Изучение литературы, собирание фактического материала и его систематизация

Подобрав литературу, студент должен внимательно изучить ее. Конспектировать нужно лишь наиболее важные труды. В остальных случаях можно ограничиться отдельными записями, касающимися избранной темы или вопросов, тесно связанных с ней. Отношение к изучаемой литературе должно быть критическим. В ряде случаев студенту придется столкнуться с противоречивыми точками зрения относительно одних и тех же проблем или лексико-грамматических категорий, и он должен одну из них принять, а другие отвергнуть. Но в любом случае критика должна быть обоснованной.

После изучения литературы (или одновременно с ним) можно приступить к собиранию фактического материала. Примеры следует выписывать на отдельных листочках или карточках. Это поможет свободнее обращаться с материалом при его систематизации. В процессе чтения избранного для анализа текста выписываются все примеры, отвечающие теме (например, все фразеологизмы, все неологизмы, все архаизмы, все глагольные формы, все сложные предложения и ò.ä.). Примеры выписываются в контексте с выделением нужного слова, словосочетания или предложения. После примера, выписанного на карточку, должна быть ссылка на источник цитирования: если примеры взяты из разных произведений, то указывается автор, название произведения, выходные данные книги и страница; если анализируется одно произведение, указывается лишь страница.

Число карточек зависит от характера темы, а также от литературного произведения, избранного, для анализа. В среднем желательно заготовить примерно 100-200 карточек.

После сбора материала необходимо заняться его классификацией и систематизацией. Заготовленные карточки раскладываются по определенному принципу. Так, карточки с примерами фразеологизмов можно разбить на три группы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Внутри этих групп классификация производится и по источникам фразеологизмов (литературные цитаты, библейские, фольклорные выражения и ò.ä.), и по их стилевой принадлежности (книжные, разговорные, просторечные и ò.ä.) или стилистической окраске (фамильярные, бранные, высокие и ò.ä.).

Систематизация карточек должна привести к выявлению и наиболее типичных случаев употребления той или иной лексической или грамматической категории, и наименее употребительных. Так постепенно студент приходит к определенным общим выводам.

План работы

Еще до сбора фактического материала студент, изучив теорию вопроса, может наметить предварительный план, который затем уточняется и окончательно составляется лишь после того, как будет собран весь фактический материал. Порядок следования разделов обычно определяется степенью типичности описываемой категории.

Вначале помещаются разделы, характеризующие наиболее типичные случаи употребления той или иной лексической или грамматической категории; в конце - редкие случаи. Отличительные черты плана - ясная целенаправленность (строгая подчиненность и связанность отдельных разделов), логическая четкость и последовательность в расположении частей.

Степень детализации плана может быть различной, но он должен быть достаточно развернут, чтобы охватить все содержание курсовой работы.

Примерный план курсовой работы на тему "Присоединительные конструкции в романе Н.Ильиной «Воззвращение»”:

1. Присоединение как вид синтаксической связи.

2. Вопрос о присоединительной связи в русской лингвистической литературе.

3. Своеобразие в употреблении присоединительных конструкций в романе Н.Ипьиной "Возвращение":

а) конструкции со специальными присоединительными союзами;

6) конструкции с сочинительными союзами, употребленными в присоединительном значении;

в) конструкции с, подчинительными союзами, употребленными в присоединительном значении) ;

г) бессоюзные присоединительные конструкции.

4. Заключение.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы по современному русскому языку зависит от характера темы, однако общим является наличие следующих компонентов: вступление, основная часть, заключение и список использованной литературы. Не следует забывать о пропорциональности частей работы: объем каждой части должен соответствовать степени ее важности и значения.

Во вступлении обычно освещаются основные теоретические вопросы, связанные с каждой конкретной темой: дается общая характеристика явления в системе языка и краткая история разработки данного вопроса в лингвистической литературе.

Кроме того, во вступлении обосновывается актуальность темы, необходимость ее постановки либо с точки зрения теоретической, либо с точки зрения практической и, наконец, сообщаются краткие сведения об источнике фактического материала (о произведении, которое служит материалом для лингвостилистического анализа).

Основная часть содержит развернутый ответ на вопрос, поставленный в теме. Здесь дается всесторонний анализ и подробное описание собранного фактического материала. Каждое выдвигаемое автором положение иллюстрируется примерами, количество которых в каждом конкретном случае может быть различным и зависит от степени распространенности описываемого явления, его типичности и ò.ä.

Без анализа конкретного языкового материала не может быть ни одной курсовой работы. В тех случаях, когда в формулировке темы не указан материал для анализа, студент должен самостоятельно выбрать одно или два литературных произведения и примерами из них иллюстрировать свои положения.

Заключительная часть представляет собой основные выводы, к которым приходит студент на основе анализа избранного языкового явления, краткое обобщение изложенного в основной части. В заключении могут быть намечены и перспективы для дальнейшей разработки вопроса.

Список литературы содержит перечень всех использованных при подготовке курсовой работы источников.

Примечание. Структура курсовых работ реферативного характера, построенных в теоретическом плане (например, на темы "Вопрос о модальных словах", "Вопрос о словах категории состояния"), несколько отличается от предложенной схемы. В таком случае основная часть должна быть посвящена анализу высказываний лингвистов по поводу того или иного языкового явления.

Литературное оформление работы

После того как изучена литература вопроса, собран необходимый языковой материал, составлен план, можно начать литературное оформление работы.

Глубоко продуманный план определяет композиционную стройность работы, логическую последовательность ее частей.

Содержание работы должно полностью соответствовать теме. Все выдвигаемые положения следует аргументировать языковыми данными.

При цитировании необходимы точные ссылки на источник (например: Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке. М.:Изд-во МГУ, 1958. С. 155).

При составлении списка использованной литературы нужно. придерживаться правил оформления библиографических справок о книгах с соблюдением ГОСТа: автор, название книги, подзаголовочные сведения (данные, помещенные на титульном листе книги ниже заглавия), выходные данные (место издания, издательство, год). Перечень литературы дается в алфавитном порядке, инициалы авторов помещаются после фамилий.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Курсовая работа должна показать, насколько студент овладел материалом курса и методикой самостоятельной работы, как он умеет классифицировать и описывать конкретный языковой материал по избранной теме.

Необходимые требования к курсовой работе: правильная трактовка темы, полное ее раскрытие, логическая последовательность и композиционная стройность изложения, литературно грамотное оформление

С внешней стороны курсовая работа должна удовлетворять следующим требованиям: она должна быть написана аккуратно, обязательно иметь поля, нумерацию страниц и точные ссылки на источники цитирования; объем не должен быть менее 0,5 авторского листа, то есть приблизительно 12-15 листов машинописного формата или 30-35 тетрадных страниц. Вместе с текстом работы представляется картотека.

Оценка курсовых работ

Курсовые работы оцениваются дифференцированно, и оценка заносится в зачетную книжку студента.

Оценка "отлично" ставится за безукоризненную как по содержанию, так и по языковому оформлению работу, дающую полное освещение темы и ее правильную трактовку с элементами исследовательского анализа. Оценка "хорошо" ставится за работу, раскрывающую тему правильно и с достаточной полнотой, написанную хорошим литературным языком, с единичными, несущественными погрешностями.

Оценка "удовлетворительно" ставится за работу, раскрывающую основные положения темы, дающую правильную ее трактовку, не содержащую грубых стилистических, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Оценка "неудовлетворительно" ставится за работу, не отвечающую основным требованиям, то есть -не раскрывающую важнейших положений темы, не дающую правильной трактовки освещаемых Вопросов, содержащую грубые стилистические, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Наши рекомендации