Этапы разработки диагностической методики.

Этапы разработки диагностической методики.

Конструирование опросника.

Особенности конструирования личностных тестов.

Алгоритм разработки тестов достижения.

Этапы разработки диагностической методики.

Для конструирования любой диагностической методики (личностного опросника, теста интеллекта или достижений, проективной, репертуарной или экспертной методики) необходимо выполнить действия:

1. Феноменологизация и концептуализация переменной.

Этот этап предполагает:

а) отбор основных феноменов и их определений;

б) анализ концептуальных описаний диагностируемой характеристики (для этого используются специальные словари, психологические справочники, где приводятся определения и описания интересующей характеристики);

в) определение основных сфер проявления диагностируемой переменной (на основе всей ранее полученной информации).

Специфика проявления переменной определяется следующими наиболее общими сферами или свойствами, характеризующими систему:

1) качественной (эмоцио) – например, в форме образов;

2) аналитической (рацио) – например, в виде семантических значений;

3) субстанциональной (интуицио) – например, в символической форме;

4) бытийной (экзистенцио) – в форме переживаний;

5) действенной (працио) – например, в виде поведенческих актов (поступков), действий.

Перечисленные сферы, аспекты или уровни могут иметь как непосредственную, так и аналоговую соотнесенность с проявлениями выбранной диагностом переменной.

Для обеспечения получения полной картины об изучаемой переменной необходимо подвергнуть учету как минимум 3 сферы ее проявления.

2. Отбор объектов репрезентирующих (представляющих) основные размерности, сферы, аспекты или уровни феноменологии диагностируемой переменной.

3. Отбор характеристик, представляющих феноменологическое поле диагностируемой переменной.

Он обеспечивается:

а) подбором симиляров и оппозитов (синонимов и антонимов) диагностируемой характеристики;

б) выбором аналогичных названий конструируемой переменной с учетом разных сфер ее проявления.

Например, в качестве диагностируемой переменной выбирается «понимание».

Она получит следующие названия при проявлении особенности в разных сферах:

- в социальной сфере – «сопереживание»;

- в аналитической сфере – «осознавание»;

- в – субстанциальной – «доверие»;

- в бытийной сфере – «принятие»;

- в действенной сфере – «содействие».

4. Конструирование системы объектов.

Отобранные объекты должны быть упорядочены перед предъявлением. В этих целях выделяется существенное (значимое) основание для их упорядочения. Сделанный выбор концептуально обосновывается. Возможен и второй вариант расположения объектов – произвольный, предусматривающий их расположение в случайном порядке. При этом их расположение должно быть подчинено единообразию.

5. Конструирование системы характеристик.

Выбранные характеристики также должны быть упорядочены перед предъявлением. Принципы их упорядочения должны быть сходными с характером упорядочения объектов.

6. Построение опросных листов.

При построении опросных листов особое внимание должно быть уделено разработке инструкции и системе регистрации ответов. К оформлению инструкции предъявляют требования, согласно которым инструкция должна:

- способствовать формированию у испытуемого позитивного настроя на процедуру опроса;

- мотивировать обследуемого к достоверным ответам;

- содержать описание процедуры заполнения опросника;

- гарантировать неразглашение характера ответов;

- иметь благодарности за качественное участие в опросе.

7. Разработка системы показателей и их интерпретации.

Разработка системы показателей и их интерпретации достигается разработкой системы признаков и соответствии между характером признаков и диагнозом.

8. Разработка системы рекомендаций по коррекции и развитию диагностируемой переменной.

Система рекомендаций создается путем отбора необходимых советов, рекомендуемых действий, стратегий и тактик поведения, которые обеспечивали бы обследуемому улучшение показателей по оцениваемой переменной.

Хотя данный этап не имеет прямого отношения к конструированию диагностического средства, однако он позволяет совершенствовать экологические характеристики созданной методики.

Наши рекомендации