Эмоциональный интеллект: недостающий приоритет
[▼Актуальность владения ЭИ в управлении: Шведские СМИ, банки, Форд и Сименс это подтверждают] Все больше и больше компаний приходят к пониманию того, что поощрение искусного владения эмоциональным интеллектом является важнейшим компонентом в управлении любой организацией. «Теперь уже недостаточно конкурировать своей продукцией; успешность конкуренции зависит от того, насколько хорошо вы используете своих служащих», — сказал мне один из управляющих шведской телекоммуникационной компании Telia*. А Линда Киган, вице-президент по подготовке руководящих кадров Citibank, уверена: «Эмоциональный интеллект составляет основополагающую предпосылку всей подготовки руководящих кадров».
С некоторых пор я все время слышу этот рефрен.
• «Мы изрядно потрудились над повышением рентабельности, прибегнув к модернизации технологии и ускорению цикла разработки новых изделий. Но даже после нескольких крупных достижений кривая улучшений растет очень слабо, — пожаловался мне управляющий из германского концерна SiemensAG. — Мы отдаем себе отчет в необходимости лучше использовать свой персонал — максимизировать человеческий капитал*, чтобы эта кривая снова поползла вверх. Поэтому стараемся сделать свою компанию более разумной в эмоциональном отношении».
* Человеческий капитал — образование и квалификация, приобретенные в процессе производства; знания и навыки, воплощенные в рабочей силе. Прим. перев.
• Бывший руководитель проекта в FordMotorCompany…сказал, что знакомство с эмоциональным интеллектом стало для него чем-то вроде прозрения: «Это именно те способности, которые нам нужно было развивать, чтобы стать действительно учащейся организацией».
В 1997 году Американским обществом по профессиональной подготовке и развитию был выполнен анализ методов выбора исходных данных для сравнительной оценки. Этими методами пользовались преимущественно крупные корпорации. Анализ показал, что четыре из пяти компаний в ходе аттестации или при найме на работу стараются активизировать эмоциональный интеллект своих работников посредством обучения и развития.
[▼Коллапс недельного семинара по ЭИ]Если это так, то возникает вопрос: зачем писать данную книгу? Затем, что попытки многих, если не большинства, организаций поддержать развитие эмоционального интеллекта оказывались недостаточными [!!!] и приводили лишь к пустой трате огромного количества времени, энергии и денег. К примеру, самое систематическое из всех когда-либо проводившихся исследований доходности капитала, инвестированного в подготовку руководства (как мы с вами увидим в части IV), продемонстрировало парадоксальный факт. Известный всем и хорошо зарекомендовавший себя недельный семинар для руководителей высшего звена, как ни странно, оказал в некоторомсмысле негативное влияние на качество их работы.[И что? Какие соображения? Никаких? А надо бы дать на это событие обратную связь, инициативность и оптимизм, например☺]
Деловые круги начинают осознавать тот факт, что даже самое дорогостоящее обучение может ничего не дать, как часто и происходит на самом деле. А полная бессмысленность такого обучения становится очевидной в тот момент, когда обнаруживается, что именно эмоциональный интеллект конкретных людей и организаций является недостающим ингредиентом в рецепте конкурентоспособности.[▼Логика данной мысли примерно такова: дорогостоящее обучение эмоциональному интеллекту ничего не дает, поскольку его (эмоционального интеллекта) вообще не хватает. И что это за логика? А вот что (по всей видимости): «читайте мою книгу, ‒ она гораздо круче всех ваших недельных семинаров»]
Почему теперь это так важно?
[▼70-ти или 80-ти часовая рабнеделя ‒ без проблем! ‒ не тут-то было] В период бурного развития биотехнологий один управленец высшего ранга из Калифорнии с гордостью и азартом перечислял мне особенности, которые обеспечивали его компании первое место в отрасли. Никто, включая его самого, не имел личного кабинета, вместо этого каждый носил с собой ноутбук — свой мобильный офис — благодаря чему мог связаться с кем угодно. Знание должностей и названий профессий оказывалось ненужным, люди трудились в многопрофильных группах. Атмосфера была пропитана кипучей творческой энергией. Для всех установили семидесяти- или восьмидесятичасовую рабочую неделю.
— А есть ли у вас какие-то трудности? — спросил я его.
— Да никаких, — заверил он.
[▼Техническое оснащение ‒ еще не все] Но мой собеседник сильно заблуждался. Однажды мне удалось вызвать на откровенность штатных сотрудников его компании, и я узнал правду: из-за лихорадочного темпа работы людичувствовали себя вконец измученными и лишенными личной жизни. И хотя каждый благодаря компьютеру мог беседовать с кем угодно и где придется, все понимали, что их по-настоящему никто не слушает.
Люди испытывали страшную потребность в контактах, эмпатии и открытом общении.
В этой новой предельно откровенной деловой атмосфере, где важен труд каждого, человеческие реалии будут значить больше, чем когда-либо прежде. В мире постоянно происходят грандиозные перемены. Технические новшества, глобальная конкуренция и давление со стороны институциональных инвесторов нарастают и становятся силами, побуждающими к постоянному изменению.
[▼2 способности ЭИ, актуальные в прошлом и 4, актуальные сейчас] Появляются и другие реалии, которые еще больше повышают значимость эмоционального интеллекта. К примеру, организации периодически проводят волны кампаний по сокращению штатов, в результате чего основательно «усыхают». На тех, кто оставался, возлагается большая ответственность и, естественно, они поневоле оказываются в зоне пристального внимания. Раньше работнику среднего уровня достаточно было уметь без труда скрывать вспыльчивость или застенчивость. Теперь же на первый план вышли такие таланты, как [1] умение справляться со своими эмоциями, [2] способность улаживать конфликты, [3] работать в составе группы и [4] вести за собой. Эти качества стали заметны — и ценятся как никогда прежде.
[▼(2) Социокультурные предпосылкидля актуализации ЭИ, (предпосылки (1) см. выше)]Глобализация рабочей силы повышает спрос на эмоциональный интеллект в богатых странах. [1. Высокая зарплата ‒ производительность нового типа] Более высокий уровень заработной платы в этих странах, если, конечно, его хотят сохранить, будет зависеть от производительности нового типа. Но при этом недостаточно одних только структурных установлений или технических достижений. К примеру, в упомянутой калифорнийской фирме, занимающейся биотехнологиями, работы по приданию телам обтекаемой формы или какие-то другие новации зачастую создают новые проблемы, которые требуют еще большего эмоционального интеллекта.
[2. Изменение бизнеса (в сторону технологичности) → изменение требуемых характеристик работника → умение адаптироваться к переменам. См. выше: мобильность, ставшая выше специализации]Когда изменяется сам бизнес, трансформируются и характеристики, позволяющие ему выделиться из общей массы.Пристальное наблюдение за талантливыми сотрудниками, проводившееся в течение нескольких десятков лет, показало, что две способности, которые были не слишком важны для достижения успеха в 1970-х годах, стали решающими в 1980-х. Эти способности — умение подобрать команду и приспособиться к переменам. Кроме того, начали проявляться и совершенно новые качества, присущие так называемым «звездам», а именно: способность выступать в роли катализатора перемен и использовать непохожесть как средство достижения цели.
Для новых задач потребовались новые таланты.