Тема: Исследование понимания речи при артикуляционных помехах
Цель:исследование влияния артикуляционных помех на понимание речи говорящего
Вводные замечания.
Как известно, «исключение речедвижений необычно сильно затрудняет понимание речи» (А.Н. Соколов, 1968). Если предложить испытуемому прослушать и понять какой-либо текст, но при этом создать речевые помехи, например, предложить одновременно с прослушиванием производить счет или произносить знакомое стихотворение, то понимание будет затруднено, а понятые слова будут почти мгновенно забываться. Временами, по данным А.Н. Соколова, испытуемые все же могут слушать речь, понимать и запоминать отдельные слова и выражения. Но это происходит при повторениях в произносимых испытуемым словах, в момент переходов от строфы к строфе (при произнесении стихотворения) и при других перерывах в речевых помехах.
Стимульный материал и оборудование.
Набор текстов (см. приложение 16).
Чистый лист бумаги, протокол для регистрации данных, ручка.
Ход работы.
Эксперимент проводится в три этапа (включает три задания). В каждом задании испытуемому предлагается одновременно запоминать текст и осуществлять, так называемые артикуляционные помехи:
1. Испытуемый слушает текст и ритмично произносит слоги.
2. Испытуемый в процессе прослушивания текста ритмично считает от 1 и т. д.
3. Испытуемый в процессе прослушивания текста читает стихи (по выбору).
Через 10–15 секунд после окончания каждого задания испытуемый должен на листке бумаги воспроизвести дословно то, что он запомнил. Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции: Экспериментатор 1 читает испытуемому текст для пересказа, Экспериментатор 2 фиксирует изменения в речи испытуемого. Каждый этап исследования предваряет соответствующая инструкция и предложение Экспериментатора 1 произвести тренировку, т. е. попробовать выполнить задание без предъявления текста.
После окончания тренировки начинается основная часть экспериментального этапа. Испытуемый начинает тихо и ритмично выполнять свою задачу. Через 8–10 секунд после этого Экспериментатор 1 начинает читать текст, выбранный для запоминания.
После окончания чтения текста испытуемый в течение нескольких секунд продолжает выполнять свою задачу, а затем воспроизводит текст на бумаге. Во время проведения каждого опыта Экспериментатор 2 фиксирует ошибки в речи испытуемого, изменение темпа, ритма, громкости, разборчивости речи, вздохи и паузы. Обобщенные результаты (количество изменений) заносятся в протокол (табл. 12).
Инструкция испытуемому.
Инструкция 1:«Вам сейчас будет предложен текст, который необходимо как можно точнее запомнить и воспроизвести. При этом одновременно с прослушиванием вы должны произносить слоги (например, ка, те, ру, сы, бо и т. д.). Произносить их нужно тихо и ритмично. Попробуйте сейчас это сделать. Хорошо! Сейчас Вы продолжите произносить слоги, а через несколько секунд после этого я начну читать текст. После окончания текста Вы в течение нескольких секунд продолжаете выполнять свою задачу, а затем по моей команде воспроизведете то, что запомнили на листке бумаги».
Инструкция 2:«Смысл следующего задания идентичен предыдущему, но теперь вместо слогов Вам необходимо будет одновременно вести ритмичный счет от 1 и т. д. и запоминать текст».
Инструкция 3:«Теперь вместо счета Вы должны ритмично, без остановок проговаривать хорошо знакомое стихотворение. Оно должно быть знакомо настолько, чтобы не требовалось для воспроизведения никаких усилий. Если Вы вдруг забудете какой-то фрагмент стихотворения, то его можно начать проговаривать сначала. Главное – не терять ритм».
Обработка результатов.
Экспериментаторы сравнивают оригинальный текст с воспроизведенным испытуемым на каждом этапе и определяют количество правильно воспроизведенных слов. Полученные результаты отражаются на соответствующем графике.
На основании полученных количественных и качественных результатов необходимо произвести анализ влияния типа помех (результаты каждого задания) на эффективность понимания текста и объяснить найденные закономерности.
Контрольные вопросы:
1. Как взаимосвязаны изменения в речи и запоминание текста?
2. Какое влияние оказывают артикуляционные помехи на понимание речи говорящего?
3. Как влияет тип артикуляционных помех на уровень усвоения материала?
Приложение 16