, ресторан, банкет; жилье - строительство, ремонт, переоборудование; обслуживание - стирка, уборка; ремонт изделий; отдых - билеты, путевки, кино, театр, дискотеки);
деловые(технические - обработка посевов гербицидами с помощью авиации, ремонт сельскохозяйственной техники в специализированных предприятиях, наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт помещений, утилизация отходов производства);
интеллектуальные(правовые, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, подбор персонала, управленческие);
финансовые(расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, управление капиталом).
Особо следует остановиться на социальных услугах, которые могут оказываться в четырех областях:
· образование- школа, колледж, курсы, училище, институт;
· здравоохранение- поликлиника, косметический кабинет или салон, больница, консультация, профилакторий, санаторий;
· безопасность- охрана, расследования, правовая защита;
· развитие- лектории, экскурсии, музеи, клубы.
4. Качество и конкурентоспособность товара
Качество - совокупность свойств изделия, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Предполагаемые потребности должны быть также установлены и определены, и выражаться в свойствах и количественных характеристиках этих свойств, отражающих различные стороны продукта.
Характеристики качества
Экономическиепоказатели - цена покупки и цена коммерческого использования продукции; условия поставки, сроки поставки и способы расчетов с покупателями, в том числе предоставление покупателю коммерческого кредита, рассрочки платежа и др.
Эргономическиепараметры - соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций.
Эстетическиепараметры - внешнее восприятие товара.
Важно помнить, что, какие бы характеристики качества не использовались
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность товара - относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента.
Таким образом, категория качества лежит в основе понятия конкурентоспособности. Если производитель намерен сделать свою продукцию конкурентоспособной, он должен определить условные характеристики прогнозируемой потребности возможно точнее.
Особо следует остановиться на группе параметров, которые характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами, стандартами и законодательством па рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим стандартам и нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью. Выполнение условия о совпадении технических параметров потребности итовара является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар.
Нормативныепоказатели - используемые для определения соответствия продукции обязательным национальным стандартам.
Патентно-правовыепоказатели - определяющие патентную чистоту продукции, степень воплощения в изделии оригинальных технических решений, не подпадающих под действие патентов в конкретной стране.
При удовлетворении потребности покупатель несет расходы, как по приобретению товара, так и по его потреблению. В целом общая сумма этих затрат выступает для него в виде "цены удовлетворения потребности" или "цены потребления".
Приобретая, например, трактор, необходимо учитывать не только цену его покупки, но и эксплуатационные расходы (расход горюче-смазочных материалов на единицу работы, ремонтопригодность, технологичность, надежность, трудоемкость обслуживания и т.д.), стоимость запасных частей и используемых материалов. Может оказаться, что машина более дешевая при попке окажется более дорогой в эксплуатации, что может привести к резкому увеличению "цены удовлетворения потребности".
Стремясь добиться оптимального соотношения уровня потребительских свойств товаров и своих расходов, покупатель выбирает то изделие, по которому будет, достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат. Таким образом, для определения конкурентоспособности какого-либо товара необходимо провести сравнение цен потребления.
Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является самым сложным моментом, что позволяет неоднозначно толковать его. Обязательным условием при сравнении является сопоставимость значений показателей оцениваемой продукции и аналога, определяемых в зависимости от соответствующих этапов их разработки, изготовления и эксплуатации.
Критерии оценки конкурентоспособности парижской торгово-промышленной палаты: