Выбор темы диссертационной работы
Выбор темы для диссертационной работы имеет очень большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой диссертационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это научный и вспомогательный материал, систематизированный и отобранный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший поэтому составной частью содержания диссертационной работы.
Темы магистерских диссертаций определяются, как правило, научным руководителем, но могут быть предложены заказчиком подготовки магистра. Студенту–магистранту предоставляется право выбора темы диссертационной работы из имеющегося набора тем. Он может предложить свою тематику с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Тема диссертационной работы определяется и закрепляется в начале магистерской подготовки.
Выбрать тему диссертационной работы магистранту в соответствии с его профессиональной ориентацией могут помочь следующие советы.
Просмотр каталогов ранее защищенных магистерских диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами.
Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники. Особо обратить внимание, что на стыке областей знаний возможно найти новые и порой неожиданные решения. Надо помнить, что наука укрепляется теми тесными связями, которые она умеет установить со смежными науками, корректным заимствованием известных методов и адаптацией этих методов для решения поставленных задач по теме магистерской диссертационной работы.
Оценка состояния разработки методов исследования в выбранной области, принципов создания систем, приборов, машин и технологических приемов применительно к соответствующей отрасли производства. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей» области знания.
Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных магистрантом по мере накопления научной информации. Выбор темы диссертационной работы по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым уг лом зрения, на более высоком математическом и техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Существенную помощь в выборе темы может оказать ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодической литературе, а также беседы и консультации с учеными и специалистами–практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.
Темы магистерских диссертаций закрепляются за студентами на основании их личных заявлений. Форма заявления приведена в прил. 9.
План работы над магистерской диссертацией должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста. При составлении плана следует тщательно обдумывать следующие вопросы: что уже известно по разрабатываемой теме диссертационной работы и что необходимо узнать для решения поставленной задачи? Затем следует решить, в каком порядке начать работу над диссертацией.
Научный руководитель не только принимает участие в разработке магистрантом рабочего плана будущей диссертационной работы, но и оказывает ему другую помощь, в частности:
- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические иархивные материалы и другие источники по теме;
- проводит систематические, предусмотренные расписанием, беседы и консультации;
- оценивает содержание выполненной диссертационной работы как по частям, так и в целом;
- дает согласие на представление диссертационной работы к защите.
Таким образом, научный руководитель оказывает магистранту научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит соответствующие коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также дает заключение о готовности работы в целом.