Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
Данная работа проводится в случае замен или искажений звуков школьниками с дизорфографией в устной речи. Логопедическая работа осуществляется в следующих направлениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации. Особое значение придается дифференциации фонетически близких звуков: звонких и глухих (свистящих, шипящих, смычных), аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих, твердых и мягких звуков. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: [с] - [ц], [с] - [з], [т] - [щ], [ч] - [ш]. In] - [б], [т] - [д], [ш] - 1ж]. [с] - [ш], [с] - [ж]. Работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа.
Первый этап - уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов.
Второй этап — сопоставление конкретных звуков в произносительном и слуховом плане. 168
Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствует уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, является необходимой предпосылкой достижения более высокого уровня восприятия (фонематического анализа и синтеза).
Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем (звонких и глухих, твердых и мягких, гласных и согласных) в устных и письменных заданиях осуществляется по традиционной методике.
2.2. Логопедическая работа над ударением
Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания, а также одним из условий перехода к последующим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьников с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть — шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омографов (парить — парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы — норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Коррекционная работа осуществляется по следующим этапам:
Первый этап - развитие языковых средств, обеспечивающих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрационные ощущения).
Второй этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в слогах.
Третий этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах.
за — зы — зо за — зы — зо за — зы — зо
гу — го — гы гу — го — гы гу — гб — гы
Процедура и инструкция — те же.
В. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетигест далекими согласными): ча — ву — но ча — ву — но ча — ву — но
пы — шо — хо пы — шо — хо пы — шо — хо
Процедура и инструкция — те же.
Г. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением с разными гласными и фонетигески близкими согласными): со — ца — ту со — ца — ту со — ца — ту
та — чи — шо та — чй — шо та — чи — шо
Процедура и инструкция — те же.
2.1.3. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
Данная работа проводится в случае замен или искажений звуков школьниками с дизорфографией в устной речи. Логопедическая работа осуществляется в следующих направлениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации. Особое значение придается дифференциации фонетически близких звуков: звонких и глухих (свистящих, шипящих, смычных), аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих, твердых и мягких звуков. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: [с] - [ц], [с] - [з], [т] - [щ], [ч] - [ш]. In] - [б], [т] - 1д], [ш] - [ж], [с] - [ш]. 1с] - [ж]. Работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа.
Первый этап - уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов.
Второй этап — сопоставление конкретных звуков в произносительном и слуховом плане. 168
Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствует уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, является необходимой предпосылкой достижения более высокого уровня восприятия (фонематического анализа и синтеза).
Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем (звонких и глухих, твердых и мягких, гласных и согласных) в устных и письменных заданиях осуществляется по традиционной методике.
2.2. Логопедическая работа над ударением
Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания, а также одним из условий перехода к последующим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьников с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть — шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омографов (парить — парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы — норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Коррекционная работа осуществляется по следующим этапам:
Первый этап — развитие языковых средств, обеспечивающих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрационные ощущения).
Второй этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в слогах.
Третий этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах.
Предлагаются следующие упражнения.
A. Нахождение ударных и безударных гласных в слогах (при их повторении). Учащемуся предлагается прослушать слоговой ряд из двух, а затем из трех слогов (па — бо, са — сы, ку — гы, аф — ка — ру, па — лб — вы, но — ши — че), повторить и назвать в нем ударный гласный.
Б. Нахождение ударных и безударных гласных в слогах (без их повторения). Ученику предлагается найти и назвать ударный гласный в произнесенных логопедом слогах (да — ро, ша — жй, мй — ка — ну — сы, про — дй — на, орф — кры — та).
B. Определение ударного слога в словах. Ученику предлагается внимательно прослушать слова (буквы, коврик, Белоснежка), повторить неударные слоги скандировано, а ударные — нараспев, плавно,
Г. Выделение ударного слога в письменных упражнениях. Логопед диктует слова (мошка, погулять, двери, угольки, Чебурашка). Школьнику предлагается «зашифровать» слова: неударный слог обозначить маленьким крестиком, ударный — большим (например: мошка — Хх).