Xix. исследование понимания речи

А. Характеристика пассивного словаря

1. Объём словаря ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Точность понимания слов _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Б. Понимание различных грамматических форм словоизменения

1. дифференциация единственного и множественного числа существительных

СТОЛ –СТОЛЫ СТУЛ-СТУЛЬЯ БЕРЁЗА - БЕРЁЗЫ

ДОМ - ДОМА ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ

2. различение предложно-падежных конструкций:

В НА ПОД ПО НАД ПЕРЕД ЗА ОКОЛО

В-ИЗ НА-С ПОД - ИЗ-ПОД

3. Дифференциация форм словообразования

А) дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

ДОМ-ДОМИК ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ ЗАМОК-ЗАМОЧЕК

СТУЛ-СТУЛЬЧИК ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА

Б) дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:

ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ-БУСИНКА РОСА-РОСИНКА

В) дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл) _______

______________________________________________________________________________________________________

4. Понимание словосочетаний и простых предложений

А) понимание словосочетаний

“Покажи ключом карандаш” _____________________________________________________________________________

“Покажи ключ карандашом” _____________________________________________________________________________

“Где собака хозяина, хозяин собаки?”_____________________________________________________________________

“Где мама дочки, дочка мамы?”__________________________________________________________________________

б) понимание простых распространённых предложений

Покажи картинку: Девочка рвёт цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

В) понимание вопросительных предложений:

- Кого ловит девочка? _______________________________________

- Чем девочка ловит бабочку? ________________________________

- Кто ловит бабочку? ________________________________________

Г) понимание сложно-подчинённых предложений и сложных логико-грамматических конструкций (с 6 лет):

- Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ________________________

- Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? _______________________

- Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _______________________

- Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ______________

Д) понимание связной речи _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

XX. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Исследование активного словаря

А) конкретные существительные (назвать картинки по лексическим темам) ____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

б) обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов) ___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

в) существительные, обозначающие части тела, части предметов;

с 5 лет:

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ______________________________________________

- части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________________________________

- части мебели: спинка, ножка, сиденье ___________________________________________________________________

- части машины: дверца, колёса, руль, кабина______________________________________________________________

с 6 лет:

- части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________________________________

- части одежды: воротник, манжета, петля ________________________________________________________________

- части машины: кузов, кабина, фары, мотор ______________________________________________________________

- части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________________________________

- название профессий _________________________________________________________________________________

г) глагольный словарь

с 5 лет:

-Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________________________________

- Кто как передвигается? _______________________________________________________________________________

- Кто как кричит? _____________________________________________________________________________________

c 6 лет:

-Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________________________________

- Кто что делает? (с использованием названий профессий людей) _____________________________________________

д) прилагательные

- обозначающие цвет (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет) _______________________________________________________________________________

- обозначающие форму (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный) _______________________

е) подбор антонимов (6 лет):

ДОБРО – ГОРЕ- ДРУГ-

БОЛЬШОЙ- ШИРОКИЙ- ВЫСОКИЙ-

ПОДНИМАТЬ - ДАВАТЬ- ПОКУПАТЬ-

2. Состояние словоизменения

а) употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (с 4 лет):

СТОЛ- КУКЛА- УХО-

СЛОН- РУКАВ- ГЛАЗ-

РОТ- ЛИСТ- ДЕРЕВО-

ОКНО- СТУЛ- ВОРОБЕЙ-

ПЕНЬ- ЛЕВ- СОН-

Б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________________________________

У меня нет __________________________________________________________________________________________

Я рисую ____________________________________________________________________________________________

В) употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет

ШАР- СТОЛ- ДОМ-

БЕРЁЗА- ЧАШКА- КНИГА-

ДЕРЕВО- ЛИСТ- СТУЛ-

МЯЧ- КЛЮЧ- КАРАНДАШ-

г) употребление предложно-падежных конструкций

В НА ПОД НАД ЗА ПЕРЕД ОКОЛО

д) согласование существительного и прилагательного в роде и числе

ШАР- МАШИНА- ПЛАТЬЕ- КАРАНДАШИ-

е) согласование числительных с существительными

2 5

ДОМ- ________________________________________________________________________________________________

КУКЛА - _____________________________________________________________________________________________

ШАР - _______________________________________________________________________________________________

ЖУК- ________________________________________________________________________________________________

3) Состояние словообразования

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

СТОЛ- ГНЕЗДО- ОКНО-

КРОВАТЬ- ПЛАТЬЕ- ДОМ-

ЛОЖКА- КУКЛА- ШКАФ

б) образование названий детёнышей животных

КОШКА (с 4 лет)- ЗАЯЦ (с 5 лет) - КОРОВА (с 6 лет)-

УТКА (с 4 лет)- МЕДВЕДЬ (с 5 лет)- СОБАКА (с 6 лет)-

ЛОШАДЬ (с 6 лет)- ОВЦА (с 6 лет) - СВИНЬЯ (с 6 лет)-

в) образование прилагательных от существительных (с 6 лет)

ДЕРЕВО- МЕТАЛЛ-

МЕХ- СОЛОМА-

РЕЗИНА- КИРПИЧ-

БУМАГА- СНЕГ-

ПУХ- ШЕРСТЬ-

БРУСНИКА- ЧЕРНИКА-

НОРА ЛИСЫ- ЛАПА МЕДВЕДЯ-

ХВОСТ ЗАЙЦА- УХО ВОЛКА-

Г) образование приставочных глаголов (с 6 лет)

ХОДИТ- УХОДИТ-ВХОДИТ-ВЫХОДИТ-ПЕРЕХОДИТ

БЕЖИТ-УБЕГАЕТ-ВБЕГАЕТ-ВЫБЕГАЕТ-ПЕРЕБЕГАЕТ

Д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет

рисовал- писал- делал-

ВЫВОД:____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

XXI.СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(пересказ для детей 4-5 лет, рассказ по серии сюжетных картинок – для детей 6 лет)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации