Исследование товарных рынков
Изучение товарной структуры рынка.
Основой классификации товарного рынка является материально – вещественная форма товара.
Выделяют следующие уровни:
Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Их использование зависит от целей исследования. Самые важные признаки:
Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей: потребители, которые:
Подобное представление рынка сбыта товара показывает необходимость анализа существующих и потенциальных покупателей и позволяет определить объект рыночного исследования:
Исследование любого рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение.
|
Все рыночные проблемы в зависимости от масштабов можно классифицировать как общие и частные:
Выделяют две самостоятельных направления рыночных исследований:
Требования к проведению исследования («как изучаем?»):
1) Основное требование к рыночному исследованию – системный сбор, обработка и анализ информации о состоянии рынка.
2) Комплексный подход – необходимость всестороннего изучения элементов рынка в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Составляющие элементы рынка:
- анализ выпуска
- анализ поставки товаров
- изучение структуры потребительского спроса, потребительских предпочтений, каналов и форм сбыта, активных форм воздействия на рынок и т.д.
3) Дифференцированный подход – учет особенности отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.
Модель изучения товарной структуры рынка
Оценка конъюнктуры рынка
Три уровня исследования конъюнктуры рынка:
M общеэкономический;
M товарный;
M отраслевой.
Сбор информации – важнейший этап изучения рыночной конъюнктуры. Различают информацию:
Система показателей дляисследования конъюнктуры рынка:
- производство товаров в ассортименте;
- обновление товарного ассортимента;
- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
- запасы товаров в ассортименте;
- забраковка товаров и рекламация (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);
- продажа товаров в ассортименте (оптовая, розничная, фирменная);
- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;
- выполнение заявок на поставку товаров;
- изменение в спросе потребителей;
- величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
- динамика цен;
- продажа товаров по сниженным ценам (уценка, сезонная распродажа).
Схема конъюнктурного обзора сбыта товаров
Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде.
Оценка осуществляется исходя из анализа: информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок; результатов специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции; повышения качества товаров и др.
Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров.
Показатели | Характеристика спроса | ||||||||
Производство | Продажа | Запасы | |||||||
рост | без изменения | снижение | рост | без изменения | снижение | рост | без изменения | снижение | |
+ | + | + | + | + | + | Ограниченный спрос | |||
+ | + | + | + | + | + | Стабильный спрос | |||
+ | + | + | + | Повышенный спрос | |||||
+ | + | + | + | + | + | Товар дифецитен |
В конъюнктурном обзоре отражаются итоги анализа указанных показателей в виде перечня товаров, пользующихся и не пользующихся повышенным спросом.
Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка.
Составляется на 1-2 квартала:
- каких товаров будет недостаточно на рынке и какие могут оказаться в избытке
- какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах
- какие могут возникнуть затруднения с выполнением договорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры.
Раздел 3. Предложение и рекомендации:
1) перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техническое обслуживание и т.д.);
2) перечень товаров, выпуск которых следует увеличить;
3) перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства;
4) перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.
Определение емкости рынка
Емкость товарного рынка можно определить по формуле:
,
где: С – емкость рынка (полное потребление данного товара на данном рынке страны);
Р – национальное производство данного товара;
R – остаток товарных запасов на складах предприятий – изготовителей
Е – экспорт;
I – импорт;
Д – снижение (М – увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей товаров.
Доля рынка– это вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара или продажах отрасли: Vф/V.
Следует различать 2 уровня емкости рынка:
Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность. Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая емкость.
Вся совокупность факторов влияния на емкость рынка делится на две группы:
1. Общие социально-экономические факторы определяют емкость рынка любого товара | 2. Специфические факторы– определяют развитие рынков отдельных товаров |
- объем и структура товарного предложения - ассортимент и качество выпускаемых изделий; - размеры импорта по данному товару или группе; - достигнутый уровень жизни и потребностей населения; - покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; - численность населения; - его социальный и половозрастной состав - степень насыщенности рынка - состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; - географическое расположение рынка. Значительное влияние на состояние рынка оказывают также такие процессы: - обособление территории; - введение новых денежных единиц; - образование коммерческих структур; - инфляция; - введение новых таможенных ограничений. | - размер и состав гардероба; - природно – климатические условия; - изменения моды; - национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви); - достигнутый уровень обеспеченности; - сроки физического и морального износа товара; - рост жилищного строительства; - развитие прокатной сети; - рационализация сбыта; - рост цен на энергоносители (для товаров длительного пользования) |
ТЕМА 3