Параметры шероховатости (по ГОСТ 5789-73)(2789-73????)

Класс шероховатости Ra Rz
50 80; 63; 40 320; 250; 200; 160
25 40; 32; 20 160; 125; 100; 80
12,5 20; 16; 10 80; 63; 50; 40
6,3 10; 8; 5 40; 32; 25; 20
3,2 5; 4; 2,5 20; 16; 12,5; 10
1,6 2,5; 2; 1,25 10; 8; 6,3
0,8 1,25; 1; 0,63 6,3; 5; 4; 3,2
0,4 0,63; 0,5; 0,32 3,2; 2,5; 2; 1,6
0,2 0,32; 0,25; 0,16 1,6; 1,25; 1; 0,8
0,1 0,16; 0,125; 0,08 0,8; 0,63; 0,5; 0,4
0,05 0,08; 0,063; 0,04 0,4; 0,32; 0,25; 0,2
0,025 0,04; 0,032; 0,02 0,2; 0,16; 0,125; 0,1
0,012 0,02; 0,016; 0,01 0,1; 0,08; 0,063; 0,05
  0,01; 0,008 0,05; 0,04; 0,032
Примечания: 1) По ГОСТ 2789-73 классы 1-5, 13 и 14 определены через параметр Rz, классы 6-12 – через параметр Ra. 2) Параметры Ra, выделенные жирным шрифтом являются предпочтительными.

Таблица 68

Рекомендуемая шероховатость поверхностей типовых машиностроительных деталей

Типовые детали Шероховатость поверхности
Класс Ra
Подшипники скольжения:    
малонагруженные, работающие при умеренных окружных скоростях:    
отверстие 7-9 0,8 – 0,2
вал 8-10 0,4 – 0,1
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях:    
отверстие 8-9 0,4 – 0,2
вал 9-10 0,2 – 0,1
Упорные подшипники скольжения:    
малонагруженные 7-8 0,8 – 0,4
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях 8-10 0,4 – 0,1
Сферические поверхности самоустанавливающихся подшипников и т.п. 9-12 0,2 – 0,025
Неподвижные соединения с посадкой скольжения:    
отверстие 8-9 0,4 – 0,2
вал 9-11 0,2 – 0,05
Соединения с переходными посадками:    
отверстие 7-9 0,8 – 0,2
вал 8-10 0,4 – 0,1
Прессовые и конусные соединения:    
отверстие 7-10 0,8 – 0,1
вал 8-11 0,4 – 0,05
Упорные буртики неподвижных цилиндрических соединений (рабочие поверхности 6-8 1,6 – 0,4
Посадки подшипников качения:    
отверстие в корпусе при классе точности подшипника:    
нормальном 8-9 0,4 – 0,2
повышенным 9-10 0,2 – 0,1
высоком 10-11 0,1 – 0,05
прецизионном 11-12 0,05 – 0,025
вал при классе точности подшипника:    
нормальном 8-10 0,4 – 0,1
повышенным 10-11 0,1 – 0,05
высоком 11-12 0,05 – 0,025
прецизионном 12-13 0,025 – 0,012



Продолжение таблицы 68

Типовые детали Шероховатость поверхности
Класс Ra
Шлицевые соединения, центрирование:    
по наружному диаметру:    
отверстие 7-10 0,8 – 0,1
вал 8-10 0,4 – 0,1
по внутреннему диаметру:    
отверстие 9-12 0,2 – 0,025
вал 7-9 0,8 – 0,2
по граням шлицов:    
охватывающие поверхности 7-10 0,8 – 0,1
охватываемые поверхности 8-11 0,4 – 0,05
Шлицевые соединения с зазором:    
рабочие грани 7-10 0,8 – 0,1
отверстие 8-11 0,4 – 0,05
вал 7-8 0,8 – 0,4
Шпоночно-пазовые соединения (рабочие грани):    
пазы 5-7 3,2 – 0,8
шпонки 6-8 1,6 – 0,4
Направляющие призматические поверхности:    
охватывающие 8-10 0,4 – 0,1
охватываемые 9-12 0,2 – 0,025
Резьбы наружные:    
рядовые 5-6 3,2 – 1,6
повышенной точности 6-7 1,6 – 0,8
точные 8-9 0,4 – 0,2
Резьбы внутренние:    
рядовые 4-5 6,4 – 3,2
повышенной точности 5-6 3,2 – 1,6
точные 7-8 0,8 – 0,4
Винты ходовые (рабочие поверхности):    
гайка 8-10 0,4 – 0,1
винт 10-12 0,1 – 0,025
Прямозубые колеса (рабочие поверхности зубьев):    
неответственного назначения 6-7 1,6 – 0,8
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях 7-8 0,8 – 0,4
работающие при средних нагрузках и окружных скоростях 9-10 0,2 – 0,1
тяжелонагруженные, подверженные ударной нагрузке и работающие при высоких окружных скоростях 10-12 0,1 – 0,025
Косозубые и шевронные колеса (рабочие поверхности зубьев):    
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях 6-8 1,6 – 0,4
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях 8-10 0,4 – 0,1
Конические колеса (рабочие поверхности зубьев):    
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях 7-8 0,8 – 0,4
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях 8-10 0,4 – 0,1

Продолжение таблицы 68

Типовые детали Шероховатость поверхности
Класс Ra
Червячные колеса (рабочие поверхности зубьев):    
работающие при умеренных нагрузках 7-8 0,8 – 0,4
тяжелонагруженные 8-10 0,4 – 0,1
Червяки (рабочие поверхности витков):    
работающие при умеренных нагрузках 8-9 0,4 – 0,2
тяжелонагруженные 10-11 0,1 – 0,05
Фрикционы, тормоза (рабочие поверхности):    
цилиндрические 9-12 0,2 – 0,025
плоские 8-10 0,4 – 0,1
Уплотнения цилиндрические контактные (рабочие поверхности валов):    
с мягкими элементами манжеты 10-11 0,1 – 0,05
с металлическими элементами 11-12 0,05 – 0,025
Уплотнения торцевые (рабочие поверхности дисков):    
с мягкими элементами 9-10 0,2 – 0,1
с металлическими элементами 10-12 0,1 – 0,025
Уплотняющие поверхности ниппелей, штуцеров и т.п. 7-9 0,8 – 0,2
Шкивы (рабочие поверхности):    
под плоские ремни 9-12 0,2 – 0,025
клиноременных передач 8-10 0,4 – 0,1
Стыки герметичные, собираемые на прокладках:    
мягких 6-8 1,6 – 0,4
твердых 8-9 0,4 – 0,2
из мягких металлов 9-10 0,2 – 0,1
Стыки герметичные (металл по металлу) 10-12 0,1 – 0,025
Привалочные плоскости:    
рядовые 5-7 3,2 – 0,8
точные 8-10 0,4 – 0,1
Свободные поверхности деталей (торцы и ненесущие цилиндрические поверхности валов, фаски, неработающие поверхности зубчатых колес, шкивов, маховиков, рычагов и т.п.)    
малонагруженных 4-6 6,4 – 1,6
нагруженных высокими цикличными нагрузками 6-9 1,6 – 0,2
Подошвы и основания станин, корпусов, лап 3-4 12,5 – 6,3
Галтели:    
неответственного назначения 5-6 3,2 – 1,6
деталей, нагруженных высокими цикличными нагрузками 8-10 0,4 – 0,1
Шестигранники, четырехгранники, лыски, фаски, пазы под ключ и т.п. 4-5 6,4 – 3,2
Отверстия под крепежные детали, установленные с зазором 4-5 6,4 – 3,2
Опорные поверхности под гайки и головки болтов:    
рядовые соединения 5-6 3,2 – 1,6
ответственные, циклически нагруженные соединения 7-8 0,8 – 0,4
Центрирующие буртики (фланцев, крышек, корпусных деталей и т.п.)    
отверстие 5-6 3,2 – 1,6
буртик 6-7 1,6 – 0,8
Детали управления, рукоятки, ручки, маховички и т.п. 8-10 0,4 – 0,1

Таблица 69

Наши рекомендации