Изучение литературы, сбор фактического материала и его систематизация

Общие указания

Курсовая работа – одна из форм проверки теоретических знаний по стилистике русского языка и навыков их практического применения. Приступая к выполнению курсовой работы по стилистике, студент должен опираться на системные знания курса «Современный русский язык» в полном объеме. Кроме того, курсовая работа предполагает усвоение курсов практической и функциональной стилистики. Курсовая работа, таким образом, дает возможность оценить общий уровень языковедческой подготовки, степень владения методами лингвистического исследования, творческую самостоятельность студента. Тематика работ составлена в соответствии с профилем обучения.

Курсовая работа – важнейшая форма самостоятельной работы студента, она углубляет теоретические знания и развивает практические навыки самостоятельного стилистического и, в широком смысле, семиотического анализа текста, совершенствует навыки литературного изложения, расширяет профессиональный кругозор, дает практический опыт редакторской работы. Курсовая работа является необходимым этапом в подготовке к написанию дипломного проекта.

В процессе подготовки курсовой работы студент подбирает библиографию по теме, самостоятельно собирает и систематизирует материал, составляет план-проект.

Курсовая работа должна показать, насколько студент овладел материалом курса и методикой самостоятельной работы, как он умеет классифицировать и описывать языковые факты по избранной теме.

Необходимые требования к курсовой работе: правильная трактовка темы, полное ее раскрытие, логическая последовательность и композиционная стройность изложения, литературно грамотное оформление. С внешней стороны курсовая работа должна удовлетворять следующим требования: она должна быть написана аккуратно, обязательно иметь поля, нумерацию страниц и точные ссылки на источники цитирования; объем ее должен составлять не менее 0,5 печатного листа, то есть приблизительно 12-15 страниц формата А4 (шрифт 12 или 14 Times New Roman), работа должна быть выполнена с использование компьютерных технологий. К работе должен быть составлен план; вместе с текстом работы предоставляется картотека.

Курсовые работы оцениваются дифференцированно, и оценка заносится в зачетную книжку студента.

I. Этапы работы

Выбор темы

Тема выбирается студентом в соответствии с его научными и профессиональными интересами, а так же в связи с возможностью использования материалов и результатов исследования в практической работе и при подготовке дипломного проекта.

Из предлагаемых тем студент выбирает одну и сообщает об этом на кафедру русского языка и стилистики. Тема закрепляется за студентом и одновременно назначается консультант. (Закрепление тем происходит в сентябре – за студентами вечернего отделения, и в сентябре-октябре – за студентами заочного отделения.) Студенту предоставляется также возможность видоизменить формулировку темы или предложить свою тему, которая в таком случае должна быть утверждена кафедрой.

Предлагаемые формулировки тем содержат указание на предмет исследования и, как правило, на материал анализа, который должен быть конкретизирован самим студентом по согласованию с консультантом. Например, тема «Стилистическая роль профессионализма в языке публицистики» может принимать вид : «Стилистическая роль профессионализмов в публикациях газеты «Московский комсомолец» на темы современной музыки». Такое направление конкретизации будет мотивированно тем, что активное использование профессиональной лексики является отличной особенностью такого рода текстов. Тема «Нарушение лексической сочетаемости как художественный прием» может быть обоснованно конкретизирована таким образом» «Нарушение лексической сочетаемости как художественный прием в прозе А. Платонова (на материале повести «Ювенильное море»)».

При отборе текстов и их анализе важно использовать и собственный опыт редакторской работы.

В качестве опорного материала курсовой работы не должны использоваться переводные тексты.

По всем вопросам, связанным с курсовым проектированием, студент может получит устную или письменную консультацию. Темы закрепленные за студентом, не может быть изменены без ведома кафедры.

Подбор литературы

Приступая к написанию курсовой работы, студент должен прежде всего составить основу библиографии, подобрать литературу: в первую очередь методологического и общетеоретического характера, затем научно-исследовательскую и по конкретной проблеме.

При оставлении библиографии следует обратиться к прилагаемому перечню литературы. Сведения о важнейшей литературе по конкретным проблемам филологии содержаться в библиографических разделах статей «Лингвистического словаря» (М., 1990), энциклопедии «Русский язык» (М., 1979), «Литературного энциклопедического словаря» (М., 1987). Облегчить подбор литературы могут библиографические указания, помещенные в монографиях по соответствующим проблемам, а также в периодической печати.

Среди электронных каталогов библиотек в сети Интернет наиболее полную и быструю выборку по ключевым словам обеспечивает сервер библиотеки ИНИОН РАН, где в отдельную рубрику вынесена база данных по языкознанию (http://www.inion.ru/product/db/htrn); полезными могут оказаться также электронные базы данных и Web-каталоги Российской государственной библиотеки (http://www.edd.ru) и Государственной библиотеки ((http://www.libfl.ru).

Изучение литературы, сбор фактического материала и его систематизация

После того как студент составил библиографию и подобрал литературу, он должен ее внимательно изучить. Конспектировать целесообразно лишь наиболее важные работы, непосредственно относящиеся к теме курсовой работы, в остальных случаях можно ограничиться отдельными записями. Отношения к изучаемой литературе должно быть критическим. Познакомившись с различными концепциями актуальных проблем стилистики, студент должен стремиться выработать свою точку зрения, с опорой на тот или иной принятый в науке подход и методику исследования.

Изучив литературу, студент приступает к сбору фактического материала

: в процессе анализа выписываются на отдельные карточки примеры, соответствующие избранной теме (например, все неологизмы, все термины, все стилистические фигуры или тропы). Это позволит систематизировать и классифицировать отобранные факты.

При анализе сочетаемости и употребления конкретных лексических и фразеологических единиц в разного рода текстах рекомендуем в качестве дополнительного источника информации использовать современные средства текстового поиска в электронных документах в сети Интернет (http://www.yandex.ru; http://www.aport.ru), а также поиск по ключевым словам в текстовых редакторах.

Наиболее полные сведения о ресурсах электронных библиотек и возможность получения электронных версий литературных произведений для последующего стилистического анализа дают Интернет-сайты http://www.kulichki.com/inkwell/ (бесфреймовая версия –http://www.kulichki.com/inkwell/noframes/) и http://lib.ru.

Примеры на карточках представляются в контексте с выделением нужной морфемы, слова, словосочетания, предложения, абзаца или сложного синтаксического целого. При этом на каждой карточке необходимо сделать ссылку на источник цитирования. Если примеры взяты из разных произведений, то указываются авторы, название произведения, выходные данные книги, страницы; если анализируется одно произведение, указывается лишь страница.

В случае извлечения текста из сети Интернета необходимо указать сетевой адрес источника. Не советуем пользоваться дилетантскими сайтами, особенно Web-коллекциями рефератов: вы рискуете получить неудовлетворительную оценку. В случае использования интернет-версий литературных произведений для анализа текстов следует предварительно установить, насколько адекватно они отражают соответствующие печатные издания. Интернет-коллекции специальной литературы по филологии, в том числе по теории языка и стилистики, можно найти по адресам: http://www.philology.ru: www.hiedu.ru; http://www.ruthenia.ru/apr/textes/textes.htm; словари русского языка – на http://az.don.sitek.net/lang/ru.

Приведем в качестве примера образы карточек по теме «Стилистические функции обращения в русской поэзии начала ХХ в. (на материале стихотворений В.Ф.Ходасевича)»

О, жизнь моя! За ночью – ночь. И ты, душа, не внемлешь миру. В.Ходасевич. Стихотворения. Л., 1989. С. 76 Брента, рыжая речонка! Сколько раз тебя воспели… С. 97
Ну, поскрипи, сверчок! Ну, спой, дружок запечный! Дружок сердечный, спой! Послушай тебя…С. 83 Кузина, полно… Все изменится! С. 63

В первой и второй карточках выделены риторические обращения, в третьей и четвертой – обращения к лицам. Внутри последней группы очевидно различие между обращением к собственному лицу и обращением-олицетворением (повышенная частотность последних оказывается особенно значимой в связи с мотивом одиночества в поэзии В. Ходасевича, избранной материалом для анализа). Карточки внутри основных групп должны быть снабжены дополнительными пометками, которые могут также отражать грамматические, лексико-семантические характеристики слов-обращений, степень их распространенности, выраженность перифразой, метафоричность и т.д.

Выделение базовых классификационных признаков должно опираться, с одной стороны, на важнейшие лингвистические, структурные различия примеров, а с другой стороны, на функциональный подход, требующий рассматривать стилистическую значимость языкового факта в связи с функционально-стилевой направленностью текстов, их жанровой природой. При опоре на художественные тексты необходимо учитывать специфику индивидуального стиля писателя, его художественной системы.

Классификация примеров должна выделить наиболее типичные для данной системы и, возможно, нетипичные для других речевых систем случаи применения того или иного стилистического средства, что позволит сделать определенные обобщения, важные для понимания функциональной сущности этих средств, а также особенностей речевой системы, в которой они реализуются.

Количество карточек зависит от характера темы и объема анализируемого текста. В среднем карточки должны включать 100-200 примеров.

План работы

План должен стать содержательно целенаправлен, все разделы подчинены общей задаче и связаны последовательно друг с другом, каждое положение должно быть четко сформулировано.

Изучив теорию, студент сможет наметить предварительный план работы, который уточняется и составляется окончательно после того, как будет собран и проанализирован фактический материал.

Вначале целесообразно дать раздел, в котором будет представлены:

1. точки зрения современных лингвистов на проблему, рассматриваемую в курсовой работе;

2. общая характеристика опорного материала (текста, корпуса текстов), позволяет показать неслучайность его выбора для анализа стилистических функций тех или иных средств.

Следующий раздел предполагает вначале характеристику наиболее типичных случаев употребления данного средства, а затем толкование особых случаев. Здесь же анализируется общеязыковые и индивидуально-стилевые причины такого употребления.

Степень детализации может быть различной, но план должен быть достаточно развернутым, чтобы охватить все содержание работы.

Проводим примерный план курсового проекта на тему «Стилистические функции вставных конструкций в художественной и научной литературе»:

I. Вступление. Понимание вставных конструкций в лингвистической литературе. Основные коммуникативные и структурные особенности научных и художественных текстов, делающие актуальным рассмотрение вопроса.

II. Основные семантико-стилистические функции вставных конструкций в русском языке. Анализ их употребления в научной и художественной речи (на материале…).

1. Толкование малопонятных и малоупотребительных слов:

а) устаревших слов и выражений;

б) диалектизмов;

в) профессионализмов;

г) терминов;

д) иноязычных слов.

2. Объектные пояснения:

а) лица, места;

б) предмета или явления;

в) наиболее важной части высказывания;

г) временных и пространственных отношений.

1.

2.

3. Выражение семантических отношений:

а) пояснительно-определительных;

б) причинно-следственных;

в) условных;

г) сравнительно-сопоставительных и сопоставительно-противительных.

1.

2.

3.

4. Характеристика:

а) собственных имен;

б) прозвищ;

в) населенных пунктов;

г) речевой манеры говорящего.

1.

2.

3.

4.

5. Выражение модально-оценочных знаний:

а) одобрения/осуждения;

б) уверенности/недоумения.

1.

2.

3.

4.

5.

6. Конструкции, выполняющие служебную функцию.

I.

II.

III. Способы связи вставных единиц с основным текстом в художественной и научной литературе.

IV. Заключение. Особенности использования вставных конструкций в научной и художественной литературе.

Примерный план курсового проекта на тему «Стилистическая роль профессионализмов в языке публицистики (на материале публикаций газеты «Московский комсомолец» на темы современной музыки)»:

I. Место профессионализмов в общественном языке.

II. Семантико-стилистические функции профессионализмов в публицистической речи (газета «МК»):

1. Точное воспроизведение реалий профессиональной деятельности:

а) Описание процессов профессиональной деятельности музыкантов и исполнителей;

б) Обозначение профессиональных приспособлений, инструментов, приборов;

в) Обозначение специальных понятий.

1.

2. Манифестация осведомленности автора в соответствующей области профессиональной деятельности:

а) случаи корректного использования профессионализмов;

б) случаи некорректного использования профессионализмов.

I.

II.

III. Взаимодействие профессиональной, разговорно-просторечной и жаргонной лексики в публикациях «МК» на тему музыки.

IV. Заключение. Функции профессионализмов в зависимости от тематики текста, речевой роли автора и читательского адреса.

Наши рекомендации