СЕРИЯ I. Исследование понимания речи

Т.В. Кабанова, О.В. Домнина

ТЕСТОВАЯ

ДИАГНОСТИКА

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ,

ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ 3 – 6 ЛЕТ С РЕЧЕВЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Москва

Кабанова Т.В., Домнина О.В.

Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями.

Т.В.Кабанова, О.В.Домнина; под ред. Н.Е.Ильяковой. –

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.

ISBN 978-5-296-00800-8

Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики детей 3 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

Пособие адресовано логопедам ДОУ.

ББК 74.3

ВВЕДЕНИЕ

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести. В их числе встречаются и дети с диагнозом «моторная алалия».

Работа с такими детьми является наиболее сложной, так как дети с моторной алалией часто имеют ОНР I – II уровня. У детей с ОНР и «моторных алаликов» часто наблюдаются одинаковые симптомы речевых нарушений.

Обследование является важным этапом коррекционной работы. От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

Теоретическим обоснованием данного пособия послужили положения отечественных психологов и педагогов о психических особенностях, характерных и показательных для детей дошкольного возраста. Изучение уровня развития речи ребенка проводится по нескольким направлениям.

1. Определение уровня понимания речи, сформированности предпосылок к ее развитию. Проводится

¾ фонематического слуха;

¾ готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.

2. Изучение уровня активной речи предполагает обследование:

¾ состояние звукопроизношения;

¾ наличия фразовой речи;

¾ предметного и глагольного словаря по темам;

¾ состояния сформированности грамматического строя;

¾ состояния связной речи.

3. Анализ состояния общей и мелкой моторики.

Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплексов речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, взаимодействию между речевой и неречевой симптоматикой, определению структуры речевого дефекта. В логопедии разработаны различные методы диагностирования. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

За основу взята разработанная и апробированная Л.И.Переслени и Т.Д.Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Опыт показывает, что она удобна для:

¾ диагностики;

¾ уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля);

¾ построения системы индивидуальной коррекционной работы;

¾ комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушения речи;

¾ отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия [21].

В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988), Е.В.Мальцевой (1991), Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и Т.Б.Филичевой (1973), О.Б.Иншаковой (1998). Методика обследования состоит из четырех серий, каждая из которых содержит пробы различной степени сложности. Данная диагностика включает в себя:

¾ 140 проб для детей I уровня речевого развития;

¾ 136 проб для детей II уровня речевого развития;

¾ 165 проб для детей III уровня речевого развития (1 год обучения);

¾ 144 пробы для детей III уровня речевого развития (2 год обучения).

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение проб методики, равно:

¾ для детей I уровня речевого развития – 160 баллов;

¾ для детей II уровня речевого развития – 150 баллов;

¾ для детей III уровня речевого развития (1 года обучения) – 193 балла;

¾ для детей III уровня речевого развития (2 года обучения) – 172 балла.

Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 172 балла (III уровня 2-го года обучения) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 172. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.

1 степень успешности 49 %
2 степень успешности 50 – 64 %
3 степень успешности 65 – 79 %
4 степень успешности 80 – 100 %

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный).

Максимально возможные баллы для серий каждого уровня представлены в таблице.

Серии I уровень II III III
I на 33 на 23 на 24 на 13
II на 38 на 41 на 63 на 52
III на 24 на 16 на 18 на 20
IV на 18 на 32 на 35 на 34
V на 25 на 15 на 30 на 30
VI на 23 на 23 на 23 на 23

Более подробно эти данные представлены в приложении 1.

Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – название заданий или измеряемых сторон речи. Всего их получится 9.

1. Понимание речи.

2. Фонематическое восприятие.

3. Артикуляционная моторика.

4. Слоговая структура слова.

5. Звукопроизношение.

6. Грамматический строй речи.

7. Словарь и навыки словообразования.

8. Связная речь.

9. Общая и мелкая моторика.

Получив такой профиль, можно сразу выделить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

Успешность выполнения                  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 
Параметры обследования

Методика обследования речи

и моторики*

(* С возрастом и интеллектом ребенка указанный уровень может не соотноситься: на данном уровне может находиться ребенок и более старшего возраста. Последующий анализ результатов всех уровней показывает условный путь развития речи каждого ребенка.)

I уровень (3 года)

Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

· Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покачайся, как маятник часов (тик-так).

· Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покажи, каким ты был маленьким (приседание)

· Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

· Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

· Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Шагай, как солдат (маршировка).

· Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.

· Пройди по кругу и встань в центр.

· Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

· Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покачайся, как маятник часов (тик-так).

· Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покажи, каким ты был маленьким (приседание)

· Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

· Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

· Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Шагай, как солдат (маршировка).

· Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.

· Пройди по кругу и встань в центр.

· Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Оценка состояния общей моторики 1 балл правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 балла выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе 0,25 балла неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов не способен выполнить движение  
Итог: 14 проб, 14 баллов

Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

· Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покачайся, как маятник часов (тик-так).

· Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия .

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покажи, каким ты был маленьким (приседание)

· Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

· Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

· Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течении 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Шагай, как солдат (маршировка).

· Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.

· Пройди по кругу и встань в центр.

· Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Оценка состояния общей моторики 1 балл правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 балла выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе 0,25 балла неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов не способен выполнить движение  
Итог: 14 проб, 14 баллов

Исследование общей моторики

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).

· Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

1.2. Исследование движений туловища.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покачайся, как маятник часов (тик-так).

· Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия .

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Покажи, каким ты был маленьким (приседание)

· Покажи, как петушок стоит на одной ноге.

· Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).

· Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4. Исследование статической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течении 5 секунд.

1.5. Исследование динамической координации движений.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Шагай, как солдат (маршировка).

· Выполни подряд 3 приседания.

1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.

Педагог: Выполни мои инструкции.

· Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.

· Пройди по кругу и встань в центр.

· Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Оценка состояния общей моторики 1 балл правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 балла выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе 0,25 балла неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов не способен выполнить движение  
Итог: 14 проб, 14 баллов

Исследование общей моторики

№ задания Количество проб
ХХХХХ ХХХХХ
0,5 0,5 ХХХХХ ХХХХХ
выполняет после повтора инструкции
0,5 выполняет после повтора инструкции 0,25 нескоординированность движений
не способен выполнить движение
0,25 двигательное беспокойство ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ
0,25 0,25 ХХХХХ ХХХХХ
неполный объем движений
0,5 выполняет после повтора инструкций 0,25 0,25 ХХХХХ
до конца не выполняет
           

Речевой профиль

СЕРИЯ I. Исследование понимания речи - student2.ru

Из рисунка видно, что речевой дефект этого ребенка характеризуется равномерно выраженным недоразвитием всех обследованных компонентов речевой системы. Понимание речи (1) и фонематическое восприятие (2) относительно сохранны. В большей степени страдает моторная сторона речи (3, 4, 5), связная речь (8), общая и мелкая моторика (9). Результаты диагностического обследования подтвердили заключение ЗПМПк (ОНР II уровня, обусловленное моторной алалией).

Накопленные данные показывают, что предполагаемая методика позволяет надежно диагностировать ОНР, НВ ОНР*, моторную алалию, ЗПР у дошкольников**.

В дальнейшем на основе предложенной методики разрабатывается индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

* Неярко выраженное ОНР

** Средние показатели тестирования групп детей с каждым из этих нарушений представлены в приложении 4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.Оборудование, необходимое для проведения обследования

I уровень (3 года)

Серия I
Задание 1: игрушки кукла, зайчик, собачка, мячик, матрешка, машина, кошка, пирамидка, кубик, мишка
Задание 2: картинки или игрушки, по 3 – 4 к каждой теме игрушки, предметы посуды, животные, предметы одежды
Задание 3: картинки к глаголам спать, есть, играть, рисовать
Задание 4: игрушки кукла, мишка, собачка
Задание 5: картинки чашка, чашки, мяч, мячи, кукла, куклы, стол, столы
Задание 6: предметы карандаш, мяч, конфета
Задание 7: картинки дом, домик, шапка, шапочка, ложка, ложечка, кукла, куколка
Серия III
Задание 1:картинки мяч, мячи, кукла, куклы, стол, столы, глаз, глаза
Задание 2: картинки мяч, собака, кукла, кубики, дом
Задание 3: предметы и игрушки кошка, стул, коробка, домик
Задание 4: картинки мяч синий, чашка зелена, кубики красные, яблоко желтое
Серия IV
Задание 1: картинки по 5 к каждой теме игрушки, животные, предметы посуды, предметы одежды
Задание 2: картинки к глаголам есть, играть, мыть, бегать, спать
Задание 3: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый); размеры (большой – маленький); формы (шарик – кубик – кирпичик)

II уровень (4 года)

Серия I
Задание 1: по 5 – 6 картинок к каждой теме дикие животные, мебель, домашние животные, обувь
Задание 2: картинки дерево, деревья, лист, листья, машина, машины, сапог, сапоги
Задание 3: картинки птичка над деревом, около дерева, под деревом, на дереве
Задание 4: картинки яблоко, яблочко, стул, стульчик, заяц, зайчик, машина, машинка
Задание 5: игрушки кубик или любая другая игрушка, зайчик, кукла
Задание 6 (а): картинки к глаголам нести, везти, висеть, стоять
Задание 6 (б): картинки большой медведь, маленький медведь, высокий дом, низкий дом, чистые руки, грязные руки
Серия III
Задание 1: картинки стул, стулья, заяц, зайцы, слон, слоны, кошка, кошки
Задание 2: картинки кошка, заяц, мама, медведь, молоко, морковь, цветы, мед
Задание 3: предметы и игрушки кошка, диван; карандаш, коробка; книги, шкаф; мяч, стол
Задание 4: картинки флажки красные, кофта желтая, цветок синий, яблоко зеленое
Серия IV
Задание 1: картинки по 5 к каждой теме предметы посуды, животные, предметы одежды, члены семьи, предметы обуви, предметы мебели
Задание 2:картинки человек, машина, кукла, одежда
Задание 3: картинки врач, продавец, повар, парикмахер, воспитатель
Задание 4: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня; действия к профессиям; кто как ест (курица, кошка, собака); глаголы (танцует, поет, идет, летит, причесывает …)
Задание 5: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие цвет (красный, зеленый, синий, желтый, черный и белый); качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное); формы (круглый, квадратный, треугольный)
Серия V
Задание 1: картинки к сказке (по 5 – 8) «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (по выбору логопеда)

III уровень (1-й год обучения, 5 лет)

Серия I, пункт 1
Задание 1: по 5 – 6 картинок к каждой теме птицы, транспортные средства, дикие животные, предметы обуви
Задание 2: картинки мальчик входит в дом, выходит из дома; девочка ставит чайник на стол, берет чашку со стола; заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста
Серия I, пункт 2
Задание 1: картинки бусы, бусинка, виноград, виноградинка, машина, машинка
Задание 2: картинки к глаголам выходит, заходит, подходит, заезжает, выезжает, подъезжает
Серия I, пункт 3
Задание 1: предметы ключ, карандаш, платок
Задание 2: картинки девочка рвет цветы, девочка играет в мяч
Задание 3: картинка девочка ловит бабочку сачком
Задание 4: картинкаи лента узкая, лента широкая, лимон, конфета, книга толстая, книга тонкая
Серия III
Задание 2: картинки карандаш, мел, ручка, кисть
Задание 3: картинки машина стоит около дома; бабочка летает над цветком; мышка убегает от колки; мальчик подходит к дому
Задание 4: картинки красные ягоды, синее одеяло, желтые листья, голубые глаза
Задание 5: картинки один (одна) – утка, гусь, дом; два (две) – кошка, заяц, яблоко
Серия IV, пункт 1
Задание 2: картинки (хорошо просматриваются части изображенного предмета) любой предмет одежды (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс); транспортное средство (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)
Задание 3: картинки фотограф, почтальон, строитель, птичница, библиотекарь
Задание 4: картинки врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер; шить, вязать, подметать, поливать, гладить
Задание 5: по 3 – 5 картинок, иллюстрирующих каждое понятие оттенки цветов (оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой); качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый); формы (овальный, четырехугольный)
Серия V
Задание 1: картинки сюжетная картинка (по выбору логопеда); иллюстрации к одной из сказок – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» (по выбору логопеда)

III уровень (2-й год обучения, 6 лет)

Серия I
Задание 1: картинки ручка (авторучка, дверная, детская); кран (подъемный, водопроводный); иголка (швейная, еловая)
Задание 3: предметы стул, мяч, зайчик, рыбка
Серия III
Задание 3: предметы и игрушки щенок, коробка, кукла, домик, снежинка, стол, книга
Задание 4: картинки красные помидоры, белое полотенце, синее ведро, желтые листья
Серия IV, пункт 1
Задание 2: картинки (хорошо просматриваются части изображенного предмета) окно (стекло, рама, подоконник, форточка); диван (спинка, сиденье, подлокотник, ножки)
Задание 3: картинки хлебороб, врач (специалисты: хирург, стоматолог, окулист), строитель (каменщик, маляр, плотник), швея, музыкант (пианист, скрипач, трубач), животновод (птичница, доярка, пастух, свинарка, конюх), металлург
Задание 4: картинки самолет, поезд, теплоход, человек; врач, повар, продавец, воспитатель, хлебороб, животновод
Серия IV, пункт 2
Задание 4: картинки к глаголам выходит, уходит, заходит; выезжает, заезжает, объезжает; бежит, убегает, перебегает
Серия V
Задание 2: картинки серия сюжетных картин (по выбору логопеда)

Приложение 2. Количество проб и максимальные баллы за каждую из серий

I уровень (3 года)

Номер серии Проб Баллов Всего за серию
проб баллов
Серия I
Серия II, пункт 1
Серия II, пункт 2
Серия II, пункт 3
Серия II, пункт 4
Серия III
Серия IV
Серия V
Серия VI, пункт 1
Серия VI, пункт 2
Итог

II уровень (4 года)

Номер серии Проб Баллов Всего за серию
проб баллов
Серия I
Серия II, пункт 1
Серия II, пункт 2
Серия II, пункт 3
Серия II, пункт 4
Серия II, пункт 5
Серия III
Серия IV
Серия V
Серия VI, пункт 1
Серия VI, пункт 2
Итог

III уровень, 1-й год обучения (5 лет)

Номер серии Проб Баллов Всего за серию
проб баллов
Серия I
Серия II, пункт 1
Серия II, пункт 2
Серия II, пункт 3
Серия II, пункт 4
Серия II, пункт 5
Серия III
Серия IV
Серия V
Серия VI, пункт 1
Серия VI, пункт 2
Итог

III уровень, 2-й год обучения (6 лет)

Номер серии Проб Баллов Всего за серию
проб баллов
Серия I
Серия II, пункт 1
Серия II, пункт 2
Серия II, пункт 3
Серия II, пункт 4
Серия II, пункт 5
Серия III
Серия IV
Серия V
Серия VI, пункт 1
Серия VI, пункт 2
Итог

Приложение 3.Протокол обследования.

I уровень (3 года)

Исследование общей моторики

№ задания Количество проб
    ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
       
  ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
      ХХХХХ

Речевой профиль

Успешность выполнения                  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 
Параметры обследования

II уровень (4 года)

Исследование общей моторики

№ задания Количество проб
    ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
       
  ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
      ХХХХХ

Речевой профиль

Успешность выполнения                  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 
Параметры обследования

Пересказ сказки

Оценка смысловой целостности -

Оценка лексико-грамматического оформления -

Оценка самостоятельности выполнения задания -

Итог по серии V: N =

Степень успешности: N х 100 : 30 =

Исследование общей моторики

№ задания Количество проб
    ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
       
  ХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
      ХХХХХ

Речевой профиль

Успешность выполнения                  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 
Параметры обследования

Пересказ сказки

Оценка смысловой целостности -

Оценка лексико-грамматического оформления -

Оценка самостоятельности выполнения задания -

Итог по серии V: N =

Степень успешности: N х 100 : 30 =

Исследование общей моторики

№ задания Количество проб
    ХХХХХ ХХХХХ
    ХХХХХ ХХХХХ
       
&n

Наши рекомендации