Развитие фонематического восприятия

Упражнение на выявление фонематического восприятия

Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. Приёмы: предметное лото (отобрать картинки на заданные звуки), буквенный диктант (записать первую букву слов – "труба", "дом", "дуб", "трамвай").

Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа

* Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук с, но чтобы после него стоял бы гласный звук а;

* "склеенное" слово — выделение отдельных слов из квазислова (например, "шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка").

Сравнение слов

Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.

Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше, какое меньше?

Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое из этих слов короче? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?

Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше и почему?

Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?

Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему?

Какое слово больше: "мышка" или "мишка"?

Какое слово короче: "усики" или "усы"?

Мягкие буквы

Направлено на запоминание формы буквы, соотношения её частей и пропорций.

Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

Волшебный домик

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).

Допиши букву

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

Отгадай, кто я

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например, овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

Будь внимателен

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

Азбука. Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М. Г ударилась немножко И рассыпалась совсем! Потеряла буква Ю перекладинку свою! Очутившись на полу, поломала хвостик У! Ф, бедняжку, так раздуло — Не прочесть её никак! Букву Р перевернуло — Превратило в мягкий знак! Буква С совсем сомкнулась — Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого. (С. Михалков)

Полминутки на шутки

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Закричал охотник: "Ой, Двери гонятся за мной!"

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.

Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом.

Мы собрали васильки, На голове у нас щенки. Заключение

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда — совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В данной работе и были отражены основные игровые методы коррекции речевых нарушений у детей.

Библиографический список

1. Бондаренко А. А. Работа над дикцией в начальных классах. // Начальная школа. 1987. № 1.

2. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980.

3. Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М,

4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.

5. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. М., 1987.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М, 1988.

7. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа. 1990. № 7.

8. Залмаева. Р. Я.Сам себе логопед. Петербург.,1995.

ON - LINE ЛОГОПЕД

Принципы комплексной диагностики

Перейти на главную страницу

Обследование артикуляционного аппарата

Первым этапом является осмотр строения всех органов, образующих артикуляционный аппарат: губы, язык, зубы, челюсти, небо. При оcмотре оценивается соответсвие строения норме, наличие дефектов. Возможно обнаружение следующих аномалий развития:

1. Губы могут быть толстые, мясистые, малоподвижные, короткие.

2. Язык - толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку.

3. Прикус - прогения, прогнотия, косой, открытый, передний, боковой, глубокий, шейный.

4. Зубы в зубном ряду стоят на больших расстояниях друг от друга, либо заходят друг на друга, повернуты вокруг своей оси, отсутсвие верхних или нижних резцов.

5. Нёбо узкое и высокое ("готическое нёбо") или плоское и низкое.

6. Челюсти могут выдаваться вперед (верхняя или нижняя).

На втором этапе оценивается подвижность органов артикуляционного аппарата. Обследуемому предлагаетсядселвать различные упражнения по подражанию: дотянуться кончиком языка до носа или подбородка, облизать губы, дотронуться до мочки правовго или левого уха, сделать язык лопаточкой, широким, распластанным или трубочкой или узким и долго удерживать поднятым вверх, двигать языком влево и вправо в быстром и медленном темпе, втягивать глубоко в рот; широко улыбаться и делать губы трубочкой, меняя ритм вижений, открывать широко рот, выдвигать вперед нижнюю челюсть. При выполнении данных упражнений оценивается точность и плавность движений артикуляционного аппарата и насколько быстро и точно осуществляется переход от одного движения к другому.

Третий этап - оценивается звукопроизношение. Оценивается умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. При обследовании необходимо замечать все неточности звукопроизношения: замену звуков, смещение, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. Выявляются произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановки, выпадания звуков или слогов. Для выявления нарушений произношений звуков в словах нужно использовать набор специальных картинок с изображением различных предметов. Названия предметов и ситуаций должны иметь различную слоговую структуру и звуковой состав: состоять из боkьшого количества слогов, со стечением согласных, с труднопроизносимыми для обследуемого звуками, занимающие различное местоположение. Наиболее простой способ выявления дефектов речи: демонстрация ребенку картинок с изображением различных предметов в словесном обозначении которых определенный звук находится в начале, середине или в конце слова, со стечением гласных.

Например, при проверке звука "С": сова, оса, троллейбус;

"Ш": шина, мишка, ковш;

"Л": лебедь, полка, елка, мел;

"К": сок, кошка, лодка;

"Г": груша, огонь, телега;

"Р": рыба, дорого, топор;

"Х": халат, мох, муха;

"З": зубы, корзина, арбуз, и. т. д.

При невозможности произнести звук в составе слова, предлагатеся произнести его изолированного, слоги с этим звуком. После проведенных манипуляций становитcя ясно, отклонения в произношении каких звуков имеет место. Важное значение имеет соблюдение правильного произношения звуков в фразовой речи, а не в одном слове. Для этоого ребенку предлагается произнести несколько фраз, в которых повторяется исследуемый звук, например пословицы, поговорки, четверостишия.

При проведении диагностического анализа произношения обращайте внимание, не смешивает ли ребенок фонемы, не заменяет ли их в речи, словах, фразах. Возможно, когда ребенок правильно произносит изолированные звуки, а в словах заменяет на другие. Для проведения точного анализа нарушений речи нужно иметь в арсенале картинкис изображением предметов и ситуаций. необходим определенный набор картинок в зависимости от сложности фраз и слов по фонематическому составу. Например: у Марины малина м - н: солнышко на окошке с - ш. Можно предложить повторять фразы и слова отраженно.

Следующий этап обследования - анализ слоговой структуры слова. У детей кроме неправильного произношения фонем возможны трудности в произношении слов, состоящих из многих слогов и слов со стечением согласных. Изменение слоговой структуры слова характеризуется пропуском, добавлением звуков и слогов. Следует обращать особое внимание, как ребенок произносит слова с различной слоговой структурой: многосложные слова, состоящие из похожих звуков, со стечением согласных в начале, середине и конце слова.

Обязательным компонентом диагностики является анализ фонематического восприятия - нужно выяснить слуховое восприятие звуков и их дифференциацию. Наибольшее значение имеет различие звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию. Оценивается произношение различных оппозиционных слогов ("са" - "ша", "ша" - "жа", "са" - "уа"). Если ребенок неправильно произносит какие - либо звуки, слуховую дифференциацию проверяют следующим образом: если ребенок услышит условно - заданный слог, он должен сделать определенное действие, например: поднять руку. Следующее действие - определение различает ли ребенок на слух разные слова, сходные по звучанию (тень - лень - пень; кошка - ножка). Можно предложить ребенку при произношении слова поднимать соответсвующую картинку - это оценивает не только фонематическое восприятие, но и степень развития внимания и слуховую память.

При проведении всех этапов обследования можно получить всю необходимую информацию о причине, характере и тяжести нарушений речи и определить методы коррекции дефекта. Кроме общих принципов диагностики для каждого нарушения речи имеются дополнительные методы: обследование мимической мускулатуры лица, наличие парезов и параличей, отмечается выраженность и симметричность носогубных складок, плотность смыкания губ и форма линии рта, наличие непроизвольных движений мимической мускулатуры (тики, гиперкинезы), проверяется нет ли поражения черепно - мозговых нервов. Ребенка просят нахмурить лоб, зажмурить глаза, высунуть язык; оценивается умение держать рот закрытым, наличие содружественных движений (синкенций). Проводить диагностику следует при различных нагрузках в покое и многократном повторении.

Двигательная функция должна оцениваться качественно, т. е. полноценно или неполноценно выполняется движение. Отмечается время начала выполнения движения, истощаемость движения, изменение скорости движения, плавности, объема и выполнение содружественных движений. При повышенной нагрузки на мышцы могут быть обнаружены латентные формы пареза. При осмотре оценивается как осуществляется акт глотания и жевания, есть ли поперхивания, анализируются сведения о кормлении ребенка в период новорожденности и младенческом возрасте. Для оценки состояния мягкого нёба проводят осмотр: поднимание нёбной занавеска при произнесении звука "а", наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при надавливании шпателем на корень языка или мягкое нёбо).

При наличии пареза или паралича наблюдается изменение дыхания и голосообразования. Появляются носовой оттенок голоса, сиплость, дыхание неритмичное, поверхностное. Паралич языка мягкого нёба всегда накладывает отпечаток не выполнение функций языка, как следствие - нарушение артикуляции язычных звуков. Если язычок свисает неподвижно и расположен симметрично, это говорит о двустороннем парезе, при отклонении в сторону - односторонний парез. При диагностике учитываются трудности в артикуляции, которые могут усугубляться при возбуждении, утомлении, усложнении содержании речи в смысловом и грамматическом отношении.

Для выявления способности восприятия ритмической структуры слова используют следующее: можно попросить ребенка похлопать количество слогов в произнесенном слове.

При обследовании детей с ринолалией существуют особые моменты, на которые нужно обратить внимание при обследовании. Анализ произношения звуков начинается с проверки изолированного произношения звуков, затем произношение звуков в слогах, словах, фразовой речи. Следует обратить внимание на степень назальности при произношении гласных и согласных звуков, имеют ли место компенсаторные "гримаски". Важным является повторение ребенком звуков или слогов, сильно отличающихся друг от друга артикуляционно, затем схожих. Отмечается как получается у ребенка моторное переключение с одного звука на другой, а также наличие усредненного произношения звуков (вместо "к" и "г" произносится полузвонкий). Обследуется умение произносить односложные и многосложные слова. Выявляются звуки в словах, в которых нарушается слоговая структура. Характер нарушения слогового состава может быть:

1. Сокращение числа звуков (вместо черепаха - чепаха).

2. Упрощение слогов (плавать - пьявать).

3. Уподобление слогов (ботинки - босиньки).

4. Добавление числа слогов (кувырком - кувывырком).

5. Перестановка слогов и звуков (молоток - мотолок).

При осмотре строения артикуляционного аппарата отмечают наличие расщепления верхней губы, укорочение губы, послеоперационные рубцы, расщепление твердого нёба - субмикозная расщелина.

При общем недоразвитии речи у детей выявляют навыки связной речи, объем активного и пассивного словарного запаса. Это уровень развития грамматически правильной речи, фонетического слуха и восприятия. Анализ речевого развития проводят в процессе игры. Выявленные отклоненияя сравнивают с возрастной нормой. Необходимо заключение специалистов о состоянии органа слуха и интеллектуальном развитии. Анализ словарного запаса включает выявление количества существительных, глаголов и прилагательных и употребление их в произносимой самостоятельной речи.

При обследовании детей с заиканием нужны: медицинское заключение врача - психоневролога или невропатологоа, сведения о беременности матери и о периодах жизни с момента рождения. Устанавливается природа заикания: функциональное или органическое. Выясняется наличие у ребенка леворукости, установление нарушения внимания, анализ общего речевого развития ребенка, речевого окружения ребенка (имеет ли место двуязычие в семье, родственники с дефектами речи, какой темп речи у окружающих людей). Выясняестя также отношения в семье, как решаются конфликты, ссоры, отношение к ребенку в семье (имеются ли недочеты в воспитании, недостаток или переизбыток внимания), отношение ребенка к его дефекту речи.

Обследование детей с нарушением слуха заключается в обязательной проверке слуха при помощи шепотной речи и обычной разговорной громкости. Для проверки подбирают слова низкой и высокой частотой звучания: шуба, снегурочка, дедушка, бабушка, бак, дорого, радуга. В норме шепотную речь слышат на расстоянии 6 - 7 м. При неправильно повторении слов, нужно подойти к ребенку на 1 м. Отмечается на каком расстоянии ребенок правильно и уверенно произносит слова. Если малыш не слышит ни одного слова, провоят обследование произнесением звуков низкочастотных ("н", "ш", "р", "д", "г"), высокочастотных ("и", "э"), шипящих. Оценивается общий статус ребенка (внимание, утомляемость, точность выполнения заданий). Если страдает общее состояние ребенка, то полученные результаты необъективны и неточнось выполнения заданий зависит не от слуха ребенка, а в связи с общим недомоганием. Если ребенок не владеет устной речью, используются музыкальные звучащие игрушки. Создается игровая ситуация, оценивается движения ребенка и реакция на звук (прислушивается, поворачивает голову на звук).

Читать дальше

Развитие фонематического восприятия - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Принципы комплексной диагностики

Перейти на главную страницу

Обследование речи письменной и чтения

Обследование речи письменной (дисфагия) и чтения (диспессия) устанавливает:

1. Уровень овладения навыками звукового анализа.

2. Уровень овладения навыками письма и чтения.

3. Степень развития фонетико - фонематической и лексико - грамматической речи.

В первую очередь оценивают готовность ребенка в устной форме анализировать звуковой состав слова:

Первый способ оценки - выделение звуков из слова (выделение гласных, затем согласных). Ребенку предлагется поднимать руку если он слышит заданный звук.

Второй способ - придумывание ребенком слов, начинающихся на заданный звук. Сначала можно самим назвать несколько слов, а затем предложить ребенку.

Третий способ - подбор ребенком рисунков, названия которых начинаются на определенный звук. В наборе картинок должны присутствовать предметы с определенным звуком.

Четвертый способ - отбор картинок с наиболее смешиваемыми детьми звуками. Например, ребенку предлагается разложить картинки на 2 группы, названия которых начинаются на похожие звуки: "ч" - "ш", "с" - "ш".

Пятый способ - сравнение ребенком слов по звуковому составу. Например: дом - ком, кит - кот, сон, сок, отличающиеся по звуковому составу на один звук.

Шестой способ - Деление предложений на слова, слов - на слоги, слогов на звуки. Ребенок должен сосчитать слова в предложении, слоги в ловах, звуки в слове.

Обследование письма начинают с доступных для ребенка заданий. Ребенку предлагается сложить слова из кубиков с буквами или разрезной азбуки. Для начала можно дать лишь те буквы из которых состоит слово, затем предлагается сложить название изображенного на картинке предмета. Следующий шаг - написание предложений, описание сюжета, изображенного на картинке. Особое внимание уделяется проверке навыков самостоятельного письма. Ребенку предлагается написать диктант или самостоятельно описать картинку.

Для обследования чтения ребенку дают прочитать тексты (обязательно состоящие из печатных букв). В тексте должно быть большое количество оппозиционных слов и слогов, содержание должно быть понятным ребенку, текст небольшой по объему, исключаются тексты уже знакомые ребенку. Начинают чтение с отдельных букв, затем переходят к чтению слогов, слов, затем переходят к чтению предложений в заданном тексте.

Читать дальше

Развитие фонематического восприятия - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Принципы комплексной диагностики

Перейти на главную страницу

Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте

Становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики. С раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений. Комплексная диагностика с применением нейропсихических методов охватывает как речевые, так и неречевые возможности ребенка.

Причинами речевых нарушений могут быть различные неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Часто к дефектам речи приводят внутриутробная патология (гипоксия плода), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус - несовместимость матери и ребенка, большой прием лекарственных препаратов во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянные вибрации и др. Сочетание таких неблагоприятных факторов во время беременности может вызвать наиболее грубые дефекты речи. Помимо этого, считается, что наследственность также способствует появлению у ребенка речевых нарушений. К речевым расстройствам приводят также неблагоприятно протекающие роды: родовая травма, асфиксия у новорожденного, кровоизлияния в мозг. Перенесенные в раннем возрасте инфекционно - вирусные заболевания, болезни связанные с поражением головного мозга, неблагоприятные бытовые условия, пребывание в дезадаптированной по социальному благополучию семье также вызывают дефекты речевого развития.

В современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Девять из них - нарушение устной речи, возникающие на различных этапах ее порождения и реализации:

1. Дисфония - отсутсвие или расстройство функции вследствие патологических изменений голосового аппарата. При этом нарушение речи голос либо совсем отсутствует, либо происходят различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Данные изменения обусловлены поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрасте.

2. Тахилалия - нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой. Такая речь может сопровождаться аграмматизмами. Если ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием она обозначается термином "полтерн". При этом сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико - интонационной выразительности.

3. Брадилалия - патологическое замедление речи, возникает когда процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

4. Заикание - нарушение темпа и ритма речи, обусловленно судорагами речевого аппарата. Возникает в критические периоды развития ребенка.

5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смещениях тех или иных звуков. Происходит по нескольким причинам: несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков, неправильного усвоения артикуляционных позиций, из - за дефектов артикуляционного аппарата. Данное нарушение может сложиться в результате плохого восприятия и распознавания фонем родного языка, также при несформированном отборе звуков (дефект продуцирования). Если наблюдается дефект в строении речевого аппарата - нарушение носит органический характер, если нет - функциональный. Данные нарушения возникают в процессе развития речи, а если была травмирующая ситуация - в любом возрасте.

6. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Возникает из - за органического поражения центральной нервной системы. Чаще всего связана с ранним детским церебральным параличом, но также может возникнуть в любом возрасте из - за перенесенных инфекций мозга.

7. Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо - физиологическим поражением речевого аппарата. Происходит специфическое изменение голоса, в результате того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, монотонной и невнятной, все без исключения звуки нарушаются.

8. Алалия - полное отсутствие или недоразвитие речи из - за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном или доречевом развитии. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

9. Афазия - нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. Возникает вследствие перенесенных черепно - мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. Вследствие травмы происходит утрата уже сформированной речи.

Два остальных нарушения - дефекты письменной речи:

1. Дисграфия - частичное специфическое расстройство процессов письма. Проявляется в нестойких образах букв (оптико - пространственных и др.), происходит смещение, замена, искажение букв. Самая тяжелая форма - аграфия - полная неспособность к овладению письмом.

2. Дислексия- нарушение речи, вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушается процесс чтения, он не может распознать буквы, неверно их воспроизводит, нарушает слоговый состав слов. В результате искажается смысл прочитанного. Крайняя форма - алексия - неспособность к чтению.

В данную классификацию входят только те виды нарушений, для которых созданы специальные методики исправления. Речевые расстройства у детей раннего возраста разделяются на следующие группы, в зависимости от причины их вызывающей:

1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, в зависимсоти от уровня поражения речевой системы они делятся на: афазия, алалия, дизартрия.

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными измененими центральной нервной системы: заикание.

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата: дислалия, ринолалия.

4. Речевые нарушнеия, связанные с задержкой речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т. д).

Обычно в практике применяются 2 основные классификации речевых нарушений:

1. Клинико - педагогическая классификация основывается на медицинских показателях, позволяя выявлять причину речевого расстройства, описывает форму и вид дефекта. Опирается на медицинский аспект речевого нарушения, идет от общего к частному и предполагает коррекцию дефекта речи всеми необходимыми методиками. Подразделяется на 2 группы:

а) нарушение устной - подразделяется в свою очередь на:

- нарушения внешнего высказывания (произносительной стороны речи) - делятся на несколько подвидов: нарушения голосообразования, темпа и плавности речи, звукопроизношения, интонации. Могут наблюдаться как самостоятельно, так и в совокупности: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия

- нарушения внутреннего высказывания - выделяются 2 вида нарушений: алалия, афазия.

б) письменной речи - 2 типа нарушений: дисграфия, дислексия. Часто нарушения письма и речи выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют обучение.

2. Психолого - педагогическая классификация - уделяет внимание детям с различными аномальными недостатками развития речи, на ее основе разработаны новейшие методики логопедического воздейтсвия исправления речевой патологии.

Эти 2 классификации дополняют друг друга, помогая рассматривать речевые проблемы с разных аспектов.

Читать дальше

Развитие фонематического восприятия - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Основы речи

Перейти на главную страницу

Наши рекомендации