Неврологические исследования

В последние годы было проведено множество исследо­ваний человеческой памяти, направленных на изучение химических реакций, проходящих в мозге. Ученых инте­ресовал ответ на вопрос: почему повреждение клеток мозга может привести к амнезии? Почему очень старые люди, — в особенности те, кто страдает от болезни Альцгеймера, — теряют кратковременную память (например, не могут

Глава 4. Воспоминания о будущем и другие «ловушки памяти» 91

вспомнить, что ели на завтрак), но сохраняют долговремен­ную (например, все еще помнят события пятидесятилетней давности)? Как мозг обрабатывает информацию, поступа­ющую в память?

Раньше ученые были уверены, что память функцио­нирует по принципу «одна клетка — один образ». Иными словами, если мы видим знакомого человека, то в нашем мозге активируется одна клетка. Но недавние исследова­ния, проведенные нейропсихологами в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, показали, что для запоми­нания зрительного образа, слова или любой другой едини­цы информации нужна работа группы Клеток. Это значит, что информация в мозге представлена в виде образов, «за­писанных» в нескольких нервных клетках, а не «по одной клетке на образ» (клетка «образ бабушки», клетка «образ дедушки»).

Другие исследования, проведенные в медицинском цен­тре Совета ветеранов войны и в Институте Солка в Ла-Хойя, Калифорния, указывают на существование молекулы, на­зываемой НМДА-рецептором, которая является ключевым компонентом цепочек памяти в мозге. Она делает возмож­ным поступление в клетки мозга кальция, укрепляющего нейронные соединения, которые обусловливают память.

Цель этих исследований — понять, какие именно клет­ки фиксируют соответствующую информацию и какие хи­мические процессы задействованы при ее запоминании и забывании. Возможно, однажды мы сможем практически полностью восстанавливать память людям, потерявшим ее. Кто знает, может, изобретут и таблетки, излечивающие синдром «если бы да кабы», помогающие справиться с теми воспоминаниями, которые мы помним р лишком хо­рошо. Принял ее утром — и р-раз! — больше никаких иро­нии по поводу прошлого, никаких упреков, чувства вшил, злости. Лекарство позволяло бы нам помнить только то, что необходимо.

92 Часть 1. Как избавиться от диктата прошлого

К сожалению, это только фантазии, и чудодейственных таблеток еще не изобрели. А тем временем мы сами долж­ны приложить максимум усилий, для того чтобы научиться справляться с нашим прошлым.

Три уровня памяти

Психологические исследования показали, что сущест­вуют три отдельных уровня памяти: сенсорная, кратковре­менная и долговременная.

Сенсорная память очень кратковременна: мы звоним в справочную, чтобы узнать нужный телефон, запоминаем его, набираем, но если номер занят, спустя две минуты уже не можем вспомнить и перенабрать его.

Кратковременная память задействована в запоминании событий предыдущего дня. Мы удерживаем их в памяти в течение небольшого отрезка времени.

В стрессовой ситуации именно эта память, скорее всего, подведет нас: например, опаздывая на самолет, мы можем забыть упаковать вещи. Исследования, проведенные в учеб­ных заведениях, наглядно демонстрируют это: студенты лучше запоминают материал, готовясь к тесту, если им за­ранее сообщают, что тест не повлияет на их общую оценку.

Долговременная память хранит слова и образы в тече­ние длительного времени. Такие сведения сохраняются «пассивно», при необходимости мы можем вызвать их в кратковременную память. Долговременная память имеет дело с информацией, усвоенной нами до автоматизма. Обычно это происходит путем многоразового повторения материала. Например, когда в школе вы посещали уроки иностранного языка, то каждое утро произносили один и тот же текст приветствия. Вы вспомните каждое слово, даже если не проговаривали эту «речь» в течение деся­ти, двадцати, даже тридцати лет. За время учебы в шко-

Глава 4. Воспоминания о будущем и другие «ловушки памяти» 93

ле вы не просто выучили слова наизусть, а зазубрили их намертво. Вполне возможно, что вы точно так же помните какой-нибудь телефонный номер, который часто набира­ли, будучи ребенком, хотя сейчас совершенно его не ис­пользуете.

Однако долговременная память обычно связана с информацией, которая имеет сугубо практическое назначение. Вряд ли вы смогли бы в течение многих лет хранить в памя­ти список из тридцати произвольно выбранных слов. Гора­здо легче запомнить детскую считал очку, чем пустой набор слов. И, если перейти ближе к теме, гораздо легче запом­нить событие, оказавшее большое влияние на вашу жизнь, чем малозначительный эпизод.



Наши рекомендации