Особенности фонематического восприятия (дифференциации фонем) младших школьников на материале слов-квазиомонимов

Вопрос о дифференциации фонем у учеников с ОНР недо­статочно изучен. В специальной литературе имеются лишь об­щие указания на трудности дифференциации звуков, отличаю­щихся тонкими акустико-артикуляторными признаками, что отрицательно влияет на овладение чтением, письмом и прави­лами правописания (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.).

Восприятие детей с данным речевым нарушением позволя­ет изучить особенности узнавания и различения звуков речи на фонологическом и перцептивном уровнях, определить роль смысловой догадки.

У преобладающего количества детей с нормальным речевым развитием восприятие картинок на слова-квазиомонимы не вызывает затруднений. Подобные результаты показывает лишь незначительная часть учащихся начальных классов с ди­зорфографией. Дети с данной патологией, как правило, и на третьем году обучения в начальной школе не могут правильно показать соответствующие картинки при произнесении логопедом таких слов, как сова — софа, челка — щелка, весы — вещи, мочка — мошка, др.

Учитывая принятую в русской фонетической системе клас­сификацию согласных звуков, отметим, что учащиеся допуска­ют замены звуков по следующим признакам:

1. По способу образования ([т'] - (т'ш], [с] - [ш], [р] — [л], [л] - [р]).

2. По месту образования ([п] — [j]).

3. По участию голосовых связок ([с] - [з], [п] - [б], [ш] - [ж], [т] - [д], [в] - [ф], [к] - [г]).

4. По степени подъема средней части спинки языка ([м] - [м'], [л] - [л'], [в] - [в']).

Школьники с дизорфографией самое большое количество ошибок допускают при дифференциации звуков [с] — [тс], [т'] — [т'ш] (светик - цветик, лиса — лица, Петька — печка). Таким образом, труднее всего распознаются на слух аффрикаты, ко­торые смешиваются со звуками, входящими в их состав. Значительно хуже распознается школьниками и с патологией речи, и с нормальным речевым развитием звук (те] (В. И. Бельтюков, Л. В. Нейман).

В отличие от звука [тс], звук [ч] детьми в норме выделяет­ся лучше других шипящих звуков, так как имеет более яркую акустическую окраску, хотя и является артикуляторно слож­ным. Дети с дизорфографией испытывают значительные труд­ности при дифференциации звука [т'ш] и других шипящих зву­ков, отличающихся способом образования: [т'ш] — [ш'], [т'ш] — [ш] (челка — щелка, чашки — шашки). Большое количество ошибок наблюдается у второклассников с речевой патологией при дифференциации звуков [ш] — [ж] (шарит — жарит, Саша - сажа). В анамнезе этих детей отмечаются нарушения произношения шипящих звуков (в дошкольном возрасте). Та­ким образом, нарушения слуховой дифференциации этих зву­ков объясняются поздним их появлением в речи и отрицатель­ным влиянием неправильного произношения.

Распространенными являются и ошибки различения деть­ми с дизорфографией акустически сходных свистящих: [с] — [з] (сайка - зайка, суб - зуб). Дифференциация свистящих и ши­пящих звуков вызывает меньше затруднений (например, при дифференциации таких слов, как усы — уши, весы — вещи, косы — кожи). Очевидно, этому способствовало то обстоятельство, что свистящие звуки противопоставлены шипящим звукам акусти­чески, но близки им по артикуляции.

При дифференциации звонких и глухих согласных у де­тей с дизорфографией отмечаются нарушения распознавания следующих пар звуков: [т] — [д], [п] — [б], [к] — [г], [в] — [ф]. При этом дети не различают соответствующие звуки в таких словах, как тачка — дачка, пашня — башня, порт — борт, сова — софа. У младших школьников в большей степени нарушены дифференциации язычно-зубных и губно-губных согласных звуков и в меньшей степени заднеязычных и губно-зубных зву­ков. Таким образом, на процесс распознавания звонких и глу­хих звуков влияют их артикуляторная сложность, место обра­зования смычки, четкость кинестетического образа звука.

Дети более младшего возраста (ученики второго года обу­чения) допускают и отдельные нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков: [м] — [м'], [л] — [л'], [в] — [в']. Более успешно они различают мягкие заднеязычные: [к], [г'], [х'], так как по месту образования они приближаются по артикуляции к среднеязычным, различаются по участию сред­ней части спинки языка и по месту образования, что и обуслов­ливает выявленную закономерность.

Единичные ошибки отмечаются у детей с дизорфографией при восприятии слов-квазиомонимов, содержащих звуки [p] — [j]. Эти затруднения свидетельствуют о недостатках дифферен­циации даже тех звуков, которые отличаются несколькими смыслоразличительными признаками (местом и способом образования, твердостью и мягкостью).

По уровню и характеру нарушений фонематического вос­приятия выделяются три группы детей с дизорфографией. Пер­вую группу составляют дети с нормальным звукопроизношением и достаточно сформированным уровнем дифференциации слов-квазиомонимов. Во вторую группу входят школьники с исправленными мономорфными нарушениями дифференциа­ции слов-квазиомонимов. К третьей группе относятся дети с исправленными полиморфными нарушениями звукопроизношения (до обучения в школе и в первом классе) и со значитель­но сниженным уровнем дифференциации слов-квазиомонимов.

Отмечается также определенная корреляция между нару­шением распознавания звуков и характером нарушения звукопроизношения. При компенсированном полиморфном наруше­нии произношения звуков речи ученики с дизорфографией ис­пытывают значительные трудности дифференциации слов-квазиомонимов. При исправленном мономорфоном нарушении звукопроизношения остаются лишь незначительные затрудне­ния дифференциации. В связи с этим следует подчеркнуть не­обходимость не только коррекции нарушений звукопроизно­шения в дошкольном возрасте, но и развития слуховой и кинестетической дифференциации фонетически близких зву­ков, особенно звуков, которые были нарушены в произноше­нии. Этот вопрос является актуальным для профилактики как дисграфии, так и дизорфографии.

Таким образом, у школьников с речевой патологией диф­ференциация согласных звуков в словах-квазиомонимах страдает в большей степени, чем у слабоуспевающих сверст­ников, но с нормальным речевым развитием. Преобладаю­щее количество ошибок отмечается в процессе дифференци­ации артикуляторно сложных звуков (аффрикат и звуков, входящих в их состав; шипящих и свистящих звуков). Заме­ны более простых по артикуляции звуков наблюдаются зна­чительно реже.

Как показывают исследования, нарушения звукопроизно­шения (даже исправленные в дошкольном возрасте) отрица­тельно влияют на формирование слуховой дифференциации звуков речи. Это свидетельствует также о нечеткости кинесте­тических образов звуков, поздно появляющихся в устной речи и долго неправильно произносимых детьми. Данный вывод под­тверждается и заменами в письменных работах букв, соответ­ствующих этим звукам. Характер ошибок детей с дизорфогра­фией указывает на нарушения у них распознавания не только близких, но и далеких по артикуляции звуков.

Наши рекомендации