Проведение констатирующего эксперимента

На первом, констатирующем этапе эксперимента, диагностировались способности студентов СПО к саморегуляции различных психических состояний, а также выявлялись их знания о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний и умения их применять на практике.

Мы начали с того, что выяснили знания студентов о техниках, методиках и приемах саморегуляции психических состояний. В результате анкетирования было установлено, что студентам обеих групп приходилось когда-либо управлять своим психическим состоянием. В основном, это при стрессе, сильной усталости, и в начале какой-нибудь ответственной работы, такой как экзамен или конкурс. Самыми распространенными техниками саморегуляции, которыми пользуются студенты, являются дыхательные упражнения, музыкотерапия, самомассаж и самовнушение. Все студенты дали положительный ответ на вопрос, пригодится ли им умение управлять своим психическим состоянием в будущем, и мотивировали это тем, что это необходимо при дальнейшей учебе, работе, общении со сверстниками и в личной жизни.

Рассмотрим показатели по методике выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифорова, В. К. Васильева, С. В. Фирсовой.

Преобладание среднего уровня выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере наблюдается у 8 (32%) учащихся экспериментальной и 10 (40%) контрольной групп. Средний показатель самоконтроля в деятельности показали 17 (68%) подростков из экспериментальной и 13 (52%) из контрольной групп. И средний уровень самоконтроля в социальной сфере был выявлен у 11 (44%) учащихся из экспериментальной и 12 (48%) из контрольной групп. Данным испытуемым свойственен переход от преимущественного реактивного поведения к действиям, соответствующим сознательно поставленным целям. Эти подростки понимают важность саморегуляции психических состояний и поведения, знают некоторые конструктивные способы саморегуляции, но не могут их применить.

Высокий уровень выраженности саморегуляции в эмоциональной сфере присущ 12 (48%) учащимся из экспериментальной и 8 (32%) из контрольных групп; в деятельности 8 (32%) подросткам экспериментальной и 12 (48%) контрольной групп; и высокий самоконтроль в поведении наблюдается у 2 (8%) подростков из экспериментальной и 3 (12%) из контрольной групп. Данный показатель свидетельствует о том, что для подростков обеих групп характерен высокий общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции психических состояний. Эти подростки могут гибко и адекватно реагировать на изменения условий, ситуации. У них в большей степени осознанно выдвижение и достижение цели как деятельности, так и саморегуляции психического состояния. У этих испытуемых начинается проявляться способность целенаправленно перестраивать систему саморегуляции психических состояний.

Низкий уровень саморегуляции в эмоциональной сфере характерен для 5 (20%) подростков экспериментальной и 7 (28%) подростков контрольной групп. Низкий показатель в социальной сфере присущ 12 (48%) учащимся экспериментальной и 10 (40%) контрольной групп. Этих учащихся отличают несформированность осознанной регуляции как своего поведения, так и своих психических состояний, а также отсутствие умения планировать действия, направленные на преобразование состояний, программировать свою деятельность и поведение (см. гистогр.1).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 1. Выраженность самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении.

Рассчитав критерий Uэмп. по результатам исследования методики выраженности самоконтроля в социльной сфере, деятельности и поведении, мы получили значение, при котором Uэмп..>Uкр., а значит уровень выраженности самоконтроля подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента одинаков.

Рассматривая результаты опроса по методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, мы выяснили, что только 4 (16%) студентам из экспериментальной группы и 6 (24%) из контрольной группы, эмоции не мешают общаться с партнерами; у 4 (16%) в обеих группах есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении; 10 (40%) так же в обеих группах, эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 7 (28%) в экспериментальной группе и 5 (20%) студентов из контрольной группы, эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми (см. гистогр.2).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 2 Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов

С целью проверки эквивалентности экспериментальной и контрольной групп по результатам методики диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Полученное значение Uэмп.=641,5. Uкр.=227. Uэмп>Uкр. Поэтому подтверждается нулевая гипотеза, т.е. значения экспериментальной и контрольной групп по методике диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко значительно не отличаются друг от друга.

При проведении экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости18 (72%) студентов экспериментальной и 21 (84%) контрольной групп, проявили признаки импульсивности, и лишь 7 (28%) из экспериментальной и 4 (16%) из контрольной групп не импульсивны. По данным показателям можно сделать вывод, что большая часть студентов не всегда могут сдерживать эмоции, контролировать собственное поведение с учетом интересов окружающих. Как и всем подросткам, им свойственны неумение ждать, нетерпеливость, вспыльчивость, несдержанность, раздражительность, отвлекаемость, легкомыслие и жажда новых впечатлений (см. гистогр.3).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 3 Диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости

Рассчитав критерий Uэмп. по результатам экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости, мы получили значение, при котором Uэмп..>Uкр., а значит уровень выраженности саморегуляции эмоциональных состояний подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента одинаков.

При исследовании группы на волевую саморегуляцию, мы выяснили меру овладения студентами собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. В обеих группах, в доминирующем количестве 20 (80%) в экспериментальной и 21 (84%) в контрольной) преобладают студенты, которых отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности. Низкий балл наблюдается у 5 (20%) в экспериментальной и 4 (16%) в контрольной группах. Это люди чувствительные, эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю (см. гистогр.4).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 4 Исследование волевой саморегуляции

Рассчитав критерий U, мы получили результат, при котором Uэмп..>Uкр., а значит уровень саморегуляции волевых состояний подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента практически одинаков.

Исследование групп на выявление уровня саморегуляции в наиболее распространенных ситуациях проявления лени показало, что у 13 (52%) студентов экспериментальной и 10 (48%) из контрольной групп, была выявлена низкая способность к преодолению лени. У таких студентов преобладает внутреннее представление об отсутствии необходимости выполнения большинства имеющихся дел и, соответственно, отказ от их выполнения. А остальные 12 (48%) из экспериментальной и 15 (52%) из контрольной показали достаточно выраженную способность к преодолению лени, т.е. достаточно высокий уровень саморегуляции (см. гистогр.5).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 5 Саморегуляция проявления лени

Рассчитав критерий U, мы получили результат, при котором Uэмп.>Uкр., а значит уровень выраженности волевой саморегуляции психических состояний подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента одинаков.

При проведении диагностики «Корректурная проба», мы определили концентрацию и устойчивость внимания студентов. Подавляющее количество студентов (72% в экспериментальной группе и 64% в контрольной) показали низкую устойчивость внимания, и лишь остальные (28% и 36% соответственно) выше среднего. Это означает, что студенты не могут полностью поглотиться в работу и сосредоточиться на определенном предмете или на одном и том же деле (см. гистогр.6).

Проведение констатирующего эксперимента - student2.ru

Гистограмма 6 Концентрация и устойчивость внимания студентов

Рассчитав критерий U, мы получили результат, при котором Uэмп..>Uкр., а значит уровень саморегуляции познавательных (когнитивных) состояний подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента одинаков.

Делая вывод по результатам данных методик, мы выяснили, что студенты СПО знают и применяют такие техники саморегуляции психических состояний как дыхательные упражнения, музыкотерапию, самомассаж и самовнушение; способность к саморегуляции волевых состояний у обеих групп высокая, студенты проявляют достаточно высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере и сфере общения. Они способны контролировать свои эмоции в соответствии с нормами и требованиями общества, проявляют дисциплинированность. Они обладают достаточно сформированной способностью самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, использовать внутренние ресурсы для достижения намеченных планов; способность к саморегуляции познавательных (интеллектуальных, когнитивных) состояний студентов характеризуется целым комплексом показателей, главными из которых являются показатели эмоционального интеллекта (управление эмоциями, самомотивация) и локуса контроля (интернальность). Среди функциональных состояний студентов, можно выделить познавательное состояние заинтересованности, умственного напряжения и состояния неуверенности; способность к саморегуляции психических состояний в общении развита на достаточно низком уровне. Это связано с неспособностью большинства студентов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. К тому же, у студентов часто возникает чувство тревожности, которое развивает состояние эмоционального дискомфорта и приводит к неспособности вести диалог со сверстниками или преподавателями.

Исходя из эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, можно судить о том, что преобладающим уровнем саморегуляции психических состояний подростков в обеих группах является низкий, что свидетельствует о равнозначности групп по данному показателю.

Во всех вышеперечисленных результатах методик, Uэмп.>Uкр., а значит, уровень выраженности саморегуляции психических состояний подростков экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента одинаков.

Наши рекомендации