Технология проектно-исследовательской деятельности;

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем преподавателя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость

Цель:

Научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений

Этапы:

1. анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

2. постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);

3. выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

4. поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);

5. оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);

6. выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия)

Формы работы: индивидуальная; парная; групповая, коллективная

2. Технология «мозговой штурм»;

Технология МШ базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. МШ повышает творческую активность учащихся на основе создания благоприятной, доверительной атмосферы путем снятия психологических, педагогических и др. МШ представляет собой форму свободной дискуссии, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив учащихся в интерактивную коммуникацию и приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы

Цель:

Раскрепощение мыслей и оптимизация условий для творчества на основе снижения критичности человека в отношении своих возможностей. Цель этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей учащимися, с последующим их критическим анализом и обсуждением

Этапы:

1. Формулирование проблемы в целом и ее аспектов

2. Выделение целей решения проблемы на основе анализа ее различных аспектов.

3. Выбор источников информационного массива по проблеме

4. Отбор предпочтительных (необходимых в первую очередь) источников из информационного массива.

5. Генерация всевозможных идей ("ключи" к проблеме) на основе свободы воображения, не сопровождаемого и не прерываемого критическим мышлением.

6. Отбор идей, которые вероятнее всего ведут к решению на основе логического мышления и сравнительного анализа.

7. На основе критического мышления актуализируются всевозможные пути для проверки отобранных идей.

8. Отбираются наиболее строгие и последовательные способы проверки.

9. Нахождение всех возможных областей применения полученных идей

10. Выбор окончательного решения проблемы

11. Экспертиза

Формы работы:

МШ ведѐт специально подготовленный человек (модератор). Его задача — подстегнуть процесс выдвижения идей и поддерживать его непрерывность. Он вселяет в учащихся уверенность в возможности преодоления проблемы. Если предложения иссякают, ведущий заполняет паузу, высказывая собственные идеи. При этом он не должен оказывать сильного давления на участников. МШ представляет собой групповую дискуссию проводимую модератором по заранее разработанному сценарию. Оптимальное количество участников - 8-12 обучающихся, продолжительность мозгового штурма - 1,5-2 часа. Для проведения эффективного мозгового штурма рекомендуется его разделения на два независимых этапа: генерации и анализа

3. - Технология развития критического мышления;

Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления обучающихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма.

Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление

Цель:Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих учиться самостоятельно; формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося:

-осознанием обучающимся многозначности позиций и точек зрения,

-преодолением эгоцентризма мышления,

-рефлексией альтернативности принимаемых решений,

-умением адекватно интерпретировать получаемую информацию

Этапы:

1. evocation (вызов, пробуждение),

2. realization (осмысление новой информации),

3. reflection (рефлексия)

Формы работы:Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся

4. - Технология кейс-стадии (ситуационный анализ)

Это интерактивные технологии

Основными источниками содержания кейсов выступает общественная жизнь (сюжет, проблема, фактологическая база); образование (цели, задачи, методы обучения и воспитания); наука (методология)

Метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Цель:

Формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации

Этапы:

1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и должности главных персонажей.

2. Проблема: краткое описание (с позиций разных участников событий).

3. Материалы для решения (научные, методические, статистические, нормативные, юридические, литературные)

Формы работы:индивидуальная, подгрупповая (5-6 человек, выбирается модератор, который по истечении времени докладывает о результатах работы группы)

5. - Технология игрового обучения;

Технология ориентирована на использование знаний в новой ситуации, в которой усваиваемый обучающимися материал, проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В жизни обучающихся игра выполняет такие важные функции как: развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую, коррекционную, терапевтическую, социализации.

Педагогические игры – это группы методов и приемов организации педагогического процесса, который является средством психологической подготовки учащихся к будущим жизненным ситуациям. Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленно-стью. В зарубежной педагогике понимание игры включает «любое соревнование или состязание между играющи-ми, действия которых ограничены определенными условиями, правилами) и направлены на достижение опреде-ленной цели (выигрыша, победы, приза)»

Цель:

  • усвоение нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей;
  • формирование познавательных мотивов и интересов;
  • передача целостного представления о предметах, явлениях с учѐтом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического и социального проектирования

Этапы:

1. Подготовка игрового реквизита.

2. Подготовка участников, выразивших желание и готовность играть.

3. Ознакомление участников с правилами игры.

4. Организация игрового хронотопа (игрового пространства) и временных рамок игры.

5. Реализация сюжета игры.

6. Подведение итога игры как результата игровых действий достигнутых игроками в соответствии с принятыми правилами

Формы работы:Формы работы зависят от типа игры. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации.

6. - Технология проблемно-деятельностного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ведется интенсивное изучение и внедрение элементов деятельностных технологий, которая включает:

  • анализ производственных ситуаций;
  • решение ситуационных производственных задач;
  • деловые игры;
  • «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах);
  • моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;
  • контекстное обучение;

7. - Технология контекстного обучения

Основу контекстного обучения составляет теория деятельности, в соответствии с которой усвоение социального и профессионального опыта осуществляется в результате активной деятельности. Средством работы является контекст — система условий. В ситуацию включаются внешние условия, субъект обучения, люди, с которыми объект обучения контактирует.

Технология контекстного обучения состоит из базовых форм и промежуточных.

Базовые формы:

— учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров (осуществляемая передача и усвоение информации);

— квазипрофессиональная деятельность воплощаемая в играх, факультативах, спецкурсах;

— учебно-профессиональная - научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, стажировка, дипломное и курсовое проектирование.

Промежуточные формы — это любые формы — традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретному содержанию обучения.

8. - Технология интегративного обучения

Это развивающая система непрерывного обучения.

Одним из таких путей является разработка интегративной образовательной системы "Школа - СПО – Вуз

Системообразующим фактором интегративной образовательной системы "Школа - СПО — Вуз" является ее целостность на основе интеграции государственных образовательных программ, сквозных учебных планов уровнево - ступенчатой подготовки, что следует реализовать на основе интеграции целей и задач среднего и профессионального образования.

9. - Технология витогенного обучения;

Витагенное обучение («vita» - от лат. жизнь) – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. С этих позиций учитель — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования — формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Витагенное образование использует ресурсы индивидуума, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии обучающегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесс

Технология ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

Наши рекомендации