Уточнение диагностической методики и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация

При выборе методик диагностики способности студентов СПО к саморегуляции мы учитывали следующие положения:

1. Классификации психических состояний. Н.Д. Левитов выделяет эмоциональные состояния; волевые состояния; познавательные (интеллектуальные, когнитивные) состояния; а также не отрицает возможности различать психические состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают. Такого рода подразделение закономерно, но оно не заменяет принятой классификации на три группы, которую надо признать основной, а дополняет ее. Так как общение является основным условием психического развития человека, мы остановились на общении как коммуникативной деятельности.

Следовательно, методики диагностики должны быть сгруппированы по четырем критериям:

А) методики, выявляющие способности с саморегуляции эмоциональных состояний;

Б) методики, выявляющие способности к саморегуляции волевых состояний;

В) методики, выявляющие способности к саморегуляции познавательных (интеллектуальных, когнитивных) состояний;

Г) методики, выявляющие способности к саморегуляции психических состояний в общении.

2. Экспериментальная выборка в нашем исследовании по возрастному диапазону характеризуется возрастом от 15 до 18 лет; это возраст студентов, обучающихся в средних специальных образовательных учреждениях. Следовательно, методики диагностики должны быть ориентированы на испытуемых от 15 до 18 лет.

3. Гипотеза нашего исследования следующая: эффективность формирования способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний может быть повышена, если:

- развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса;

- содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психического состояния (эмоциональный, когнитивный, волевой, социальный) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния и визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник);

- развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).

Следовательно, необходима еще диагностическая методика, выявляющая знания студентов о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний, и умения их применять.

Исходя из вышеперечисленных положений, нами подобраны следующие методики диагностики в соответствии с выделенными критериями:

А) способность студентов с саморегуляции эмоциональных состояний:

- методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко;

Б) способность к саморегуляции волевых состояний:

- тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;

- анкета «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой;

В) способности к саморегуляции познавательных (интеллектуальных, когнитивных) состояний:

- методика диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»;

Г) способности к саморегуляции психических состояний в общении:

- методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко;

- методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С.Никифорова, В.К.Васильева, С.В.Фирсовой.

Д) знания о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний и умения их применять:

- анкета, разработанная нами.

Приложение 2.

1. Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко

Цель: проверка подверженности неуправляемой эмоциональной возбудимости.

2. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»

Цель: определение уровня развития волевой саморегуляции.

3. Анкета «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой

Цель: выявление уровня саморегуляции подростков в наиболее распространенных ситуациях проявления лени.

4. Методика диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»

Цель: диагностика концентрации внимания, устойчивости внимания, переключаемости внимания.

5. Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко

Цель: изучение особенностей установления эмоциональных контактов.

6. Методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С.Никифорова, В.К.Васильева, С.В.Фирсовой

Цель: диагностика склонности человека к эмоциональному, поведенческому и социальному самоконтролю.

7. Анкета о знаниях техник, методик и приемов саморегуляции психических состояний и умений их применять

Цель: определить знания студентов о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний.

2.3.Разработка системы работы по теме исследования (планов – конспектов занятий, воспитательных мероприятий и других форм опытно – экспериментальной работы)

План-сетка личностно-ориентированных занятий спецкурса, направленных на формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО

Тема занятия Цель занятия Основные методические приемы Продолжительность занятия, ч
Знакомство. Самодиагностика уровня способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО. Познакомиться с учащимися группы. Провести диагностику студентов СПО по методикам саморегуляции психических состояний. Упражнения: «Имя»; Тест опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляц»; акета «Саморегуляция проявления лени» Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой; корректурная проба Бурдона-Анфимова»; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко; методика для выявлении выраженности произвольного самоконтроля эмоциональной сфере, деятельности и повеении, разработанная Г.С. Никифоровым, В.К. Васильевым и С.В. Фирсовой; анкета о знаниях техник, методик и приемов саморегуляции психических состояний и умений их применять.
Методы саморегуляции психических состояний. Создать общее представление о саморегуляции психических состояний и о том, в чем суть занятий по их формированию. Упражнения: «Поздороваемся»; «Наши ожидания»; «Прощание».
Эмоциональные психические состояния. Часть 1. Эмоции и чувства. Познакомить студентов с понятиями «эмоции» и «чувства», видами эмоциональных состояний и мимическими способами их выражения; Обучить умению распознавать чувства других людей. Упражнения: «Приветствие»; «Магазин эмоций»; «Ваши эмоции»; «Польза и вред эмоций»; «Зато».
Эмоциональные психические состояния. Часть 2. Отрицательные эмоции. Тревожность Познакомить студентов с понятием «тревожности» и способами выхода из тревожного и напряженного состояния. Игра приветствие «Ёжик – ёжик»; Упражнения «Даже если…» - «В любом случае…»; «Моя тревожность»; притча.
Эмоциональные психические состояния. Часть 3. Стресс. Управление стрессом. Познакомить студентов с понятием «стресс», влиянием стресса на организм, психику человека; познакомить с основными методами управления стрессом; показать различные способы снятия стресса. Упражнения: «Для приветствия»; «Дыхание»; «Счет»; «Напряжение и расслабление»; «Отдых»; «Поза усталого кучера»; «Как снять усталость»; «Мысленное созерцание»; «Земляничная поляна»; «Ради этого стоит жить»;мини-тест «Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом?»; беседа-дискуссия «Способы борьбы со стрессом».
Волевые психические состояния. Познакомить студентов с понятием «воли» и ее функциями и качествами личности; развить у студентов волевые качества личности. Упражнения «Передача настроения»; «Я в рисунке»; «Клубок». Анкета «Ваш характер»; тест «Оцените насколько вы волевой человек».
Познавательные психические состояния. Познакомить студентов с познавательными процессами и их роли в жизни человека; научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объем внимания; развить объем, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации. Упражнения: «Приветствие»; «Ассоциации»; «Стулья»; упражнение на переключение внимания; упражнение на развитие распределяемости внимания; упражнение на развитие умения концентрировать и распределять внимание; упражнение на развитие произвольности внимания; упражение на развитие сосредоточения внимания; упражнение, которое способствует развитию быстроты мышления;
Психические состояния, проявляемые в общении Развитие навыков коммуникативной компетентности. Упражнения: «Приветствие на сегодняшний день»; «Пойми меня»; «Взаимодействие»; «Безоценочное общение»; «Конструктивный отказ»; упражнение на слух. Игра «Джунгли».
Обучение техникам саморегуляции психических состояний
Аутогенная тренировка. Самомассаж Познакомить студентов с такими способами саморегуляции психических состояний как аутогенная тренировка и самомассаж; обучение различным техникам экспресс-регуляции психического состояния. Упражнения: «Доброе утро»; «Ну и что?»; «Тяжесть»; «Ласковые руки».
Визуализация. Цветотерапия Познакомить студентов с такими способами саморегуляции психических состояний как визуализация и цветотерапия; обучение различным техникам экспресс-регуляции психического состояния; Упражнения: «Цвет вашего настроения»; «Встреча на мосту»; «Цветотерапия под музыку»; «Волшебная чашка».
Ароматерапия. Арт-терапия Познакомить студентов с такими способами саморегуляции психических состояний как ароматерапия и арт-терапия; обучение различным техникам экспресс-регуляции психического состояния; Упражнения: «Три любимых вещи»; «Имя»; «Удивительные запахи»; рисуночный тест Вартегга.
Дыхательные упражнения. Медитация Познакомить студентов с такими способами саморегуляции психических состояний как дыхательные упражнения и медитация; обучение различным техникам экспресс-регуляции психического состояния; обучить способам произвольного регулирования реакций через направленное воображение. Упражнения: «Привет!»; «Поцелуй ладошками»; «Воздушный шарик»; «Семь свечей»; «Сосредоточение на предмете»; «Полет белой птицы».
АффирмацияМузыкотерапия Познакомить студентов с такими способами саморегуляции психических состояний как аффирмация и музыкотерапия; обучение различным техникам экспресс-регуляции психического состояния. Упражнения: «Шкатулка»; «Составь свою фразу»; «Волшебный сон».
Самооценка. Самосознание личности Способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне), мешающих принятию себя; способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров; повышение общего уровня самооценки у студентов. Упражнения: «Самооценка»; «Позитивные мысли»; «Какой он?»; «Порой я балую себя»; групповая дискуссия.
Ценности и цели в жизни. Помочь осознать свои ценности и цели в жизни. Игра «Я сегодня вот такой»; упражнения: «Мои ценности»; «Цена и ценность»; «Добиваемся цели»; «Ценности».
Контрольная диагностика   Упражнения «Слава богу, ты пришел, потому что...»; «Чемодан».  

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Наши рекомендации