Тезаурус проектно-исследовательской деятельности
Термины | Содержание |
Тема | Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. |
Проблема | Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке - противоречивая ситуация, |
выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. | |
Цель | Идеальное, мысленное предположение результата |
деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление… | |
Задачи | Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить… |
Актуальность | Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. |
Гипотеза | Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. |
Объект исследования | Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность. |
Предмет исследования | Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема , требующая решений.Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. |
http://bse.sci-lib.com/article109700.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0
http://www.slovochel.ru/cel.htm
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852154155962
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/62391/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/15688/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0
Приложение № 3
Памятка по разработке гипотезы
Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.
Этапы разработки гипотезы.
1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.
Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.
2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.
http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
Приложение № 4
Как выбрать тему
Вопросы в помощь при выборе темы
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Основные критерии выбора темы:
1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические -темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные -темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Приложение № 5
Методы исследования