Тема 18. Использование методов психологического исследования в изучении индивидуальных психологических особенностей личности.
Задание для самостоятельной работы
Изучите ход эксперимента и ответьте на вопросы.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
Цель эксперимента. Эксперимент направлен на выявление самооценки и динамики уровня притязаний испытуемого в экспериментальной ситуации. Он является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности.
Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.
Исследования, проведенные с помощью этой методики [3], показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.
Экспериментальный материал. Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т. д. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента.
Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12X7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.
Процедура опыта. Карточки раскладываются в два ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу, какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».
Инструкция испытуемому. «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним
с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно. Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.
Обработка результатов
Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. Приложение). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат — выбранные номера карточек. Знаком ( + ) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком (—) —неуспешно выполненные (рисунок 10).
Рис.10. Образец графиков результата эксперимента
Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.
После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания?».
Выводы
На основании полученных данных можно сделать выводы об особенностях формирования уровня притязаний в ситуации эксперимента, о его адекватности, а также об устойчивости самооценки и уровня притязаний.
Контрольные вопросы
Какие задачи могут быть решены с помощью методики «Исследование уровня притязаний»?
Каковы принципы построения методики?
Какие результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют судить об адекватности или неадекватности уровня притязаний?
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕСЫЩЕНИЯ
Цель эксперимента. Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемого при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен) [3].
Методика
Испытуемому предлагается выполнить такое задание, как, например, проводить черточки, рисовать кружки. При этом перед испытуемым лежит большая стопка чистых листов бумаги.
Инструкция испытуемому. «Чертите, пожалуйста, черточки вот так» — экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек (| | | |) или кружочков (0000). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько Вам захочется, вот перед Вами лежит бумага».
Процедура опыта. Исследования, проведенные А. Карстен и И.М. Соловьевым, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратно выполняют предложенное им задание; однако, спустя короткое время (5—10 мин), они начинают привносить в задание вариации, т. е. незаметно для себя испытуемые меняют содержание задания. Эти вариации носят характер изменения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы, или чертят в определенном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда испытуемые прибегают к сопроводительным действиям: они начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выражается А. Карстен, явление «психического пресыщения».
По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е. появление вариаций в задании, не только свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению задания начинает иссякать, вариации носят в известной мере характер профилактических действий.
Экспериментатор тщательно записывает спонтанные высказывания испытуемого, характер его реакции, мимику, выразительные движения. При этом он фиксирует время появления новых вариаций в протоколе.
Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный характер, дается новая инструкция: «Это монотонное задание Вам было) предложено для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Продолжайте, если хотите, Вашу работу».
Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые испытуемые сердятся: «Что же Вы мне раньше не сказали?» и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситуации. «Ну, тогда другое дело», — часто слышится в ответ.
Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают.
После новой инструкции экспериментатор тщательно записывает реакцию и высказывания испытуемого, отмечает, как и раньше, время наступления и характер вариаций.
Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные высказывания, так и самоотчет испытуемых. «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, Вам (т. е. экспериментатору) или мне», или «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом».
Продолжительность опыта варьируется от 10 мин до часа или больше.
Выводы
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыщение при выполнении монотонной работы, о характере вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет характер деятельности испытуемого.
Контрольные вопросы
Почему испытуемые начинают вносить вариации?
Почему вторая инструкция уменьшает количество вариаций?
[1] В действительности для диагноза используется другой критерий.