Тема 13. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.

Что такое художественная литература и чем она отличается от всех других видов литературы. Почему, читая художественную литературу, надо над ней думать. На чем прежде всего должно быть сосредоточено внимание читателя при работе с художественной литературой. Детская литература как особый раздел художественной литературы. Из истории формирования читателя в России. Три системы внеклассного чтения, их достоинства и недостатки. Обучение младших школьников логике правильной читательской деятельности. Принципы анализа художественного произведения. Один из возможных путей анализа: от уяснения формыпроизведения к осмыслению его содержания; от закономерностей построения текстак осознанию смысла; от читательских эстетических реакций к постижению жизненных позиций. Формирование компонентов чтения-общения у младших школьников: умение «увидеть» автора- собеседника, умение услышать его речь, умение запомнить эту речь, умение понять и представить все то, о чем говорит ребенку автор-собеседник, умение обдумать, пережить, то есть осмыслить сказанное собеседником, оценить значимость этой беседы «для себя».

Тема 14. Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.

Понятие «учебный материал по чтению». Можно ли считать хрестоматию учебным материалом для обучения чтению. Книга как учебный материал. Особенности детской книги как инструмента для чтения. Виды детских книг. Основные классификации детских книг. Книги «хорошие» и «плохие». Виды книг, адресованных только детям (книжки-игрушки). Круг чтения как методическое понятие. Важнейшие параметры систематизации круга чтения. «Золотой фонд» литературы для детей. Книги о писателях как сектор круга детского чтения. Основные критерии выбора книг на каждом из этапов обучения.

Тема 15 Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников.

Проблема умений и навыка при работе с художественным произведением. Подготовительный и начальный этапы обучения чтению. Требования к детской книге для подготовительного этапа. Чтение-рассматривание сказок. Организация чтения стихотворных текстов. Работа с рассказом. Чтение научно-познавательных произведений.

5. Тематический план

Разделы и темы Всего часов Лекции Семинары Самост. работа
Сущность искусства. Специфика литературы как вида искусства
Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры
Литературное произведение как целостность. Состав литературного произведения.
Форма и содержание художественного произведения
Художественный мир произведения
Язык художественного произведения
Основы стиховедения
Принципы анализа художественного произведения Автор, герой и читатель в художественном произведении.  
Закономерности литературного процесса
Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности
Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников. -
Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом
Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.
Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.
Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников.
  Подготовка к экзамену    
  Итого


Виды учебной деятельности

Лекции

Лекция №1

Сущность искусства. Специфика литературы как вида искусства

1. Образная природа искусства. Образ и знак. Художественный вымысел.

2. Теории происхождения искусства. Виды искусства и принципы их вычленения. Взаимодействие различных видов искусства. Функции искусства.

3. Художественная литература и жизнь.

4. Слово и образ. Характери­стика литературы как особой формы отражения обществен­ного бытия и общественного сознания. Наука и искусство, их близость и различие.

5. Литература как искусство слова. Литературоведение как наука.

6. Литература в ряду других ви­дов искусства. Искусства временные и пластические.

7. Ос­новные разделы литературоведения. Вспомогательные лите­ратуроведческие дисциплины.

Самостоятельная работа студентов: Законспектируйте статью: «Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусства». Эл.ресурс: http://slovoved.ucoz.ru/publ/1-1-0-1.

Подготовьтесь к восприятию следующей лекции: прочитайте статью В.А. Песоцкого «Основные функции художественной литературы в их философском представлении» (эл. ресурс: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B&lr=213ю ) и письменно ответьте на вопрос: В чем специфика эстетической и этической функций художественной литературы?

Лекции №2-3

Основные функции литературы. Разделение литературы на роды и жанры

1. Основные функции литературы.

2. Понятие литературного рода. Философско-эстетическое обоснование разделения литературы на роды.

3. Основные черты эпоса, лирики, драмы.

4. Понятие жанра.

5. Эпические жанровые формы: древний эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, миф, сказка и др. Русский героический эпос.

6. Лирические жанровые формы: ода, песня, элегия, сонет, послание, мадригал, романс, стихотворение, эпиграмма.

7. Основные драматические жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, фарс. Межродовые формы: лиро-эпическая поэма. Внеродовые формы: очерки, литература «потока сознания».

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучите статью В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»? Когда и зачем она создана автором? Далее ответьте на предложенные ниже вопросы.

2. Почему, по мнению В.Г. Белинского, «поэзия – это высший род искусства»? С какими другими видами искусства автор данного труда сравнивает поэзию? Какие приводит доказательства? Убедительны ли они для вас?

3. В чем усматривает В.Г. Белинский «основное свойство характера поэзии»? Понимаете ли вы, о чем идет речь? Можете ли привести примеры? Какие?

4. Сколько существует родов поэзии? Какие? Назовите.

5. В чем два их главных различия?

4Составьте схему характеристик эпоса, лирики и драмы, сопоставив основные роды поэзии по таким существенным качествам:

а) кто или что выступает в каждом роде поэзии в роли героя?

б) как связаны описанные автором коллизии и конфликт; есть ли конфликт и в чем он состоит (насколько явен, неотвратим)?

в) как проявляет себя в каждом роде поэзии создатель ЛХП?

г) какова связь объема ЛХП и каждого из трех родов поэзии: ограничен ли объем ЛХП в эпосе, лирике, драме? Чем ограничен, если такое ограничение существует?

д) как можно характеризовать трудность восприятия каждого рода поэзии для читателя: что воспринимается наиболее трудно, что легче, что легко? Свои выводы объясните.

Примечание: Образец схемы-ответа может быть задан студентам заранее, а может быть отнесен к самостоятельному творчеству студентов, тем более, что всё уже подготовлено вопросами, поставленными выше.

Возможная схема сопоставительной характеристики основных родов поэзии из привычного нам круга чтения.

Основные характеристики Роды поэзии Эпос Лирика Драма
Герой      
Коллизии и конфликт      
Роль создателя в ЛХП      
Объем текста в ЛХП      
Уровень трудности для читательского восприятия      

Контрольные вопросы. Почему мы время от времени подчеркиваем, что нами рассматриваются детально три основных рода поэзии. А какие «неосновные»? Назовите! Приведите примеры… Насколько они характерны для детского чтения? Зачем они? Каково ваше к ним отношение?

Так же – в схемах – представьте разделение известных вам трех родов поэзии на виды и жанры. Эти схемы можно заимствовать, например, у проф. О.И. Федотова ( «Введение в литературоведение», М., Академия, 1998, с. 114, с. 120, с. 117.

План работы со схемами:

1. Рассмотрите каждую схему.

2. Подумайте, какие виды того или иного рода поэзии есть (могут встретиться) в детской литературе..

Лекции №4-5

Литературное произведение как целостность. Состав литературного произведения

1. Понятие художественной целостности. Соотношение окончательного текста произведения и черновиков. Соотношение фрагмента и художественного целого.

2. Идеи, темы, проблематика, герои как содержательно-формальные элементы произведения.

3. Композиция, сюжет, пространственно-временная организация, организация повествования, язык, образность как формально-содержательные элементы произведения.

4. Образность и художественность как важнейшие свойства художественной литературы и специфика восприятия их читателем.

Самостоятельная работа студентов: Воспользуйтесь пособиями Основной и Дополнительной литературы для обдумывания следующих вопросов:

1) Общее представление о факторах, ограничивающих творческую фантазию писателя.

2) Читатель и тема ХЛП.

3) Тема, идея и пафос.

4) Основные виды пафоса в детской литературе (приведите конкретные примеры произведений детской литературы).

5) Элементы сюжета, основные и факультативные.

6) Соотношение понятий «сюжет» и «фабула».

7) Структурно-содержательные элементы в «бессюжетных» ХЛП.

8) Прочитайте два предложенных текста.

Текст 1.

Да, природа – это лучший друг человека. Посмотрите, какой лес создан ею. Какие величавые деревья стоят стройным станом, одевшись в свою зеленую шапку. О, разве сочтешь, сколько деревьев в лесу, сколько игл у ели или листьев у березы? – Нет. А сколько птиц порхают и поют над лесом? Дорого бы вы отдали, чтобы услышать их замечательный концерт. Там, в глубине леса, кукушка протянула свое вечное «ку-ку». Кругом вас поют чижи, канарейки, синички. Вдали, в облаках, парит одинокий сокол. Вот он бросился вниз. Одно мгновение, и он поднялся уже с добычей. Вдруг перед вами падает шишка. Вы подымаете голову вверх и видите белочку, она прыгает от вас всё дальше и дальше. Вы рады, что увидели лесного акробата.

Трава бархатным ковром легла у подножия деревьев. Среди нее находите ягоды, грибы. Всё это составляет прекрасную мозаику. Но вот вы утомлены. Вы садитесь под чудесным дубом, закусываете; делитесь впечатлениями и, незаметно для вас, уснете под убаюкивающий шелест листьев.

Если вы ночуете в деревне, то вы просыпаетесь от сладостных трелей соловья. Вы не жалеете о том, что разбужены. Вы благодарите его и удивляетесь: какая ночь! Какая природа! Какой лес! Замечательный лес!

Текст 2.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но словно корни огромных растений спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море,

этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.

Сформулируйте и запишите, чем, по-Вашему, эти тексты отличаются.

9) Ответьте на контрольные вопросы, воспользовавшись учебниками из Основной литературы.

1. Что такое образность речи и почему восприятие этого свойства речи составляет основу чтения-общения?

2. Как трактуется учеными термин «художественность»?

3. Существует ли образ как явление в науке?

4. Чем отличается образ в художественной литературе от образа в науке?

10) Вчитайтесь в два данных вам ниже стихотворения и оцените их с точки зрения художественности. Свою оценку аргументируйте.

Произведение №1.

Учись у них – у дуба, у березы.

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Вопросы для обдумывания:

1. Что вы прочитали? Что «увидели», «услышали» и т.д.?

2. Какое чувство осталось после чтения? Почему?

3. Насколько совершенен текст произведения? (Вспомните определения «художественности». Возникло ли у вас при восприятии произведения желание что-то менять, уточнять, заменять в тексте?)

Произведение №2.

Я радуюсь тому, что я живу…

Я радуюсь тому, что я живу.

Я радуюсь снегам и майским радугам…

И птицам, прилетевшим в синеву,

И солнцу в небе бесконечно радуюсь…

Я радуюсь твоим глазам в ночи,

Когда они так близко счастьем светятся.

Когда слова, как руки, горячи…

Я рад всему во что с тобой нам верится.

Пусть никогда не покидает нас

Подаренная нам земная радость.

Хоть у судьбы велик ее запас, -

Храни ту радость и душой и взглядом.

Я радуюсь, что встретилась любовь.

Хотя казалось – встречи не случится.

Я радуюсь, что мой услышан зов,

Когда рассвет упал на наши лица.

И что бы ни пришлось изведать мне,

Я всё приму, к чему был небом призван…

Нет ничего прекрасней на Земле,

Чем просто радоваться жизни.

Вопросы для обдумывания:

1. Чем второе произведение похоже на первое?

2. Отличается ли (и чем именно отличается, если отличается) ваше восприятие текста второго произведения от текста произведения первого?

3. Если за эталон художественности взять пушкинское «Я вас любил», то как соотносятся с этим эталоном 1 и 2 прочитанные вами произведения? (Свою точку зрения мотивируйте ссылками на текст).

Лекция №6

Форма и содержание художественного произведения

1. Единство формы и содержания в художественном произведении.

2. Содержательные компоненты, организующие литературно-художественное произведение как единый художественный образ.

3. Структурно-содержательные элементы, организующие художественно-литературное произведение как «предмет из слов».

4. Принцип историзма в изучении единства формы и содержания.

Самостоятельная работа студентов:

Прочитайте статью «Форма и содержание» из Литературной энциклопедии (т.11). Эл. ресурс: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-8081.htm. Письменно ответьте на вопрос: Почему единство формы и содержания является недостаточным условием художественности литературного произведения?

Лекция №7

Наши рекомендации