Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической работе
_________________ А.А.Панфилов

«______»_________________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общий психологический практикум (III семестр)
(наименование дисциплины)

Направление подготовки: 37.03.01ПСИХОЛОГИЯ

Профиль/программа подготовки:

Квалификация (степень) выпускника:БАКАЛАВР

Форма обучения:ОЧНАЯ

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
2, 72 - зачет
Итого 2 (72ч.) -

Владимир, 2016


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Основные цели курса: формирование теоретических представлений и знаний об организации и проведении психологического исследования, а также умений и опыта практического применения основных методов психологии знакомство с логикой психологического исследования, основными методами сбора эмпирических данных и оформлением результатов.

Задачи освоения содержания курса:

- помочь студентам получить психологические знания, которые в дальнейшем могут быть ими использованы при освоении смежных дисциплин, различных педагогических и психологических техник, актуализировать научно-теоретические и экспериментальные позиции (подходы) к исследованию психики человека;

- познакомить с методами исследования в психологии;

- обучить процедурам получения и описания эмпирических данных, стандартным способам представления и обработки данных и анализа результатов;

- освоить планирование эмпирических исследований;

- углубить знания по видам наблюдения и эксперимента в психологии, по видам беседы, тестирования, шкалирования.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина «Общий психологический практикум» находится в цикле общепрофессиональных дисциплин базовой части образовательной программы, Б1.Б.9.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, истории, общей биологии.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин история психологии, психодиагностика, социальная психология, психология личности в цикле профессиональном базовом ООП.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

В процессе освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

профессиональными компетенциями (ПК):

- научно-исследовательская деятельность:

- способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

- способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7).

Знания, умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.

Студенты, изучившие дисциплину, должны

иметь представление: о методологических и теоретических аспектах психологического исследования; о межпредметных связях общего психологического практикума; о роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психолога (ОК-7)

знать:основные методы психологического исследования: психологический анализ документов, экспертную оценку, анкетирование, личностные опросники, тестирование; виды наблюдения в психологии: стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; виды беседы в психологии: стандартизированную, частично стандартизированную, свободную: психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования; основные типы измерительных шкал: наименований, порядков, интервалов и отношений; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; порядок планирования эмпирических исследований, основные квазиэкспериментальные планы; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы обработки и представления данных (ОК-7, ОПК-1, ПК-6, ПК-7);

уметь:применять основные методы психологичного исследования; практически вести наблюдение, обрабатывать и интерпретировать протоколы наблюдения; создавать психологические и поведенческие портреты личности на основе наблюдения; готовить и практически вести частично стандартизованную беседу; применять классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности; использовать процедуры получения и описания эмпирических данных; применять стандартные способы обработки и представления данных (ОПК-1, ПК-6, ПК-7);

владеть навыками:планирования и проведения психологического исследования; применения основных методов психологического исследования (ПК-6, ПК-7).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) , форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы, коллоквиумы СРС КП / КР
Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности). 1-5         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод.
Психологические измерения. 6-10         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, рейтинг-контроль №1
Эксперимент и его разновидности 11-14         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, экспериментальные отчеты, рейтинг-контроль №2
Корреляционные исследования 15-18         3/50% Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, тестирование, рейтинг №3, зачет
Итого за семестр   1-18         27/50%

Практические занятия

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)

  1. Метод тестов в психологии
  2. Классификации тестов.
  3. Достоинств или недостатков
  4. Этапы становления метода тестирования за рубежом:

- Первое употребеление понятия «интеллектуальный тест» Дж. М. Кеттелом в 1890г. Провозглашение необходимости стандартизации тестов.

- Первое десятилетие XX века. Широкое распространение метода. Создание первых тестов интеллекта (А. Бине, А. Симон). Введение понятия коэффициента IQ В. Штерном.

- Первая мировая войны. Изменение формы проведения испытания: появление первых групповых тестов. Упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования.

- Появление тестов специальных способностей. Развитие проф. отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле.

- Монофакторные и мультифакторные концепции как теоретическая основа тестов интеллекта.

- Возникновение тестов достижений, которые отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Например, Стэнфордский тест достижений (SAT) - 1923 г)

  1. Развитие тестирования в России.

Практическое занятие № 2

Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования(4ч.)

1. Проблемы измерения в психологии.

2. Приемы измерений.

3. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.

4. Нольмерное шкалирование.

5. Одномерное шкалирование.

6. Многомерное шкалирование.

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации