Механизм регулирования спроса, его классификационные признаки
Тема 1: Социально-экономическая сущность и функции маркетинга
Виды маркетинга
1. Конверсионный. Данный вид связан с негативным спросом. Негативный спрос – это такая ситуация, когда на рынке все или многие потребители отвергают какой-то конкретный вид товара.
Основной задачей данного вида маркетинга является разработка конкретного плана, способствующего зарождению спроса на такие товары, с возможной перспективой развития.
2. Стимулирующий. Этот вид связан с безразличием потребителей к определенным товарам. Безразличие отсутствия спроса бывает, во-первых, когда товар теряет свою ценность в глазах покупателей; во-вторых, товары не имеют ценность на данном рынке; в-третьих, когда рынок не готов к появлению этого товара.
3. Развивающий. Связан с начавшимся формированием спроса на товары.
Главная задача – выявить потенциальный спрос и создать соответствующий товар.
4. Ремаркетинг – это изыскание новых путей маркетинга с целью создать новый жизненный цикл товара, на который упал спрос.
5. Синхромаркетинг предназначен для изменения структуры спроса.
6. Поддерживающий – это маркетинг, ориентированный на поддержание имеющегося полного спроса путем сохранения необходимого объема продаж.
7. Демаркетинг – это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар,
8. Противодействующий призван ликвидировать или снижать спрос на товары, которые вредят общественному благосостоянию
Элементы маркетинга
Первая группа элементов представлена поставщиками, конкурентами и маркетинговыми посредниками.
Вторая группа – это общественные и государственные организации, такие как пресса, финансовые учреждения, правительственные и законодательные органы, широкие слои населения.
Третья группа – это такие факторы, как законодательство, политика, экономика, наука, культура, демография, технический прогресс и т. д.
Концепция некоммерческого маркетинга
Человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую. В первой функционируют предприятия (фирмы, компании) различных форм собственности и направлений деятельности. Деятельность во второй сфере осуществляют некоммерческие образования и физические лица (некоммерческие субъекты) с целью достижения определенного социального эффекта.
Все некоммерческие субъекты можно разделить на три вида.
1. Государственные некоммерческие субъекты (органы государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня; местные органы государственной власти и управления; госбюджетные предприятия и организации здравоохранения, науки и культуры; государственные силовые структуры и т. д.).
2. Негосударственные некоммерческие субъекты (политические партии и движения; профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различные ассоциации; религиозные конфессии и т. д.).
3. Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры и т. д.).
Некоммерческий маркетингпредставляет собой деятельность некоммерческих субъектов в конкурентной среде. Цель— это достижение социального эффекта, а некоммерческого маркетинга — максимизация этого эффекта при рациональном использовании необходимых ограниченных ресурсов общества.
Социальный эффект— это результат деятельности некоммерческого субъекта, направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получением прибыли.
В различных областях некоммерческой деятельности социальный эффект проявляется различным образом. Так, например, предвыборная деятельность политических партий и движений направлена на получение определенного количества голосов избирателей за выдвигаемых ими кандидатов. Другой пример: некоммерческое высшее учебное заведение, осуществляющее деятельность по привлечению абитуриентов, нацелено на социальный эффект, выражающийся в количестве заявлений, поданных на актуальные для общества специальности.
Механизм регулирования спроса, его классификационные признаки
Товарному предложению на рынке противостоит спрос. Спрос- это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения. Признаки спроса : объект спроса, форма предъявления, степень удовлетворения и степень дробности в процессе осуществления купли-продажи. Регулирование спроса — совокупность форм и методов воздействия на поведение покупателей с помощью маркетинговых рычагов. Важнейшими рычагами являются: товарная политика с учетом привлекательного ассортимента, жизненных циклов товаров, товарных знаков и упаковки, конкурентоспособности; ценовая политика, качество и имидж. Используется следующая классификация спроса: По формам образования выделяют: потенциальный (закрытый) - когда товар еще не выведен на рынок, но уже имеется группа клиентов, готовая его приобрести; формирующийся - возникающий на этапе выведения товара на рынок, когда складываются взгляды, мнения потребителей; сложившийся - когда у большинства потребителей сложилось устойчивое положительное отношение к товару; отложенный - форма спроса на дорогие товары, на приобретение которых деньги необходимо отложить ("скопить"); сезонный – постоянные, повторяющиеся колебания спроса; ажиотажный – в случаях покупки любых товаров с целью истратить деньги в условиях инфляции, денежных реформ; По тенденциям: растущий (интенсивный); стабилизировавшийся; угасающий (спад); По покупательским намерениям: твердо сформулированный (жесткий) – когда покупатель намерен приобрести определенный вид товара и отказывается от альтернативных предложений; альтернативный (мягкий) – когда покупатель согласен на альтернативную замену; спонтанный – импульсивный спрос, возникающий неожиданно, либо в момент неожиданного дождя, жары, холода. В этих ситуациях потребность возникает к зонтам, очкам, шубам и т.п. По степени удовлетворения: удовлетворенный, то есть, приобретены нужные товары в нужном ассортименте по доступным ценам; условно удовлетворенный спрос – приобретен товар, не вполне отвечающий запросам покупателя (по цене, количеству, качеству); неудовлетворенный спрос – товар не куплен из-за его отсутствия в продаже или из-за низкого качества, плохой упаковки, по слишком высокой цене.
5. Основные компоненты социально-корпоративной ответственности за результаты маркетинговой деятельности
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний. Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. Организации, которые оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.«Международный форум бизнесс-лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.«Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест. Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности условно назван «корпоративной ответственностью».Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Безопасность труда.
Стабильность заработной платы.
Поддержание социально значимой заработной платы.
Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.
Развитие человеческих ресурсов подготовки и повышения квалификации.
Оказание помощи работникам в критических ситуациях.
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Спонсорство и корпоративная благотворительность.
Содействие охране окружающей среды.
Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.
Готовность участвовать в кризисных ситуациях.
Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Мотивы социальной ответственности бизнеса:
Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
Рост производительности труда в компании.
Улучшение имиджа компании, рост репутации.
Реклама товара или услуги.
Освещение деятельности компании в СМИ.
Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.
Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
Налоговые льготы.
Направления деятельности, виды социальных программ.