Изучение литературы и обработка фактического материала.

Цель работы с научной информацией, специальной литературой - установить существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в дипломном проекте. Эту работу следует начинать с изучения соответствующих нормативно-правовых документов, учебников, учебных пособий и научных словарей. Затем необходимо ознакомиться с научными монографиями, материалами научных конференций, а далее – с научными статьями из периодических изданий (научных специальных журналов, газет).

Знакомиться с научными источниками рекомендуется в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем прошлогодние, двухгодичной давности и т.д. При этом необходимо использовать ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге. Это:

- общее ознакомление с научными трудами в целом по оглавлению;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенным иллюстративным материалам (таблицам, графикам, схемам, рисункам);

- внимательное чтение представляющих интерес глав, параграфов;

- выписка отдельных материалов; критическая оценка записанного;
- редактирование и запись материалов как фрагмент будущего дипломного проекта.

В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой логическое и краткое изложение своими словами обработанного материала.

При изучении литературы необходимо выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При этом следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных научных позициях, дать сравнительную, критическую оценку их точек зрения и представить собственное суждение по данному вопросу. Оно может быть выражено в форме согласия с научными взглядами одного из авторов (или группы авторов) и аргументировано научными доводами, положениями. Собственное суждение может представлять и совершенно новую научную позицию студента-дипломника, имеющую веские теоретические доказательства и логические рассуждения из сравнительной оценки различных взглядов ученых. Изложение научных позиций, суждений по изучаемой теме других исследователей и формирование собственного взгляда свидетельствуют о глубине проработки теоретического материала, творческом подходе к разрабатываемому дипломному проекту и повышают его качество, ценность.

В результате изучения подобранной литературы составляется развернутый план дипломного проектирования, который представляет собой тактику научного исследования и программу творческого поиска студента в рамках утвержденной темы.

В плане выделяются следующие главы:

Ø теоретическая глава, включающая параграфы, в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций (не менее 3-х
параграфов);

Ø аналитическая часть, где раскрываются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и выявляются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса, явления (не менее 3-х параграфов);

Ø проектная глава, представляющая собой решение основных проблем с позиций государственного и муниципального управления и собственных взглядов по изучаемой теме с наиболее подробным научным обоснованием, доказательствами и конкретными расчетами на базе аналитических данных 2-й главы, выявленных резервов и другого практического, статистического материала (не менее 3-х параграфов).

Каждая глава имеет название в соответствии с темой и подразделяется на соответствующие пункты и подпункты (параграфы и

подпараграфы) (см. Приложение 5 «Примерные планы дипломных проектов»).

При разработке отдельных тем допускаются по согласованию с научным руководителем некоторые отступления от рекомендуемой структуры работы.

Требования к составлению введения и заключения

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования.

Введение должно содержать четкие, ясные формулировки актуальности, цели, задач и т.п., а заключение - выводы по каждой главе и оценку полученных результатов. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества дипломной работы, т.к. именно введение и заключение являются «визитными карточками» научной работы и на их основе складывается общее мнение о работе в целом при проверке и защите.

Актуальность изучаемой темы раскрывается в следующих аспектах:

- во-первых, объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному положению в экономике, стране, регионе и сфере деятельности;

- во-вторых, степени научной ее проработанности в трудах ученых, крупных специалистов, практиков и сути самой проблемы, противоречивости этой темы, требующей решения в сложившейся ситуации;

- в-третьих, значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние права и экономики страны, отдельных регионов, городов и их частей, отраслей и сфер деятельности.

Правильное раскрытие актуальности темы дипломного проекта свидетельствует об умении студента-выпускника отделять главное от второстепенного, выяснять то, что известно в науке, практике и что пока неизвестно в предмете исследования.

От доказательства актуальности изучаемой темы необходимо перейти к формулировке цели дипломного проектирования, которая заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций.

Исходя из цели дипломного проекта определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих «ключевых» слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п.

Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав, разделов дипломного проекта. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы.

Предмет исследования определяется теми правовыми и экономическими отношениями, которые изучаются, анализируются в дипломном проекте. При указании объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень возникновения исследуемых правовых и экономических отношений (по стране в целом, отдельному региону, городу, сфере права, конкретному сектору экономики, социальной сфере).

Информационной базой исследования может служить общая статистическая информация; конкретный цифровой материал по отдельным регионам, городам, сферам деятельности, публикуемый в периодических изданиях, а также специальные данные (параметры конкретных субъектов управления, международных организаций, отдельных организаций). Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач квалификационной работы.

Устаревшие статистические данные значительно снижают качество работы и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в сфере финансов.

В заключении дипломного проекта излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач.

Заключение носит форму синтеза полученных в процессе дипломного проектирования результатов теоретического, аналитического и рекомендательного характера. Как правило, это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите работы. В связи с этим заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать итоговые результаты исследования по теме дипломного проекта.

Рекомендации по выполнению теоретической главы дипломного проекта

Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы и служит основой для дальнейшего ее анализа, изучения. В ней рассматриваются сущность, содержание, принципы, основы методологии, классификация, организация исследуемого процесса, его составные части и элементы.

Данная глава включает основополагающие моменты того или иного процесса, явления с позиций правовой и экономической теории. Это - раскрытие самого понятия, объекта исследования, его правовой и экономической сущности и содержания с различ

ных научных позиций, точек зрения и взглядов. Для выяснения сущности рассматриваемого понятия достаточно часто производится его классификация по одному или нескольким критериям.

В первой главе должны быть рассмотрены законодательные и нормативные документы регулирующие исследуемый процесс или явление, установлены правовые ограничения управленческой деятельности в исследуемой сфере.

По основным теоретическим положениям, необходимо представить дискуссионные вопросы и различные взгляды, точки зрения ученых, научных школ и систем. Для этого следует более подробно освещать различные теории и взгляды, их содержание, обоснование, особенности по изучаемой проблеме.

Как правило, дискуссионные вопросы постоянно и широко освещаются в периодической печати и дают возможность выбрать наиболее предпочтительные. В дальнейшем это способствует формированию собственного взгляда на данную проблему и принятию конкретных решений при разработке рекомендаций в проектной главе.

Теоретическая глава должна включать не менее 3 самостоятельных параграфов (разделов), которые при необходимости могут быть разделены на подпараграфы (подпункты).

Наши рекомендации