Программа развития профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами был сделан вывод о необходимости развития профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности. С этой целью была разработана программа тренинга, которая внедрена в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.

Цель программы: развитие профессионального самосознания преподавателя как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности.

Основной задачей тренинга являлось развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего «Я-образа» как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной «Я-концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Дополнительные задачи программы:

1. развитие профессионального самосознания у педагогов;

2. активизация процесса самопознания у педагогов;

3. формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

4. содействие развитию и совершенствованию личности педагога через формирование адекватной самооценки;

5. развитие коммуникативных навыков, групповой сплочённости.

6. осознание своей жизненной позиции;

7. обучение навыкам конструктивного выхода из конфликта.

Данный тренинг-марафон состоит из 3 занятий, которые проводились 1 раз в неделю по субботам в течение 6 часов, с 10 и 30 минутными перерывами.

Первое занятие посвящено осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого «Я».

Второе занятие направлено на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение на этом занятии придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания делового взаимодействия и общения с коллегами на работе, с администрацией. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр. Участники группы знакомятся со способами психологической «пристройки» к партнеру по общению и методиками эффективного использования метамодели в языках общения, применяемыми в нейролингвистическом программировании.

Третье занятие ориентировано на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала.

В ходе проведения тренинга мы опирались на следующие принципы:

1. Единая форма обращения друг к другу (по имени). Для создания климата доверия в группе, мы предложили обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Общение по принципу здесь и сейчас. Во время тренинга все говорили только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждали то, что происходило с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего. Всё что происходило во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашалось и не обсуждалось вне тренинга. Это помогало участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогли доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний. Безличные фразы типа «большинство людей считают…», «некоторые из нас…» заменяли на «я считаю», «я думаю», т.е. говорили только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении. Во время тренинга говорили только то, что думали и чувствовали, т.е. искренность заменяла тактичное поведение.

6. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорил, то его внимательно слушали и не перебивали, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задавали вопросы и высказывали свою точку зрения.

Рассмотрим краткое содержание программы тренинга «Развитие профессионального самосознания педагогов», которое представлено нами ниже.

Краткое содержание программы тренинга

«Развитие профессионального самосознания педагога»

День 1

Тема: «Приоритеты и ценности»

Цель: сформировать приоритетные ценности у педагогов.

Задачи:

1. знакомство с участниками тренинга (развитие представлений о себе и своих взглядах, убеждениях и ценностях);

2. уточнение понятий «мировоззрение», «убеждение», ценность.

Ход темы

Вступительное слово.

Упражнение «Знакомство».

Упражнение «Список».

Теоретическая часть: «Мировоззрение, убеждения, ценности»

Проведение методики для знакомства с самим собой «Я — Другой, Карьера — Дело».

Упражнение «Девиз».

Завершение темы.

Перерыв на 30 минут

Тема: «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения»

Цель: формирование позитивной самооценки.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием самооценки и её видами.

2. Определить актуальную самооценку педагогов.

3. Развивать интерес педагога к собственному «Я».

4. Способствовать коррекции эмоционального самоотношения.

Ход темы

Теоретическая часть «Самооценка и ее влияние на формирование личности».

Упражнение «Моя самооценка».

Упражнение «Конфликтная ситуация».

Упражнение «Прошлое».

Упражнение «Любящий взгляд».

Упражнение «Комплимент». Упражнение: «Букет настроения».

Домашнее задание.

День 2

Тема: «Мотивы и потребности»

Цель: активизация процесса самопознания у педагогов.

Задачи:

1. знакомство с различными теориями мотивации;

2. уточнение представлений о своих мотивах и потребностях на основе самодиагностики.

Ход темы

Проверка домашнего задания.

Вступительное слово.

Методика «За двумя зайцами» (по мотивам методики Е.А. Головахи).

Упражнение «Актуальные потребности».

Теоретическая часть «Развитие представлений о мотивации»

Упражнение «Перекрестный допрос».

Упражнение «Коллективный счет».

Домашнее задание.

День 3

Тема: «Профессионально-важные качества учителя»

Цель: формирование профессионально-важных качеств

Задачи:

1. уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя;

2. отработка эффективных моделей педагогического общения, развитие профессионально важных качеств.

Ход темы

Проверка домашнего задания.

Упражнение «Я — реальный, Я — идеальный».

Упражнение «Разбор полетов»

Упражнение «Конфликтная ситуация».

Рассмотрим два документа, регламентирующих межличностное общение, и дадим им оценку.

Упражнение «Идеальный учитель».

Перерыв на 30 минут

Тема: «Профессиональное самосознание учителя»

Цель: формирование профессионального самосознания учителя.

Задачи:

1. Дать понятие о кризисах профессионального роста и педагогических деформациях;

2. отработка эффективных моделей педагогического общения,

3. развитие профессионально важных качеств.

Ход темы

Анкета самоопределения.

Теоретическая часть «Уровни профессионального самосознания учителя»

Упражнение «Профессиональные риски и пути их преодоления».

Наши рекомендации