Стимульный материал для методики «Исследование понимания речи при артикуляционных помехах»

Текст 1.

Мудрец сказал: «Неприлично, когда младшие стараются опередить старших, за исключением лишь трех случаев. Первый: ночью младший должен идти впереди, чтобы оберегать старших; второй –оказавшись перед потоком, младшие должны пройти вперед, чтобы предупреждать старших; третий – в схватке с неприятельским войском младшие должны быть впереди; это необходимо для того, чтобы изгнать врагов и защитить старших».

Текст 2.

Мудрец сказал: «Трех человек не подобает унижать: султана, ученого и собеседника, так как от унижения султана настанет разлад в мире, от унижения ученого настанет распад веры и от унижения собеседника разрушится справедливость. И есть четыре вещи, малость которых не является малостью: долг, огонь, недруг и болезнь».

Текст 3.

Однажды житель Басры отправился в путь и добрался до селения лишь глубокой ночью. Было очень темно. Посреди селения он увидел слепого, спешащего куда-то с кувшином, полным воды, на плече и светильником в руке. Это очень удивило горожанина, он приблизился к слепцу и спросил:

– Послушай, слепец, для тебя все равно, что ночь, что день. Что значит светильник в твоей руке и зачем он тебе нужен?

– Затем, чтобы слепые душой, как ты, не толкнули меня и не разбили мой кувшин.

Лабораторная работа № 14

Тема: Исследование воздейственной и информативной функций речи

Цель:исследование влияния речи на другого человека при совместной деятельности.

Вводные замечания.

В речи различаются две основные функции: сообщение и побуждение к действию (Н.И. Жинкин, 1956). Другими словами – коммуникативная и побудительная функции речи. Речь человека может одновременно выполнять обе функции, и вместе с тем то одна из них, то другая может преобладать. Если разрешить человеку пользоваться только словами, условно принадлежащими к той или иной группе, отражающей определенную функцию речи, то понимание речи собеседником будет затруднено. Специфика возникших затруднений, способы их преодоления будут характеризовать особенности и возможности выбранных групп слов.

Стимульный материал и оборудование.

3 бланка с контурными рисунками (примерный образец – см. приложение 17).

Карандаш, часы (секундомер), протокол для регистрации данных.

Ход работы.

В работе принимают участие два испытуемых и экспериментатор. Экспериментатор заготавливает рисунки по одному для каждого опыта. Все три рисунка должны быть примерно одинаковые по уровню сложности и размеру.

Процедура проведения опыта. Испытуемый 1 не должен видеть рисунки, для чего ему завязывают глаза. После этого Испытуемому 1 дают в руку карандаш и формулируют задачу – обвести как можно быстрее и точнее рисунок по командам. Указания (команды) дает Испытуемый 2. Все данные исследования, в том числе команды Испытуемого 2, действия 1-го испытуемого и время проведения опыта регистрируются в протоколе экспериментатором (табл. 13).

Стимульный материал для методики «Исследование понимания речи при артикуляционных помехах» - student2.ru

Каждая пара испытуемых участвует в трех заданиях.

1-е задание. Испытуемый 2 для управления Испытуемым 1 использует любые слова, кроме описания формы объекта на рисунках.

2-е задание. 2-й испытуемый использует слова «начали», «закончили», «рисуй», «стоп» для управления 1-м испытуемым.

3-е задание. 2-ой испытуемый использует слова «вверх», «вправо», «круто», «нет» для управления 1-м испытуемым.

1-й испытуемый во время проведения опытов молчит, выполняя или не выполняя указания второго, в зависимости от того, как он понял указание, и руководствуясь стремлением как можно быстрее и точнее произвести обводку. После 3-х заданий фиксируется самоотчет обоих испытуемых.

Инструкция испытуемому.

«Ваша задача – обвести как можно быстрее и точнее рисунок. При этом ваши глаза будут закрыты. Во время проведения опыта вы должны молча выполнять инструкции так, как вы их поняли, не забывая при этом о поставленной задаче. Всего опытов будет три».

Обработка результатов.

Определите, какая функция речи была преобладающей в каждом эксперименте и каковы были ограничения речи Испытуемого 2. Измерьте всю длину линии обводки (l общ), т. е. всю длину линии, нарисованной Испытуемым 1. Затем измерьте длину качественно стабильной обводки (l кач), т. е., где линия обводки совпадает с линиями фигуры.

После определите долю стабильно качественной обводки (Х) по формуле:

Х= l кач/l общ х 100%.

При обработке результатов заполните протокол эксперимента (табл. 14).

Стимульный материал для методики «Исследование понимания речи при артикуляционных помехах» - student2.ru

Соотнесите команды Испытуемого 2 и действия Испытуемого 1, произведите анализ причин непонимания между испытуемыми. Проанализируйте полученные количественные и качественные результаты каждого этапа исследования в соответствии с целью и гипотезами исследования.

Контрольные вопросы:

1. Как проявилось различие информативной и воздейственной функций речи.

2. Каким образом изменение возможностей речи Испытуемого 2 (1, 2, 3 задания) оказывает влияние на понимание и действия Испытуемого 1?

3. Какие трудности в коммуникации испытуемых были обнаружены?

4. Каковы стратегии испытуемых при успешной обводке?

5. Какие примеры из жизни подтверждают данные закономерности?

Стимульный материал для методики «Исследование понимания речи при артикуляционных помехах» - student2.ru

Лабораторная работа № 15

Наши рекомендации