Выбор методов исследования и конкретной базы для проведения исследования
Знаю:значение понятий: метод, метод исследования; классификацию и применение методов исследования.
Умею:выбирать теоретические, эмпирические и математические методы исследования.
Владею навыками: выбора теоретических, эмпирических и математических методов исследования.
Методы исследования
Методы эмпирического и теоретического исследования
Методы исследования представлены в методологической литературе по разным основаниям и с несколько различающимися содержаниями понятий. Рассмотрим некоторые наиболее часто употребляемые позиции.
Метод (от греч-methodos - путь, способ исследования, обучение, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике (Ивин, А.А. Словарь по логике /А.А. Ивин, А.А Никифоров. - М.: Владос, 1997.-С. 194.).
Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. (Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, 1999. - С. 21.).
Эмпирические и теоретические методы исследования рассматриваются в работах И.М. Грушко, В.И. Загвязинского, A.M. Новикова, Т.Г. Новиковой, М.М. Поташника, В.И. Рузавина, В.М. Сиденко и др. ученых. С нашей точки зрения, наиболее четкие основания для классификации выделены в работе A.M. Новикова «Методология образования».
A.M. Новиков рассматривает методологию как учение об организации деятельности. Тогда, если научное исследование - это цикл деятельности, то его структурными единицами выступают направленные действия. Как известно, действие - единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев). Исходя из этого автор выделяет: методы-операции; методы - действия. Таким образом, в дальнейшем A.M. Новиковым рассматриваются методы исследования в следующей группировке:
Теоретические методы:
• методы - познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.;
• методы - операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкрегизация и т.д.;
• методы - операции: наблюдение, опрос, тестирование и т.д. Эмпирические методы:
• методы - познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.;
• методы - операции: наблюдение, опрос, тестирование и т.д. (Новиков, A.M. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002. - С. 75-76.).
На страницах (С. 76-107) вышеназванного пособия довольно обстоятельно и аргументировано A.M. Новиков раскрывает содержание теоретических методов (методов - операций); теоретических методов (методов - познавательных действий); эмпирических методов (методов - операций), эмпирических методов (методов - действий).
б) выявление, описание, анализ, обобщение педагогического опыта и конструирование на его основе нового опыта; в) опытно-поисковая работа по исследовательской программе (проекту); г) собственно-педагогический или психолого-педагогический эксперимент. (Как учителю подготовить и провести эксперимент: методическое пособие / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник.- М: Педагогическое общество России, 2005. - С. 19-21.).
Попытка обобщения методов исследования предпринята Т.Г. Новиковой. Автор представила материал в виде таблицы.
Методы исследования
(по Т.Г. Новиковой )
Классификационные группы (уровни) методов | Название метода или его применение | Ученый придерживающий ся рассматриваемого подхода |
1.Теоретические 2. Эмпирические: а) рабочие, частные методы б) комплексные, общие методы | Теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок, тестирование. Обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. | В.И. Загвязинский |
1. Содержательные 2. Формализованные 3. Методы теоретического анализа и синтеза | Наблюдение, обобщение опыта, эксперимент, теоретический анализ. Большая степень абстракции, чем у содержательных, логические операции, образование новых понятий на основе старых (уже разработанных). Открывается природа явлений, их структура, взаимосвязь и динамика развития. | М.А. Данилов |
1. Диалектический метод 2. Общие методы 3. Частнонаучные | Используемых во всех науках. Наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и др. Применяемые в одной конкретной науке. | Г. А. Подкорытов |
1. Общенаучные 2. Частнонаучные 3. Специальные 4. Методы обработки результатов исследования | Теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок, моделирование. Психологические, физиологические, социологические. Используемые только в педагогике. Для обработки результатов исследования. | А.А. Кыверялг |
1. Методы экспериментально- эмпирического уровня 2. Методы теоретического уровня 3. Методы метатеоретического уровня | Наблюдение, анкеты, собеседование, изучение творческих работ, эксперимент. Анализ и синтез. Отбор, классификация, анализ, обобщение объяснение причин явлений или вытекающих из них следствий, объяснение объективных, неслучайных зависимостей. | В.И. Журавлев |
1. Эмпирические 2. Теоретические | Наблюдение, эксперимент. Логические и исторические. | В.И. Рузавин, В.М. Сиденко, И.М. Грушко |
При проведении нашего исследования использовались следующие методы:
- Теоретические методы исследования: анализ и систематизация философской и психолого-педагогической литературы, методы дедукции и индукции, моделирования;
- Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, психодиагностические методики (методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко;тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;анкета «Саморегуляция проявления лени» Д.А.Богдановой, С.Т. Посоховой; методика диагностики устойчивости и концентрации внимания «Корректурная проба Бурдона-Анфимова»;методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко; методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С.Никифорова, В.К.Васильева, С.В.Фирсовой; анкета «Знание техник саморегуляции и умений их применять», разработанная нами);
- Методы количественной и качественной обработки данных исследования:
φ - критерий углового преобразования Фишера, непараметрический критерий - U-критерий Манна-Уитни.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Ишимский многопрофильный техникум. Исследованием было охвачено 50 студентов из факультетов «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Технология продукции общественного питания».
Й ЭТАП – ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Планирование опытно – экспериментальной работы:
Умею:определять экспериментальную и контрольную группу; разрабатывать план-конспект занятий спецкурса; проводить опытно-экспериментальную работу; рассчитывать критерий углового преобразования Фишера и непараметрический критерий Манна-Уитни, делать на основании полученных результатов выводы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Ишимский многопрофильный техникум. Исследованием было охвачено 50 студентов из факультетов «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Технология продукции общественного питания».
В процессе изучения психолого-педагогических условий формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, проходящий в несколько этапов (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование; анкетирование; математико-статистический и качественный анализ данных.
Педагогический эксперимент был выбран нами потому, что это метод сбора эмпирических данных, в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа.
На констатирующем этапе эксперимента для получения объективной и полной информации об уровне сформированности саморегуляции психических состояний студентов диагностировались выраженность способности к саморегуляции различных психических состояний.
На формирующем этапе в течение учебного года мы провели с экспериментальной группой опытно-экспериментальную работу, включающую в себя цикл личностно-ориентированных занятий с использованием методов активного обучения и элементов социально-психологического тренинга, направленных на обучение студентов СПО техникам, мобилизующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация), с задействованием психологических механизмов. При построении личностно ориентированных занятий учитывались типология психического состояния и структура процесса саморегуляции психических состояний. Учащиеся же контрольной группы занимались по обычной программе.
Испытуемые экспериментальной группы первоначально были ознакомлены с содержанием предстоящего обучения, его задачами и спецификой, настроены на позитивное отношение к занятиям. Основная часть формирующего этапа эксперимента заключалась в реализации системы целенаправленного воздействия на учащихся с целью преобразования их психических состояний, расширения и углубления знаний о психических состояниях и саморегуляции, Система целенаправленного воздействия была разработана с учетом возраста испытуемых. В заключительной части формирующего этапа эксперимента осуществлялись рефлексия, подведение итогов, анализ положительных и отрицательных аспектов работы, а также результатов эксперимента.
На контрольном этапе эксперимента мы вновь диагностировали выраженность способности к саморегуляции психических состояний студентов в целом. Проводились анализ и обобщение полученных данных эксперимента.
Для диагностики способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента мы считаем целесообразным применение методик, основанных на методах тестирования и анкетирования.