Отличия исследовательской деятельности учащихся от остальных видов творческой деятельности.

Практика проведения Всероссийских конференций и конкурсов юных краеведов-исследователей, туристско-экологических экспедиций и походов показала, что многие педагоги под исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.

В определении исследовательской работы учащихся, данном И.Я. Лернером, исследовательская работа школьников рассматривается как особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а так же способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности. [6, С.8].

Если продолжать научные идеи, изложенные в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили можно представить весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение (не только ученика но и учителя) к человеческой культуре.

Можно дать определение исследовательской деятельности учащихся как творческому процессу совместной деятельности двух субъектов: учителя и ученика, по поиску решения неизвестного, входе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование научного мировоззрения.

Чтобы подчеркнуть учебный характер исследовательской деятельности учащихся, в 1996 г. вводится термин “учебно-исследовательская деятельность”. Так, в решении коллегии Минобразования России предлагается следующая формулировка: “Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом… и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования”. [13, С.32].

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарных исследованиях это могут быть сведения первоисточников, архивы и т.п.), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных исследованиях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть реферативной работы состоит в добросовестном подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную тему. Суть исследовательской работы заключается в сборе (получении) данных, их сопоставлении, творческом анализе и произведенных на его основе выводах.

Исследовательская деятельность для школьников по началу не может быть абстрактной. “Наука начинается не отвлеченными положениями и формулами, она начинается собиранием отдельных фактов и связывания их”. [5, С.531]. Весь ход поиска решения выбранной проблемы будет бессмыслен, если учащийся не осознает хорошо суть проблемы, даже если исследование будет проведено учителем безукоризненно правильно. “Содержание деятельности в этом случае имеет краеведческую направленность, что оказывает на личность ребенка наибольшее воздействие. В то же время, выполнение работ по такого рода темам развивает обобщенные взгляды на проблемы в целом”. [3, С.27-28].

Педагог не должен вести ученика по известному ему пути к ответу, но совместно с учеником искать решение проблемы. Это он должен делать ненавязчиво, советом, постановкой вспомогательного вопроса и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним жизнью, им самим или другими людьми, он должен понимать что такой путь будет хотя и более длинным, зато намного более плодотворным. В самой “формуле” сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она до конца недостижима. Вся современная педагогическая система сильно страдает потому, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы (или старающиеся показать себя всезнающими). Они считают себя обязанными передать их незнающим, забывая, что чужие знания всегда труднее становится своими, чем приобретенные через собственный опыт. Поиск же совместных решений создает ситуацию сотворчества и содружества, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.

Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма центрального стержня совместной деятельности учащихся разных классов и возрастов с преподавателями на основе достижения общей цели.

Развивающая исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. При этом следует помнить, что бытие ребенка на должно ограничиваться только какой-то определенной одной деятельностью, пусть даже она будет исследовательской.

По мнению ряда педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, В.А. Горский, А.В. Хуторской, А.Е. Тихонова, И.Е. Мураховский, Г.В. Козлова и др.) исследовательская работа является важным стимулом интереса к любому предмету, особенно предмету естественнонаучного направления.

В процессе изучения возможности воздействия исследовательского метода обучения на познавательные интересы установлено, что данная проблема может быть решена путем их включения в учебный процесс через исследовательские экспедиции и походы, внеурочные задания, мониторинговые исследования. Научный подход к процессу исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности принципа природосообразности, т.е. проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим; принципа культуросообразности; принципа осознанности проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования; принципа самодеятельности.

Наши рекомендации