Повышения эффективности и успешности

В соответствии с существующим в отечественной психологии

деятельностным подходом развитие психических процессов, состояний,

способностей происходит в деятельности, в частности в любой образовательной системе – в учебной деятельности. Поэтому целесообразно остановиться на структуре учебной деятельности, чтобы выяснить условия ее эффективности и успешности, которые неразрывно связаны с качеством обучения и качеством подготовки специ­алистов в вузе.

Отечественные педагоги, психологи по-разному характеризуют учебную деятельность. По мнению В.Я. Ляудис, учение давно получило в психологии статус специфической деятельности... как деятельности по самоизменению, саморазвитию /64, с. 39/.

Р.С. Немов считает, что учебная деятельность является формой активности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков, развитие способностей, памяти, мышления /75/.

С точки зрения В.А. Якунина и Н.М. Платоновой, «учебная деятельность представляет собой личностно-обусловленное, активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие учащегося с преподавателем – взаимодействие, которое должно управляться последним во всех звеньях этого процесса с разной мерой гибкости» /154, с. 49/.

Разделяя точку зрения этих авторов, отметим, что качество обучения, качество подготовки специалистов может быть обеспечено при актив­ной и эффективной деятельности студентов. При этом эффективность какой-либо деятельности определяется достижением ее результата с минимальными временными и энергетическими затратами. Применительно к учебной деятельности это может быть, например, освоение учебной информации за минимальное время при наименьших затратах психической энергии.

Успешность обучения определяется как следствие эффективного руководства психологическим развитием студентов, дающего высокие результаты в их воспитании /А.В. Смирнов, 1975/.

Учебная деятельность как деятельность-взаимодействие субъектов образовательного процесса является, по мнению Н.М. Пейсахова /91/, с которым нельзя не согласиться, сложной динамической систе­мой. Ее структура представлена на рис. 2.1. Все составляющие этой структуры – подструктуры отношений, поведения, познавательной де­ятельности, психических состояний и физиологического обеспече­ния взаимно связаны и взаимно обусловливают друг друга. Поэтому сбой в одном звене приводит к нарушению и снижению эффективнос­ти работы всей системы ()

Очевидно, что эффективность и успешность учебной деятельности учащихся может быть обеспечена при оптимальном функционировании всех ее пяти подструктур. На их функционирование значительное влияние оказывают как внешние (объективные) факторы (особенности социальной среды, образовательной системы, см.1.4), так и внутренние (субъективные) факторы. К ним следует отнести индивидуально-психологические особенности студента. Проанализируем влияние этих особенностей на функционирование подструктур учебной деятельности.

Повышения эффективности и успешности - student2.ru

Рис. 2.1. Структура учебной деятельности (УПД) как деятельности взаимодействия субъектов образовательного процесса

Повышения эффективности и успешности - student2.ru

Рис. 2.2. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на функционирование подструктур УПД


Наши рекомендации