Идентификационные и классификационные признаки чая

Чай - это продукт, получаемый из листьев чайного растения, подвергнутых специальной технологической обработке (завяливания, скручивания, сушки, для отдельных видов ферментации) флеши чайного куста (побега с 2-3 листочками и почкой) и используемых для приготовления из них напитка.

Существует классификация чайных растений в зависимости от климатических разновидностей, в которых они произрастают, отличающихся анатомо-морфологическими признаками и химическим составом чайного листа, определяющим формирование специфических органолептических свойств:

1) китайская разновидность представляет собой кустарник высотой 3 - 5 м. с плотными кожистыми темно-зелеными листьями длиной 6 - 8 см. и шириной 2 - 3 см.;

2) японская разновидность (мелколистная китайская) - кустарник высотой 1 - 2 м. со средней длиной листьев 3 - 4 см.;

3) индийская, или ассамская разновидность - древовидное растение высотой 17 - 18 м. с крупными пузырчатыми листьями длиной 15 - 25 см. и шириной 4 - 9 см.;

4) индокитайская разновидность (гибрид китайской и индийской разновидностей, или цейлонский гибрид) - полудревовидное растение высотой 5 - 10 м. со светло-зелеными пузырчатыми листьями длиной 10 - 17 см.

Таким образом, первичные сырьевые признаки закладывают основы ассортиментной и квалиметрической идентификации чая.

К общим идентифицирующим признакам чая относят характерные форму, размер и анатомическое строение листа (для листового чая), специфичные вкус и аромат настоя, высокое содержание в составе водорастворимых экстрактивных веществ алкалоидов (кофеина, теобромина, теофиллина и др.) и фенольных соединений (танина, катехинов, фенолкарбоновых кислот и др.).

Формирование специфичных идентифицирующих признаков происходит в процессе технологической обработки чайного листа (завяливания или фиксации, скручивания, ферментации для некоторых видов чая, сортировки и др.).

Ассортиментная идентификация чая включает решение следующих задач:

· установление природы чайного сырья;

· определение географической принадлежности по месту произрастания: индийский, цейлонский, китайский, грузинский и т. д.;

· подтверждение основных классификационных признаков, определяющих ассортиментную принадлежность чая и указанных в маркировке;

· подтверждение подлинности марочного наименования (если оно указано).

Для установления природы чайного сырья, в частности для обнаружения фальсификации путем замены чайного листа на листья других растений, используют определение органолептических показателей и исследование анатомо-морфологических признаков чая. Большинство листьев растений, которые используют в качестве имитаторов чая - листья кипрея, бадана, камелии, лавровишни и др. - при заваривании дают настой, лишь по цвету напоминающий чай.

Вкус настоя, приготовленного из другого растительного сырья, как правило, пустой, лишенный характерной для чая терпкости, иногда излишне жесткий, с горечью, аромат грубый, травянистый или напоминающий запах сена. Однако при частичной замене чайного листа на листья других растений указанные органолептические свойства могут быть выражены незначительно. В этом случае для получения надежных результатов идентификации необходимо исследование анатомо-морфологических признаков.

Анатомо-морфологические признаки являются критериями идентификации не только для установления природы сырья, но и для определения места произрастания чая. Для изучения отдельных анатомо-морфологических признаков используют визуальный осмотр и метод микроскопии. Для микроскопических исследований свежий или разваренный чайный лист предварительно обесцвечивают путем вымачивания около суток в 1%-ном растворе КОН, а затем в крепком растворе хлоральгидрата (5:2). Чайный лист имеет продолговатую форму (отношение длины листа к наибольшей ширине больше 2), ограничен пилообразно-зубчатыми краями (у основания - гладкий), зубцы снабжены закругленными железистыми волосками.

Эпидермис нижней стороны листа содержит много крупных овальных устьиц. Их количество и величина зависят от принадлежности чайного растения к определенной разновидности: у китайской — 222 устьица на 1 мм2 чайного листа, у японской — 136, у индийской — 83. Устьица китайской и японской разновидностей более мелкие по сравнению с устьицами индийской разновидности. Эпидермис нижней стороны листа покрыт характерными серебристо-белыми жесткими одноклеточными волосками. Их легко можно заметить невооруженным глазом на поверхности нераспустившейся почки и верхнего листка. Эпидермис верхней стороны листа лишен волосков и устьиц. Между верхним и нижним эпидермисами листа расположены палисадная ткань и губчатый мезофилл.

Существуют различия в строении палисадной ткани: у китайской и японской разновидностей палисадная ткань многослойная и состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток; у индийской разновидности - однослойная, рыхлая, состоящая из крупных, сильно вытянутых клеток. Между клетками мезофилла расположены ветвистые гигантские клетки — идиобласты, характерные именно для чайного листа, так как у других растений они отсутствуют. Часто клетки мезофилла содержат звездчатые друзы кристаллов щавелевокислого кальция.

Указанные анатомо-морфологические признаки являются надежными критериями идентификации природы чайного сырья, а также его географического происхождения, однако они часто утрачиваются в процессе технологической обработки чайного листа при получении некоторых видов готового чая (прессованного, экстрагированного и др.). Для установления места произрастания чая используют также определение элементного состава (К, Zn, Мп, Mg, Си, Al, Са, Ва, Р, Fe, Pb) методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой, исследование состава танино-катехиновой смеси (ТКС) различными хроматографическими методами.

Многие фирмы не заинтересованы в предоставлении достоверной и полной информации о месте произрастания чая, так как этот фактор является одним из основных, оказывающих влияние на формирование качества чая. Очень часто в маркировке содержится информация только о стране происхождения чая и нет данных о конкретном регионе. При отсутствии данной информации ассортиментная идентификация становится значительно сложнее, и ее область задач пересекается с задачами квалиметрической идентификации.

При идентификации места выращивания чая следует помнить о том, что если чай имеет марочное наименование или номерное обозначение, которое дополняется указанием места произрастания чая, доля основного компонента, имеющего указанное место произрастания, должна составлять не менее 60 % купажа.

При ассортиментной идентификации устанавливают принадлежность чая к определенной группе по основным классификационным признакам. По технологии переработки различают чай:

· байховый (рассыпной): черный (ферментированный), зеленый (неферментированный), желтый и красный (частично ферментированные);

· прессованный: кирпичный зеленый, плиточный черный и зеленый, таблетированный черный;

· экстрагированный (быстрорастворимый): концентрированные жидкие и сухие экстракты черного и зеленого чая.

При установлении групповой принадлежности основным критерием идентификации является внешний вид чая. По виду и размерам чаинок черный и зеленый байховые чаи вырабатывают трех видов: крупный (листовой), гранулированный, мелкий (резаный или ломаный). В таблице 1 дана характеристика этого показателя для различных видов байхового чая (см. приложение 1).

Характеристика внешнего вида чая зависит от его сорта, поэтому в таблице приводятся обобщенные сведения об этом показателе. Степень ферментации чайного листа устанавливают по цвету сухого и разваренного листа, цвету и интенсивности настоя, характерным оттенкам вкуса и аромата.

Желтый чай по внешнему виду очень близок к зеленому, но его чаинки имеют более темный цвет с оливковым оттенком. Вкус желтого чая менее терпкий по сравнению с зеленым, аромат цветочный, настой ярко-желтого цвета с красноватым оттенком. Цвет разваренного листа неоднородный, пестрый за счет неполного протекания ферментативных процессов.

Красный чай (оолонг) по внешнему виду похож на черный, но чаинки имеют синеватый оттенок, иногда с металлическим блеском. Цвет настоя - ярко-красный, аромат сильный, вкус мягкий, умеренно терпкий. Наиболее ярким отличительным свойством красного чая является цвет разваренного листа: по краям лист медно-красный, а в центре - с зеленоватым, оливковым оттенком.

Байховые чаи могут вырабатываться ароматизированными. Для ароматизации чая используют различные части ароматических растений (естественная ароматизация), а также ароматические эссенции, как правило, синтетические (искусственная ароматизация) или эфирные масла.

При естественном способе ароматизации чай приобретает очень тонкий, нежный аромат, который становится выраженным при заваривании чая, но не заглушает, а дополняет чайный аромат. В его составе могут обнаруживаться лепестки, цветки и другие части ароматических растений.

При искусственной ароматизации даже сухой чай имеет ярко выраженный аромат, интенсивность которого возрастает при заваривании и очень часто доминирует над основным чайным ароматом.

Особую группу составляют композиционные чаи, ассортимент которых в настоящее время динамично расширяется. Композиционный чай - это смесь черного и зеленого чая, которая часто содержит цветки или лепестки различных цветов (жасмина, розы, василька, подсолнуха и др.), кусочки высушенных плодов, придающие специфичные вкусовые и ароматические свойства настою.

По способу фасовки байховый чай (черный и зеленый) бывает нефасованный, фасованный и фасованный в пакетики для разовой заварки (массой нетто 2; 2,5 и 3 г.).

При изготовлении прессованного чая чайное сырье (высевки, крошку, грубые старые листья позднего сбора) прессуют в виде кирпича (массой 2 кг.), плиток (массой 125 или 250 г.) или таблеток (массой 3-5 г.). Характерные форма и размер являются отличительными признаками чая этой группы. Экстрагированные чаи вырабатывают в виде порошка (гранул, таблеток) или сиропообразной жидкости, которые должны быстро и без осадка растворяться в горячей воде. Способность к быстрому и полному растворению в горячей воде и характерная консистенция являются критериями идентификации экстрагированных чаев.

В отдельную ассортиментную группу можно выделить связанный чай. Связанный чай в отличие от байхового представляет собой не отдельные высушенные чайные листья, а их конгломераты, которые получают перекручиванием нескольких чайных листьев или связыванием их между собой при помощи специальной нити.

В международной практике классифицируют черный байховый чай по внешнему виду и размеру чаинок с соответствующими буквенными обозначениями каждого вида. В таблице 2 приведена международная классификация чая в соответствии с требованиями стандарта ИСО 6078 «Чай черный. Словарь терминов» (см. приложение 2).

Отдельные буквы, входящие в аббревиатуру, обозначают определенные термины, по происхождению относящиеся к разным языкам:

О - «оранж» (orange), происходит от голландского слова «orainge», означающего «королевский»;

Р - «пекое» (pekoe), происходит от китайского слова «рак-ho», что означает «лист чая»;

S - «сушонг» (souchong), происходит от китайского, что означает «грубый», относится, как правило, к нижним листьям или листьям позднего сбора;

В - «броукен» (вгоксп), происходит от английского термина, означающего «ломаный»;

F - в начале аббревиатуры - «флауэри» (flowery) происходит от английского термина, означающего «цветочный» и относится к первому листу флеши.

Зеленый байховый чай в соответствии с международной классификацией подразделяют на следующие группы:

ОР - оранж пекое (крупный, скрученный, однородный);

ОРА - оранж пекое А (очень крупный, скрученный, неоднородный);

Р - пекое (крупный, недостаточно скрученный, пластинчатый).

В странах, производящих чай, есть национальные особенности классификации чая. Так, например, в Китае принята более детальная классификация байхового чая по степени ферментации и скручивания, согласно которой выделяют чай:

· зеленый (люй ча) - неферментированный, скрученный;

· белый (бай ча) - частично ферментированный (завяленный), нескрученный, пушистый (с белыми ворсинками на поверхности сухого чая), изготовленный из нераспустившихся почек и молодых игольчатых листьев;

· бирюзовый или улунский (цин ча) - частично ферментированный, скрученный;

· желтый (хуан ча) - частично ферментированный (используется особая технология томления), нескрученный;

· красный (хун ча) - сильно ферментированный (по общепринятым представления такой чай называют черным), скрученный;

· черный (хэй ча) - частично ферментированный, с продолжительным сроком ферментации и выдержки (наиболее известный чай, относящийся к этой группе - Пуэр, некоторые сорта которого выдерживают до 40 лет и более).

В Японии наиболее известными сортами зеленого чая являются Сенча, Гекуро и Матча.

Идентифицирующими признаками чая Сенча являются тонкие, как иголки, чайные листья ярко-зеленого цвета, слегка сладковатый вкус настоя. Иногда листья чая Сенча скручивают по поперечной оси, и они приобретают форму шариков или чешуек.

Чай Гекуро отличается очень высоким содержанием танина, кофеина и хлорофилла, которые накапливаются за счет особой технологии выращивания чайного куста. Сухие чаинки имеют красивый зеленый цвет с ярко выраженным голубым оттенком.

Чай Матча вырабатывается в виде крупнозернистого порошка, который получают путем растирания высушенных чайных листьев после извлечения из них жилок. Для получения настоя в чай Матча добавляют горячую воду и взбивают специальным венчиком до образования пены. Отличительным свойством чая Матча является очень высокая концентрация эпигаллокатехингаллата, в среднем в 3 раза выше, чем для большинства сортов зеленого чая.

Подтверждение подлинности марочного наименования является наиболее сложной задачей ассортиментной идентификации чая. В настоящее время для этих целей чаще всего используют метод спектроскопии в ближней ИК-области спектра с преобразованием Фурье (ПФ). Этот метод позволяет одновременно определять в чае содержание кофеина, эпигаллокатехингаллата, эпикатсхина и общей активности антиоксидантов. Комплекс этих показателей является весьма специфичным для каждой торговой марки чая.

Квалиметрическая идентификация чая направлена на установление соответствия фактического товарного сорта сведениям, указанным в маркировке. По показателям качества черный и зеленый листовой и мелкий чаи делят на сорта: «Букет», высший, первый, второй и третий. Гранулированный (СТС) черный чай подразделяют на первый, второй и третий сорта, а зеленый чай - на высший, первый, второй и третий сорта. Кирпичный зеленый чай на сорта не подразделяют, плиточный черный чай делят на сорта высший, первый, второй и третий, плиточный зеленый чай выпускают только третьего сорта. Сортность чая определяется качеством сырья и технологическими режимами его переработки.

При определении товарного сорта чая решающее значение имеет органолептическая оценка и содержание водорастворимых экстрактивных веществ.

К органолептическим показателям качества чая относят аромат, вкус, цвет (интенсивность, яркость) и прозрачность настоя после заваривания чая, цвет разваренного листа, внешний вид чая (уборку). При характеристике внешнего вида листового чая особое внимание обращают на наличие золотистого типса, который является признаком высокого качества чая, присутствие черешков, стеблей, нескрученных пластин, посторонних примесей, которые свидетельствуют о низком качестве чая.

Чай высокого качества имеет тонкий и нежный аромат, приятный с терпкостью вкус, яркий, прозрачный, интенсивный настой; внешний вид байхового листового чая - ровный, однородный, хорошо скрученный, мелкого - ровный, однородный, скрученный, гранулированного - достаточно ровный, сферической или продолговатой формы, внешний вид прессованного чая - гладкая поверхность, без трещин, сколов, обломанных краев.

Не допускается смешивание листового чая с мелким и гранулированным. Смешивание мелкого чая с гранулированным допускается. Высевки и крошка в качестве компонента байхового чая не допускаются, кроме чая для разовой заварки (пакетированного чая).

В чае не допускаются плесень, затхлость, кисловатость, а также желтая чайная пыль, посторонние запахи, привкусы и примеси. Норма массовой доли водорастворимых экстрактивных веществ дифференцирована по товарным сортам чая (в %, не менее) и уменьшается при снижении товарного сорта: от 35 % (для сорта «Букет» и высшего сорта) до 28 % (для третьего сорта). Стандартами на чай установлены максимально допустимые значения массовой доли влаги, металломагнитной примеси, сырой клетчатки, мелочи (для байхового чая). Для прессованных чаев регламентированы минимально допустимые значения массовой доли танина и кофеина.

Для импортируемого байхового чая характеристика качества заложена в классификацию по внешнему виду и размеру чаинок. Кроме того, в международной практике чай часто подразделяют по качеству на следующие группы: высокого качества — High; хорошего среднего качества — Good medium; среднего качества — Medium; ниже среднего качества — Low medium; низкого качества — Common.

Количество групп по качеству соответствует количеству товарных сортов, предусмотренных российскими стандартами для байхового листового и мелкого чая, поэтому дифференцированная характеристика показателей качества по российским стандартам может быть распространена на импортируемый чай.

При проведении квалиметрической идентификации следует помнить, понижение сортности чая может быть следствием естественных сорбционных процессов при длительном хранении, особенно при хранении нефасованного чая и чая в пакетиках для разовой заварки (при отсутствии внешнего защитного пакетика из алюминиевой фольги). Поэтому при установлении несоответствия фактического товарного сорта чая сорту, указанному в маркировке, необходимо также выявление и обоснование причин возникновения этого несоответствия, предусматривающее анализ условий и сроков хранения чая.

Количественная идентификация направлена на установление соответствия фактической массы нетто упаковочных единиц чая соответствующим данным маркировки и допустимым отклонениям, предусмотренным стандартами на чай. Отклонения массы нетто по верхнему пределу не ограничиваются. Количественная идентификация чая обязательно должна сопровождаться измерением его массовой доли влаги, так как, учитывая высокую гигроскопичность чая, недовес может быть частично скомпенсирован за счет увлажнения.

Импорт чая

В мировом импорте чая в тройку ведущих стран покупателей входят США и Соединенное Королевство, а на первом месте находится Россия. Импорт чая в Россию включает в себя, как сырье для производства чая, так и готовую для розничной реализации импортную продукцию. Для российского рынка чая характерны большие объемы импорта нефасованного чая для последующей обработки на территории страны. Ранее на территории России существовали высокие пошлины на ввоз фасованного чая, целью которых было также развитие внутреннего производства. В 2007 году в конце ноября правительством РФ было подписано постановление, в соответствии с которым были снижены ввозные пошлины на сельскохозяйственное сырье, не выращиваемое на территории России до 0%. На данный момент импортные таможенные пошлины на чай в первичных упаковках нетто-массой до 3 кг все также высоки - 20%, на чай прочий зеленый и черный ввоз беспошлинный.

С 2000 года ввоз чая в Россию вырос на 14%. В среднем за последние несколько лет импорт чая в Россию находится на уровне 181-182 тыс. тонн. В 2010 году объем импорта чая в страну снизился относительно 2009 года незначительно, на 0,3%.

В приложении 3 представлена диаграмма динамики импорта чая в Россию в 2000-2010 гг., тонн.

В 2010 на первом месте среди стран производителей в общем объеме ввезенного чая находится Шри-Ланка, и, в частности, ведущим производителем в поставках продукции данной страны выступает AHMAD TEA Inc. На втором месте Индия, опередившая мирового лидера КНР. В приложении 4 также представлена диаграмма доли стран производителей в импорте чая в 2010 году в Россию, %.

В импорте 16% приходится на чай с упаковкой нетто - массой не более 3 кг. и 84% на чай, фактически используемый как сырье.

Экспорт чая

В целом, российский рынок чая достаточно консолидирован и представлен рядом игроков, занимающих ведущие позиции, как на внутреннем, так и на внешнеторговом рынках. На данный момент российский рынок близок к насыщению. Для привлечения покупателей фактор цены становится не столько значительным, поэтому производители все чаще прибегают к инновациям в упаковке и фасовке чая. Также развитие, по мнению экспертов, получает сегмент premium, что в принципе характерно и для других рынков. Кроме этого увеличивается доля травяных чаев.

В России производство чая в упаковках массой не более 3 кг в 2010 году по данным Росстата составило 97,8 тыс. тонн. Объемы экспорта значительно ниже, чем импорта, и при этом 59% от общего объема экспорта за 2010 год приходится на пакетированный черный чай. Компания Unilever в прошедшем году выступила ведущим производителем в экспорте чая с долей в 60%. Основной объем экспорта российского чая приходится на страны СНГ, в частности Украину, Казахстан и Молдову - 84%.

Помимо компании Unilever в экспорте российского чая также представлены и другие ведущие производители страны: ООО «Невские пороги» (НЕП) -29%, а также компания «Май», AhmadTea, ООО «Бета Гида», ООО «Универсальные пищевые технологии», ООО «Императорский чай» в совокупности на долю которых приходится 7%.

Наши рекомендации