Развитие фонематического восприятия

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук з' — поднимите

РУКУ-

5. Произношение звуковз, з' в слогах

Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком з, а вы — с мягким звуков з': зы ... (зи), зу... (зю), за... (зя). Слоги произносятся с разной силой голоса: тихо, умеренно, громко.

6. Звуко-слоговой анализ слова зима
Зимушка спрашивает: «Зачем вам эти кружочки?»

Объяснения детей.

Покажите, как можно обозначить слово зима. Что мы обозначаем полосочками? (Слова, слоги.) Разделите на слоги слово зима, обозначьте их полосочками, а звуки — кружочками.

7. Произношение звуков з, з' в словах и словосочетаниях
Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонь-

ка.) Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.) Какие сапоги? (Зимние сапоги.) Какую шапку? (Зимнюю.) В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.) Чувствуете, какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом.)

8. Подбор глаголов и прилагательных к существительным
«Ах, ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» Что сделала Зима

с дорогами? (Замела, забросала, закидала.) А вот и лес!

Выставляется картина «Зимний лес».

Что Зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.) Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.)

Подбор родственных слов

Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы.) Посмотрите, из-под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь.) А здесь зимовье барсука, а рядом — ежа. Повторите похожие слова. (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима.) Это похожие, родственные слова.

Физминутка

Вы хотите сходить в гости к Деду Морозу? Авот и он!

Выставляется игрушка — Дед Мороз. Послушайте, что он говорит:

Разыграйтесь, метели, Гнитесь ниже, сосны, ели. Все, что есть в моем лесу, Все засыплю, занесу.

Мы ему ответим:

Не боимся мы пороши.

Любим снег — хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Произношение звуков в предложениях

Вопросы задаются детям от имени Деда Мороза. Что белка запасает на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.) Как одним словом это можно назвать? (Запасы.) Что бывает зимой на ваших окнах? (На окнах бывают снежные узоры.) Что стало с водой на озерах? (Вода в озерах замерзла.) А сейчас я скажу вам одно слово, а вы составьте предложение.

Опорные слова для составления предложений: зайка, береза, поползень, зимует и т.д. Анализ одного-двух предложений. Подбор предложения к схеме.

Пора возвращаться домой. Попрощаемся с Дедом Морозом.

Работа с буквами

Порадуем Зиму. Обозначим буквами ее имя.

Составление из букв слова зима.

Какую букву надо заменить, чтобы получилось имя девочки — Зина?

Итог занятия

Тема «Звуки с, (с, с', з, з'»

У НАС В ГОСТЯХ БАБУШКА-ЗАГАДУШКА

Материал.Предметные картинки с изображениями животных (лось, заяц, зебра, лиса); предметы (зонт, занавеска, корзинка); костюм Бабушки-Загадушки, цветовые символы звуков, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Входит воспитатель в костюме.

Здравствуйте, меня зовут Бабушка-Загадушка. Почему меня так назвали?

Угадывание Бабушкой-Загадушкой заданных детьми действий по типу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Сообщение темы занятия

Бабушка-Загадушка пришла, чтобы повторить с нами знакомые звуки. Какие звуки мы знаем? Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, которые будем изучать.

Что за зверь лесной — Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы — Что за коняшки —

Уши больше головы. На всех тельняшки.

(Заяц.) (Зебры.)

У нее хвост пушистый, Трав копытами касаясь,

Мех золотистый. Ходит по лесу красавец.

В лесу она живет, Ходит смело и легко,

В деревне кур крадет. Рога раскинув широко.
(Лиса.) (Лось.)

3. Выделение звуков с, с', з, з' из слов лиса, лось, заяц,
зебры

Какой звук в начале слова зебры? Какой первый звук в слове заяц? Какой последний звук в слове лось? Где вы услышали звук св слове лиса?

4. Характеристика звуков с, с', з, з' Сравнение их по
артикуляционным и акустическим признакам и обозначе
ние цветовыми символами

Расскажем Бабушке-Загадушке, в каких замках живут эти звуки, какими кружочками мы их обозначаем. Ответы детей.

5. Дифференциация понятий «слог», «слово»

Вы смотрите программу «Маски-шоу»? Артистов этой передачи называют мимами.

Бабушка-Загадушка предлагает детям стать мимами. Сначала мы будем только изображать действия.

Дети имитируют вязание, игру на музыкальных инструментах, рисование волн и т.д. Движения сопровождаются повторением слоговых сочетаний са-за-са-за, се-зе-се-зе, су-зу-су-зу, зо-со-зо-со.

Что мы произносили? (Слоги.) А теперь помогите мне закончить чистоговорки:

Сы-зы-сы-зы, мягка шерстка у ... (козы). Се-зе-се-зе, дадим сена мы ... (козе). Ось-ось-ось, ест осинку... (лось). Оси-оси-оси, по лесу бродят ... (лоси). Зы-сы-зы-сы, хвост пушистый у ... (лисы).

Вы подсказали мне слоги или слова? (Слова.)

Наши рекомендации