Тема 3. «Общая характеристика методов психологических и педагогических исследований. Классификация методов исследования»

Понятие метода научного исследования. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Исследовательские возможности различных методов. Требования, предъявляемые к методу научного исследования.

Классификация методов в психологическом и педагогическом исследовании: теоретические, эмпирические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы.

Теоретические методы исследования, их сущность, функции, соотнесение с уровнями, этапами исследования.

Общетеоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение).

Частные методы теоретического исследования: анализ литературы, архивных материалов и продуктов деятельности, обобщение, классификация, аналогия, моделирование.

Основные эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, социометрия, эксперимент), их специфика. Условия корректного использования эмпирических методов исследования.

Методы математической статистики в исследовании как инструмент доказательства достоверности сделанных выводов.

Требования к выбору методов исследования.

Методика как способ конкретизации и реализации метода психолого-педагогического исследования.Требования к надежности и валидности применяемых методик.

Тема 4. «Характеристика эмпирических методов психологических

И педагогических исследований»

Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов исследования.

Наблюдение, его роль и место в психолого-педагогическом исследовании. Виды наблюдения. Требования к организации наблюдения.

Метод анализа продуктов деятельности: понятие, исследовательские

возможности, виды, принципы проведения.

Метод экспертной оценки: понятие, виды, принципы проведения.

Опросные методы исследования (анкетирование, беседа, интервьюирование), их особенности. Анкетирование. Виды анкет (анкеты открытого и закрытого типа). Требования к составлению анкет. Требования к организации анкетирования.

Беседа. Виды бесед. Требования к организации беседы. Критерии объективности информации, получаемой в беседе.

Интервью, его разновидности (интервью мнений, документальные интервью; нестандартизированное, стандартизированное и полустандартизированное интервью), их характеристика. Правила составления и проведения интервью.

Тестирование, типы тестов (тест-опросник, тест-задание, проективный тест). Виды тестов (тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты). Требования к построению тестов. Норма теста. Репрезентативность, надежность и валидность теста. Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов.

Социометрия как метод изучения внутригрупповых отношений. Правила организации и проведения социометрии. Обработка результатов социометрии.

Экспериментальный метод в психологии и педагогике. Виды эксперимента (естественный и лабораторный; констатирующий и формирующий), их сравнительная характеристика. Этапы эксперимента. Основные требования к проведению эксперимента в педагогическом и психологическом исследовании. Независимые и зависимые переменные, их характеристика в гипотезе исследования. Критерии и показатели эффективности эксперимента. Обработка результатов эксперимента.

Тема 5. «Методы обработки и анализа результатов исследования»

Проблема измерения психологических и педагогических явлений. Генеральная совокупность и выборки.

Количественные и качественные методы анализа результатов исследования. Методы статистической обработки данных. Регистрация. Ранжирование. Шкалирование, виды шкал.

Факторный анализ. Корреляция. Коэффициент корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Определение средних величин полученных показателей. Среднее арифметическое. Медиана. Мода.

Способы представления результатов исследования. Методы интерпретации данных психолого-педагогического исследования.

Содержание семинарских и практических занятий

Наши рекомендации