НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ. Адаптированный нами вариант методики J.Brade e.A

Лицевая проба

Адаптированный нами вариант методики J.Brade e.a. (I973).

Испытуемому предлагается бланк (рисунок 3)с инструкцией: "Сделай из этого круга лицо". Методика применима, начиная с 4-5-летнего возраста, и может использоваться многократно. Оценка производится по приводимым ниже признакам. Результаты рассматриваются с учётом возраста, способностей к рисованию, культурного уровня среды и особенностей клинической картины.

1. Использование круга.
А. Избегание - рисунок вне круга, на другой стороне листа.
Б. Игнорирование - круг не включается в структуру рисунка.
В. Рисунок меньше круга, внутри его.
Г. Круг используется как внешний контур рисунка.
Д. Круг обводится или подчёркивается как внешний контур.
Е. Незначительная обработка круга по внешнему контуру.
Ж. Круг включён в структуру рисунка как элемент последнего.

2. Реализация задания.
А. Лицо.
Б. Часть фигуры.
В. Фигура полностью.
Г. Фигура без лица.
Д. Схематический человечек.
Е. Контур лица без деталей.
Ж. Рисуется не лицо. (Если нарисованное не кажется лицом, необходимо уточнить - что нарисовано? При ответах: лицо, человек - относить к рубрикам А-Е этого раздела.)

3. Тип изобразительной инициативы.
А. Срисовывание.
Б. Рисование лица по воображению (в том числе и портреты с натуры)
В. Сказочный тип воображения - звери, персонажи сказок, солнце, луна.
Г. Фантазии.
Д. Фантазмы, призраки, чудовища и т.д.

4. Формальная структура рисунка.
А. Линейная.
Б. Линейная с наличием структурированных площадей.
В. Линейная с наличием равномерно закрещенных площадей.
Г. Линейная с равномерно закрашенной поверхностью.
Д. Нелинейная структура - преобладание пятен, живописность.
Е. Живописность до утраты формы.
Ж. Плоскости и пятна без линий.

5. Характеристика линий.
А. Разнообразие.
Б. Монотонность, стереотипность.
В. Слабые, бледные.
Г. Энергичные, чёткие.
Д. Повторение линий, обведение, усиление.
Е. Манерность.

6. Общее оформление.
А. Очень бедное, примитивное.
Б. Бедное и среднее.
В. Богатое, разнообразное, живое.
Г. Перенасыщенное, тяжёлое.

7. Цветовая инициатива.
А. Только простой карандаш, один какой-либо цвет.
Б. Рисунок одним цветом и раскрашивание его.
В. Рисунок разными цветами.

8. Цветовая структура (доминирующий цвет).
А. Черный.
Б. Коричневый.
В. Красный.
Г. Желтый.
Д. Зеленый.
Е. Синий.
Ж. Гармоничная цветовая гамма.

9. Пояснясняющий фон.
А. Отсутствует.
Б. Бедный.
В. Богатый.

10. Пластичность изображения.
А. Отсутствует.
Б. Адекватная.
В. Гротескная.

11. Стереотипии.
А. Отсутствуют.
Б. В тонких структурах рисунка.
В. Орнаментальные.
Г. Примитивные.

12. Символы, надписи.
А. Поясняющие надписи, название рисунка
Б. Другие надписи.
В. Символы.
Г. Цифры.
Д. Декоративный фон.
Е. Отсутствие А-Д.

13. Тип портрета.
А. Анфас.
Б. Профиль и другие оригинальные решения.

14. Выражение лица.
А. Маниакально-весёлое.
Б. Веселое.
В. Спокойное.
Г. Растерянное, беспомощное, мечтательное.
Д. Печальное, подавленное, плачущее.
Е. Испуганное.
Ж. Злое, угрожающее.
З. Диссоциированное.
И. Лишено выражения, трудно определить.

15. Пропорции лица.
А. Лицо пропорционально.
Б. Строгая симметричность, геометричность.
В. Акцент на верхней половине лица.
Г. Акцент на нижней половине лица.
Д. Диспропорциональность за счёт нарушения топографии деталей.
Е. Диспропорциональность за счёт несоразмерности деталей.
Ж. Другие диспропорции.

16. Детали лица.
А. Изображены глаза, рот, нос, волосы, уши.
Б. Нет глаз.
В. Нет рта.
Г. Нет носа.
Д. Нет бровей или волос.
Е. Нет ушей.
Ж. Умножение деталей.
3. Лишние детали.
И. Есть зубы.
К. Наличие деталей одежды, украшения.

17. Акцентирование.
А. Глаз.
Б. Носа.
В. Рта и губ.
Г. Волос.
Д. Ушей.
Е. Зубов.

18.Возраст изображенного объекта.
А. Неопределённый.
Б. Ребенок.
В. Взрослый.
Г. Старческий.

19. Пол изображенного объекта.
А. Совпадает с полом автора.
Б. Не совпадает с полом автора.
В. Подчёркнуто яркая, акцентированная половая принадлежность.
Г. Неопределённый.

20. Общее впечатление.
А. Естественность, натуральность.
Б. Схематизм.
В. Стилизация.
Г. Упрощённость.
Д. Примитивизм.
Е. Абстракции, атаксия.
Ж. Каракули.

Рисунок 3.
Бланк для проведения лицевой пробы.
Размер листа - 9х13 см. Диаметр круга - 7,5 см.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ. Адаптированный нами вариант методики J.Brade e.A - student2.ru

Наши рекомендации