Тема 17. Методы и методики исследования эмоциональных процессов.

Задание для самостоятельной работы

Прочтите описание эксперимента и ответьте на вопросы.

Аффектом называют крайне резко выраженную, но кратко­временную эмоцию, возникающую в ответ на воздействие чрезвы­чайного раздражителя.

Основными в механизме возникновения аффекта представля­ются те процессы, которые возникают в связи с нарушением той системы действия, которая организована в целостную структуру. Аффект в этом аспекте может рассматриваться как следствие нарушения координации между отдельными действиями, пред­ставлявшими ранее согласованную систему. Поэтому аффекты можно вызвать необычным раздражителем. Обычно на необыч­ный раздражитель нет однозначной и определенной реакции, «пре­дусмотренной» ранее сложившейся системой реакции. Это и является причиной аффекта. Физиологическая основа этого явле­ния— нарушение баланса возбуждения и торможения со сдвигом в сторону возбуждения (А. Р. Лурия).

Такое представление о структуре аффекта послужило основой для создания методики, позволяющей регистрировать не только ярко проявляющиеся аффекты, но и скрытые аффективные состоя­ния (следы аффектов).

Методика, позволяющая выявить следы аффекта по моторным компонентам, называется «методикой сопряженных моторных реакций А. Р. Лурия». Названная методика основана на специ­альном предварительном построении определенных легко контро­лируемых моторных структур и анализе их изменений в связи с некоторыми воздействиями. Устойчивость структур, в одном слу­чае, и их изменение, в другом случае, служит индикатором соот­ветственно нормальных или аффективных состояний. Содержание этой методики таково:

A. Испытуемому предъявляются специально подобранные сло­ва (индифферентные и провоцирующие аффективную реакцию),
на которые необходимо реагировать «свободными словесными ас­социациями».

Б. Испытуемый (после известной тренировки) должен одно­временно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический приемник.

B. Регистрируется тремор левой руки (также на пневмати­ческом приемнике).

Отработка задания

Ниже приводится упрощенный вариант методики А. Р. Лурия (вводятся реакции двумя руками вместо записи тремора с левой руки).

Цель эксперимента: проследить возможности использо­вания ассоциативного эксперимента и сопряженной двигательной реакции для диагностики аффекта.

Процедура опыта. Основу методики составляет: а) «ас­социативный эксперимент» со свободными речевыми реакциями и б) сопряженные с ним двигательные реакции обеими руками.

Сопряженность между реакциями достигается при помощи прямой инструкции .испытуемому: «Вам будет зачитан ряд слов, на которые Вы должны отвечать первым пришедшим в голову сло­вом, одновременно нажимая на ключи обеими руками».

Опыт проводится с применением приборов, регистрирующих речевые и двигательные реакции. В предлагаемом варианте ис­пользуется магнитофон и полиграф типа 4ЭЭГ-1.

В ассоциативном эксперименте 25 слов-раздражителей (кри­тических и нейтральных, т. е. связанных с аффективным пережи­ванием и не связанных) записаны предварительно на пленку и подаются испытуемому через наушники с интервалом в 5 сек.

Магнитные колебания слов-раздражителей путем прямого от­ведения от магнитофона записываются в виде отдельных импуль­сов на ленте чернилопишущего устройства (на 1 дорожке).

Импульсы ответных словесных реакций (слова произносятся в микрофон) также записываются на движущейся ленте (на 2 до­рожке) после преобразования звуковых волн в магнитные. Моменты ответных реакций руками регистрируются на движущей­ся ленте полиграфа (на 3 и 4 дорожках) при помощи отведений от реактивных ключей со специальными дозированными датчиками.

Таким образом, лента полиграфа, фиксируя отдельные им­пульсы по четырем дорожкам, дает возможность представить кар­тину распределения соотношений различных временных интерва­лов, т. е. латентных периодов как внутри речевых реакций, так и внутри двигательных и речевых. Определенные временные соотно­шения, характеризующие особенности структуры комплексов (устойчивых в одних случаях, и меняющихся в других), являются индикатором особенности суммы ответных реакций.

Картины аффективных комплексов отличаются от неаффек­тивных по следующим показателям: 1) по характеру ответных сло­весных реакций, 2) по латентному периоду между словом-раздра­жителем и ответами, 3) по латентному периоду между нажимом правой и левой руки, 4) по латентному периоду между нажимами рук и словесной реакции, 5) по интенсивности нажимов.

Процедура опыта. 1. Опыт проводится с двумя группами испытуемых: группа А (аффектированная) и группа К (кон­трольная).

Все испытуемые предупреждаются о том, что проводится опыт по диагностике причастности.

Испытуемым поясняется, что некоторым из них покажут определенный предмет, который они должны рассмотреть в дета­лях, или зачитают незнакомый им рассказ (группа А). Другие испытуемые не будут знать об этом обстоятельстве.

Испытуемым сообщается также, что после этого они будут проходить проверку у экспериментатора, который не осведомлен о том, кто видел предмет, а кто его не видел, но он узнает об этом по показаниям приборов.

Половине испытуемых показывается предмет или зачиты­вается рассказ.

После этого испытуемые поочередно садятся за прибор и им предлагается выполнить инструкцию, о которой говорилось выше.

Всем испытуемым предлагается реагировать (словом и на­жатием рук) на один и тот же набор из 25 слов, из которых 8 слов обозначают отдельные, функционально связанные с предметом или рассказом, детали. Для группы А эти слова являются «значимы­ми»; для группы К — нейтральными.

Экспериментальная группа составляется из 15 чело­век: 5 экспериментаторов и 10 испытуемых, составляющих соответ­ственно группу А и группу К (по 5 человек). Экспериментаторы проводят опыты и выясняют различия между группами по резуль­татам опытов.

Обрабатываются результаты совместно всей эксперименталь­ной группой.

Обработка результатов заключается: а) в вычислении отдельных значений латентных периодов между различными им­пульсами; б) в выяснении типичных для данного испытуемого «нормальных» комплексов реакций и на их фоне установления дезорганизационных эффектных комплексов реакций.

Оба вида аффектированных реакций одинаково отражают рас­согласование отдельных структур и служат диагностическим при­знаком для определения аффективных вспышек. Наличие аффек­тивных комплексов на значимые слова — свидетельство «причаст­ности» человека к сложной конфликтной ситуации.

Последовательность обработки протоколов.

1. Выделение нормальных комплексов (реакции на нейтраль­ные слова).

2. Выделение типичного характера реакции на нейтральные слова (например, тенденция отвечать прилагательными, противо­положными словами, сходными по значению).

Показателем адекватной реакции является реакция в преде­лах обычной и привычной функциональной связанности слов и понятий (виды: бумага — чернила, бумага — белая, бумага — га­зета — будут адекватными).

3. Определение адекватности или неадекватности ответных словесных реакций на критические слона. При этом возможны два варианта: а) ответ явно связан с той ситуацией, которая отгадывается; б) ответная реакция неадекватна.

4. Определение значения всех латентных периодов между словами-разражителями и ответами: а) установить средние вели­чины временных характеристик на нейтральные слова и пределы разброса; б) сопоставить средние величины времени реакции на нейтральные слова с отдельными временными характеристиками на критические слова.

5. Измерение и выяснение степени согласованности (по латент­ным периодам) между словесной и двигательной реакциями: а) в нормальных комплексах, б) в аффектированных комплексах.

Контрольные вопросы

1. На чем основана диагностика по принципу «методики сопряженной моторики»?

2. В чем смысл диагностики причастности?

3. Почему испытуемого предупреждают о том, что он должен скрывать то, что слышал рассказ, или участвовал при демонстрации объекта?

4. Можно ли диагностировать причастность без предупреждения о сокрытии?

5. Чем вызвана задержка ответной реакции при ответе на значимые раздражи­тели?

6. Чем вызвана неадекватная словесная реакция на значимый раздражитель?

7. Чем вызвано рассогласование между словесной реакцией и двигательной (в реакции на значимое слово)?

Наши рекомендации