Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 8-11 классов
IV. Литература и ресурсы Интернет
I. Введение
· Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности
- общественно-значимые цели и задачи;
- структура включает многие общие компоненты:
- требование от разработчиков творчества, целеустремленности, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.
· Различия проектной и исследовательской деятельности
ü Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, на начальном этапе лишь обозначается его направление
ü Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождена с постановкой проблем исследований. Далее следуют проверка выдвинутых предположений.
· Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ
Проект | Научное исследование |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ | |
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования | Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка целей | |
Направлены на выполнение замысла проекта | Направлены на решение научной проблемы |
Постановка задач | |
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ | Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения |
Выбор методов | |
Выбор методов обработки изделия. Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования. | Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности. Выбор специфических методов исследовательской деятельности. |
Проведение проектных или исследовательских работ | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов. Получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта | Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования. |
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях. | Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. | Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
III. Приложения
(Приложение № 1)
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных
И исследовательских работ
1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Приложение № 2
Этапы разработки гипотезы.
1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.
Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.
2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.
http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
Приложение № 4
Как выбрать тему
Вопросы в помощь при выборе темы
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Основные критерии выбора темы:
1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические -темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные -темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Приложение № 5
Методы исследования
Знакомство с Интернетом
Сеть Интернет – как огромная библиотека. Она содержит множество Интернет-сайтов, которые состоят из страниц.
С одной страницы можно переходить на другие при помощи ссылок – обычно ссылки подчеркнуты и выделены цветом. Когда указатель мышки превращается из стрелочки в значок руки, это значит, что Вы навели его на ссылку. Иногда ссылкой является картинка. Достаточно один раз нажать на ссылку левой кнопкой мыши, и откроется новая страница
При помощи компьютера и установленных на нем программ Вы можете подключиться к Интернету, чтобы просматривать хранящуюся в нем информацию: тексты, картинки, фотографии, музыку, фильмы, а также сохранять их к себе на диск.
2. План поиска информации сводим к 3-м вопросам:
2.1."Что ищем?» Поисковые запросы бывают явные и неявные. В явных вопросах конкретно указывается объект поиска. В неявных вопросах, например, «какая сегодня погода» объект поиска конкретно не указывается.Надо определиться и с возможными форматами файлов, в которых может содержаться требуемая информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf, видео в формате avi и т. д.
Типы информации Оценка информации Поиск файлов
2.2. "Где ищем?" Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в справочниках адресов организаций, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных. Поэтому лучше заранее определиться, где мы начнём свой поиск
Источники информацииПоиск в картинках
Поиск адресов Поиск по блогам
Поиск в каталогах Поиск в новостях
Поиск в Википедии Новости Google
Поиск в архивах ИнтернетаЯндекс. Новости
Сервис закладок Поиск в базах данных
Поиск книг и в книгахПоиск в словарях
2.3. "Как ищем?" Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса
Поисковые системы:
Google; AltaVista; Yahoo! ; Апорт;
Rambler; Яндекс; @MAIL.RU; ru.msn.com;
Nigma.ru ; Quintura; Bing ;KM.RU;
Специализированные поисковики:
GigaBits.com; Taggalaxy.de
FindSounds.com
Советы по поиску
Проверяйте орфографию. Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова.
Используйте синонимы. Если список найденных страниц слишком мал или не содержит полезных страниц, попробуйте изменить слово. Попробуйте задать для поиска три-четыре слова-синонима сразу. Для этого перечислите их через вертикальную черту (|). Тогда будут найдены страницы, где встречается хотя бы одно из них. Например, вместо "фотографии" попробуйте "фотографии | фото | фотоснимки".
Ищите больше, чем по одному слову. Слово "вышивка" дадут при поиске поодиночке большое число ссылок. Добавьте одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "вышивка шелковыми лентами". Рекомендуется также сужать область вашего вопроса.
Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "телепередача Смак".
Поиск картинок и фотографий. Яндекс умеет искать не только в тексте документа, но и отыскивать картинки по названию файла или подписи. Для этого перейдите в "расширенный поиск". Для поиска картинки предусмотрены два поля. В поле "Название картинки" вписываются слова для поиска по названиям картинок, обычно появляющихся, когда к картинке подводится курсор. http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.html
http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/ http://ru.wikibooks.org/wiki
Приложение № 7
Оформление презентации
Стиль:Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией
Фон:Для фона предпочтительны холодные тона
Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимация:Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Информация на слайдах
Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Размещение информации на слайде:Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).
Способы выделения информации:Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.
Ресурсы: http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html
http://www.openclass.ru/pages/144920
http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part3/mm4_1.htm
Приложение № 9
Рефлексия
Вопросы, направленные на анализ проектной работы
1.Удачно ли была выбрана тема проекта?
2. Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?
3. Глубоко ли Вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?
4. Соответствовали ли методы исследования целям и задачам этого исследования?
5. Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?
6. Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?
7. Достаточно ли было времени на разработку проекта?
8. Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
9. Какие свои способности развивали?
10.Насколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?
11. Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?
12. Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории?
Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?
13. Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и
использовать в будущем
IV. Литература
1. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте [Текст]. – М.: Журнал «Школа и производство» № 7, 2008.
2. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.
3. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методич. рекомендации. - М.,2006.-28 с.
4. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.
5. Шаблон VCT – проекта портала Сеть Творческих Учителей
7. Кукушин В.С. Классификация проектных работ:. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
Ресурсы Интернет
http://www.mamsu.ru/publications/researchact
http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;
http://stf.karelia.ru/help/index.php;
http://proektoriya.siteedit.su/page63
DswMedia…sya.doc
http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
http://bse.sci-lib.com/article109700.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0
http://www.slovochel.ru/cel.htm
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852154155962
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/62391/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/15688/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0
http://proektsosgim.ucoz.ru/publ/dlja_nachinajushhikh/podgotovka_k_provedeniju_nauchnogo_issledovanija/3-1-0-12
http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EE%ED%F1%F2%F0%F3%EA%F6%E8%FF
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%E5%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5
http://www.soclexicon.ru/anketa
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852355692497
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2_(%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF)
http://de.academic.ru/dic.nsf/es/46247/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%9D%D0%9E%D0%97%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95
http://philosophy.polbu.ru/opisanie.htm
http://www.topreferats.ru/filosofy/12041.html
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/02.php
http://aleks-umniki.narod.ru/p73aa1.html
http://article.cod3sun.com/38-znakomimsya-s-internetom.html
http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/
http://himekoscho.ucoz.ru/load/5-1-0-100
IV. Литература и ресурсы Интернет
I. Введение
· Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности
- общественно-значимые цели и задачи;
- структура включает многие общие компоненты:
- требование от разработчиков творчества, целеустремленности, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.
· Различия проектной и исследовательской деятельности
ü Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, на начальном этапе лишь обозначается его направление
ü Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождена с постановкой проблем исследований. Далее следуют проверка выдвинутых предположений.
· Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ
Проект | Научное исследование |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ | |
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования | Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка целей | |
Направлены на выполнение замысла проекта | Направлены на решение научной проблемы |
Постановка задач | |
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ | Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения |
Выбор методов | |
Выбор методов обработки изделия. Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования. | Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности. Выбор специфических методов исследовательской деятельности. |
Проведение проектных или исследовательских работ | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов. Получение конкретного продукта проектной деятельности. | Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта | Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования. |
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях. | Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. | Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 8-11 классов
· Рекомендации по разработке бизнес-плана
I. Ценностно - ориентационный этап.
1. Формулирование темы проекта: постановка проблемы; обоснование выбора темы.
2. Разработка и анализ идей.
II. Этап. Аналитический
3. Сбор и анализ информации
4. Изучение источников по проблеме исследования.
5.Маркетинговые исследования: изучение покупательского спроса, сегментирование рынка, анализ конкурентов, реклама.
6. Исследование рынка сырья и материалов.
III. Этап. Конструктивный.
7. Выбор объекта и методов его изготовления.
8 Составление документации и изготовление объекта.
9. Экономический расчет проекта.
IV. Этап. Презентативный.
10. Обобщение, выводы, рефлексия
11. Предъявление проекта на День науки, конкурс, фестиваль, конференцию.
· Рекомендации по выполнению исследовательской работы
1. Вводная часть. Оценивается в целом значимость и актуальность темы, рассматривается история изучения темы. Следует обратить внимание, какой материал и какая исследовательская методика по данной теме уже использовалась. Необходимо осветить уровень осмысления темы и вопросы, которые так и не получили должного освещения, что стало основой для обоснования собственной темы. Важно указать, на какие достижения можно опереться, какой уже известный материал использовать, то есть показать, что в таком плане, как вы хотите, тема ещё не ставилась.
Необходимо четко сформулировать цель работы, задачи, объект и предмет исследования. Указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатов, возможности их использования. Данный раздел определяет структуру и последовательность реализации работы.
Оценивается и классифицируется комплекс произведений и источников, на базе которых реализуется тема. Необходимо показать, что совокупность этих произведений и источников оптимальна для того, чтобы достичь цели исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.
2. Основная часть. В зависимости от темы реализуется по-своему, но есть общая логика её построения. Раздел открывает оценка ситуации, определяется возникшая проблема. Затем выдвигается гипотеза, которых может быть несколько. В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме. Затем излагается методология исследовательской деятельности, то есть перечисляются методы исследования, излагается подробно ход исследования, обобщаются результаты. Примеры методов исследования:
1) краеведческий поиск;
2) источниковедческий, историографический, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический и содержательный анализ и синтез;
3) методы атрибуции, фиксации, реконструкции;
5) поиск материала в Internet и др.
3. Заключение. Итоги подводятся с учетом тех позиций, которые были изложены в ''обосновании темы''. При этом принимается во внимание не только цель, но и задачи исследования, методы их решения. Автор должен четко изложить свою концепцию, подчеркнув её новизну, а также обозначить, какие новые исследовательские возможности открывает достигнутый им результат.
4. Примечания. В примечаниях приводятся сноски и комментарии по проблемам, требующим отдельных характеристик и оценок. Их выносят в примечания тогда, когда они перегружают основной текст.
5. Список литературы. Дается строго в алфавитном порядке. Если используются архивные материалы, их список предваряет список литературы.
Примечание: Уже в начале творческого пути по созданию проектно-исследовательских работ можно ознакомить учащихся с «Критерии оценивания проектов». Критерии оценивания могут сопровождать каждый этап работы над проектом или быть представленными на заключительном этапе работы.
III. Приложения
(Приложение № 1)
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных
И исследовательских работ
1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Приложение № 2