Жукову очень важно, чтобы в его поступках люди не предполагали дурных намерений.
Жестокость и подозрительность он приберегает для врагов, а друзьям он готов в любую минуту доказать свое хорошее отношение делом. Даже если его другу потребуется помощь, оказав которую, он рискует навлечь на себя серьезные неприятности, Жуков может со своей стороны предложить эквивалентную услугу, но уже без последствий для себя. (Например, если для его друга потребуется подписать гарантийное обязательство, Жуков скорее всего откажется, но взамен может одолжить крупную сумму денег на продолжительный срок.) Жуков готов помогать не только своим друзьям, но и друзьям своих друзей, разумеется, рассчитывая, что при случае люди ему отплатят тем же.
И все-таки Жукову мало быть уважаемым, важно еще и быть любимым. "Влюбиться не главное, главное — в себя влюбить".Основная проблема личных взаимоотношений Жукова как раз в том и заключается, что он далеко не всякому доказательству любви верит.
Выстраивая свои отношения относительно несколько заниженной этической самооценки, Жуков очень боится сократить психологическую дистанцию, боится, что при ближайшем рассмотрении его сочтут малопривлекательным субъектом. Такой подход к делу заставляет его действовать в этическом плане очень напряженно, противоестественно и нелогично. Часто, едва добившись расположения, он сам первый разрушает отношения (мужчины этого типа активно сокращают дистанцию физически, но не этически).
Представителям этого типа довольно трудно формировать свои личные отношения еще и потому, что, по большому счету, они имеют весьма отдаленное представление о том, как это надо делать. (В неопределенной этической ситуации чувствуют себя совершенно беспомощными и дезориентированными.)
Следуя своему правилу контроля за любой инициативой, Жуков создает себе массу этических проблем хотя бы уже тем, что не допускает свободы выбора для своего партнера (подразумевается психологически несовместимый партнер). Жуков начинает слишком сильно давить на него своим мнением, своей властью, авторитетом: он все решает за партнера, все за него продумывает, ставит его в жесткие условия, не допуская ни малейших возражений с его стороны. (Например, может сразу жестко оговорить время и продолжительность свиданий — "по вторникам и четвергам с часу до двух — иначе мне неудобно!"; может настаивать на определенных условиях встреч: "Если случайно где-нибудь встретимся, мы с тобой не знакомы. Никто не должен знать, что мы встречаемся". Причем Жуков может так поступать вовсе не потому, что он, например, женат. Но даже если он сейчас и свободен, не исключено, что в будущем он женится на ком-то другом, а сейчас он опасается, что его нынешняя связь возможно повлияет на его будущие семейные отношения. Как любой иррациональный сенсорик, Жуков развивает свою интуицию и старается быть предусмотрительным, даже в ущерб своим сиюминутным отношениям. А то, что таким поведением он глубоко обижает и разочаровывает своего партнера, — это уже второй вопрос, но именно он-то и оборачивается проблемой.)
Серьезную ошибку совершает Жуков, пытаясь взять на себя этическую инициативу. Ему мало того, что он желает быть воспринятым не таким, какой он есть, а таким, каким он хочет казаться. Он еще на этой, довольно неустойчивой основе пытается сам моделировать свои отношения. И, разумеется, хочет, чтобы они развивались именно так, как ему нужно.
Именно поэтому Жуков (особенно женщины) не прочь лишний раз повыяснять отношения. Ох, не надо бы ему этого делать! Ничего хорошего он для себя не выяснит. Ведь хорошие отношения Жукову и так ясны — он их чувствует, а плохие и выяснять незачем. Зачем ему выслушивать о себе неприятные вещи? — Ведь говорить ему о том, какой он плохой, значит, усугублять его комплексы, занижать его самооценку и превращать его в того монстра, каким ему его описывают.
Жукову нельзя давать повода осознавать себя "плохим" — ни к чему хорошему это не приведет. Нельзя его "тыкать носом" в собственные этические недостатки — это его только ожесточает.
Нельзя ему вколачивать добро с кулаками — в такое "добро" он не верит.
В силу своего пессимизма и своей слабой интуиции Жуков не принимает для себя также и идею изначального миролюбия, всеобщей доброжелательности и всеобщей любви. Жуков поверит только в то, чему сам был свидетель, и в то, что развивалось у него на глазах, а именно — в конкретные отношения с конкретным человеком, при которых он лично чувствовал себя хорошо.
Со всеми партнерами Жуков чувствует себя таким, каким его оценивают. Причем об этом ему совсем необязательно говорить открытым текстом — Жуков очень хорошо чувствует оценку партнера по взгляду, по интонации, по улыбке, по выражению лица. Поэтому своей заниженной оценкой партнер может разочаровать Жукова еще раньше, чем тот начнет разочаровывать его своим поведением. Жуков очень хорошо чувствует бесперспективность и обреченность отношений и ведет себя в соответствии с этим.
Жуков может продолжать отношения чисто физически или чисто формально, в то время как в духовном и интеллектуальном плане они для него уже давно закончились.
Демонстративно завышая свою этическую оценку, пытаясь представить себя лучше, чем он, как ему кажется, есть, Жуков пытается подсказать партнеру, как нужно с ним обращаться, как нужно формировать с ним отношения: только no-хорошему, только в самой доброжелательной форме.
Нужно с утра до вечера говорить Жукову о том, какой он добрый и хороший: это единственная возможность помочь ему справиться со своими этическими проблемами.
Именно поэтому хорошие отношения у Жукова складываются только в партнерстве с его дуалом Есениным, который, от природы будучи наделен сильной интуицией и оптимизмом, позволяет себе роскошь воспринимать людей именно такими, какими они себя преподносят. Искренне восхищаясь талантами и достоинствами Жукова, Есенин резко завышает его самооценку, чем и поднимает авторитет Жукова в его собственных глазах.
Жуков будет глубоко благодарен тому, кто убедит его в том, какой он в действительности хороший; тому, кто внушит ему, что он — самый лучший. Жуков всеми силами постарается подтвердить это мнение.
Блок СУПЕРИД * 5-я позиция * Суггестивная функция * "Интуиция времени"
Жуков со свойственным ему напором и натиском органически не переносит неопределенности.Например, когда выяснение какого-либо актуального для него вопроса затягивается на неопределенное время. В такой период он очень нервничает, переживает. Ему кажется, что вся его жизнь поставлена на карту.
Очень тяжело переживает вынужденное бездействие в период неопределенности. Очень уязвим в этот момент. Очень внушаем всякими прогнозами. Мрачных прогнозов всегда опасается. Именно поэтому многие представители этого типа склонны ко всяким суевериям, основывающимся на предсказаниях, гаданиях, приметах. Многие из них (особенно женщины) верят астрологическим прогнозам и стараются в соответствии с ними координировать свои планы и действия. Причем иногда им это даже помогает. (Особенно, когда в прогнозе говорится: "На этой неделе не нужно выяснять отношений и волноваться по пустякам, а следует жить спокойно, побольше отдыхать и заниматься своим здоровьем". Примерно то же самое скажет Жукову и его дуал Есенин, который всегда хорошо чувствует его эмоциональное состояние и всегда точно знает, что ему нужно; и даже самые мрачные новости Есенин преподносит с ободряющей улыбкой, как бы говоря о том, что все это временные неприятности и скоро пройдут.)
Жуков тяжело переносит вынужденное ожидание. Особенно ему неприятны этические отношения, вынуждающие на большой расход времени: например, когда его "динамят" или "раскручивают" на длительное и безрезультатное ухаживание. Этого Жуковы не любят и некоторые из них сразу предостерегают своих новых знакомых, чем могут для них обернуться такие "игры".
Не любит непредвиденного расхода времени. (Например, когда ему навязывают чужие проблемы, поскольку это занимает у него лишние время и силы.) Жукову вообще бывает трудно представить, каким запасом времени он располагает, как он это время может использовать, чем он может себя в это время занять. То ему кажется, что оно расходуется очень непродуктивно, и тогда Жуков уплотняет свой график, иногда ему кажется, что его время слишком перенасыщено какими-то делами, которые застряли на мертвой точке, и чтобы продвинуть их, опять же нужно время.
У Жукова постоянно возникают проблемы с распределением времени для выполнения всей необходимой работы. (Многие из представителей этого типа очень тщательно планируют свой день, стараются все намеченное выполнять, везде поспевать, никуда не опаздывать, и тем не менее постоянно возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, сдвигающие их планы то в одну, то в другую сторону.) Как любой сенсорик, Жуков стремится переделать максимум дел в единицу времени, что, разумеется, приводит к перегрузкам и перенапряжению. Но, к счастью для Жукова, у него есть такой великолепный консультант, как Есенин, превосходно разбирающийся в своевременностилюбого дела и любой работы, который всегда может напомнить Жукову, что "работа не волк, в лес не убежит", и Жуков тут же замечает, что он действительно заработался и ему пора отдохнуть.
Кроме того, Есенин всегда хорошо видит "критическое" время — время активных действий, время "решительного удара",время, когда "промедление смерти подобно".
Есенин, как никто, умеет увидеть развитие этического потенциала человека во времени. Он всегда может точно ответить на вопрос: "Чего ожидать от этого человека?", "Откровенен ли он?", "Друг он или враг?".
Во всех этих жизненно важных для себя ориентирах Жуков опирается на подсказку своего дуала Есенина.
Блок СУПЕРИД * 6-я позиция * Активационная функция * "Этика эмоций"
Подсознательно Жуков старается подчинять свои чувства рассудку (как и любой логик). Например старается, чтобы его настроение не сказывалось ни на работе, ни на его взаимоотношениях с подчиненными. Старается держать со всеми ровный, приветливый тон.
К сожалению, Жукову не всегда удается выражать свои эмоции адекватно ситуации и это ему очень затрудняет общение. Слабая и уязвимая этика отношений создает проблемы и для его этики эмоций. Например, попадая в неловкую этическую ситуацию, Жуков иногда подолгу терпит психологический дискомфорт, и из-за этого его накопившиеся эмоции с удвоенной силой изливаются в совершенно другой обстановке, в самый неподходящий момент, по другому поводу и на ни в чем не повинного человека.
Жуков очень страдает от эмоционального противоречия между тем, какимон себя ощущает и какимстарается себя преподнести. Жуков — это всегда глубокая и пылкая эмоциональность под маской суровой сдержанности и невозмутимости.
Положительные эмоции Жукова — это его глубочайшая, интимнейшая тайна, которую он и ближайшему партнеру не выдаст.
Отрицательные эмоции изливает сколько угодно, на кого угодно и при первом же удобном случае.
Положительных эмоций часто стесняется: боится показаться смешным, нелепым, слабым, зависимым, уязвимым.
За необузданные отрицательные эмоции тоже себя ругает, опасается неприятных для себя последствий, боится за свой авторитет, может сожалеть о том, что обидел человека несправедливо.
Жуков склонен к состраданию, но и самолюбование благородными порывами для него тоже очень характерно. Более того, для него гораздо важнее именно продемонстрировать свой этический потенциал: ведь так ему гораздо легче обратить внимание на свои достоинства и задать нужный тон своим отношениям. (Именно поэтому, замечание о том, что добро нужно делать недемонстративно, Жуков может воспринимать очень болезненно — как упрек в свой адрес, как критику мотивов своего поведения, как "камешек в свой огород".)
К счастью, для представителей этого типа, существует такая "этическая отдушина", как религия, поощряющая их на самые благие побуждения, активизирующая на самые положительные эмоции и позволяющая им творить добро в той форме, в какой для них это всего удобнее и естественнее. Кроме того, религия помогает им реализовать свои самые глубокие и потому еще нерастраченные чувства. Если рядом нет достойного их любви человека, то хорошо, что есть кому поверить свои самые сокровенные мысли и желания. Причем выражения своих чувств в этом случае можно и не стесняться.
Еще одна возможность не стесняться выражения своих чувств — это творчество на актерском и музыкальном поприще: здесь Жуков проявляет себя в полном блеске своей силы и своего темперамента. Хотя и актерам-представителям этого типа все же приходится себя иногда ограничивать: "Я пришла к выводу, что актер должен жить эмоционально скупо, иначе у него не хватит эмоций ни на работу, ни на жизнь" (Алиса Фрейндлих).
Жуков часто ощущает себя одиноким и непонятым человеком, поэтому стесняется проявлять свои истинные эмоции в обществе малознакомых ему людей, чаще всего он пытается подключить свое настроение к общему эмоциональному тону, но и это у него не всегда получается — нередко "фальшивит", что бывает очень заметно и не всегда приятно окружающим.
Иногда, попадая в новую компанию, Жуков часто некстати берет на себя роль "массовика-затейника" (характерно для мужчин) и не всегда удачно шутит, что приводит к очень неприятным последствиям. Бывает, что совершенно необоснованно берет на себя роль лидера и очень обижается, когда его "ставят на место": может вспылить и даже полезть в драку.
Иногда — наоборот: демонстративно не поддается общему веселью, держится обособленно, напускает на себя неприступно-невозмутимый вид, "сидит как поповна на смотринах" (характерно для женщин).
Жукову неприятно говорить о своих чувствах и переживаниях — это для него глубоко личная и интимная тема. Он не знает, как об этом сказать: боится сфальшивить, боится показаться смешным или слишком необузданным.
Действительно, любая попытка вести себя неестественно (не в соответствии со своим настроением) почти всегда оборачивается для Жукова неприятными последствиями: стоит ему слишком увлечься своей ролью, как его поведение сразу же начинает выглядеть нелепым, неуместным, а иногда и выходить за рамки приличий.
Кстати, о приличиях: с этим у Жукова нередко возникают серьезные затруднения. И не потому, что он не знает, как себя вести или недостаточно хорошо воспитан — тут как раз все обстоит благополучно. (Все, что ему нужно знать, — он всегда знает.) Но стоит Жукову хоть немного расслабиться (а в гостях это чаще всего и происходит), как он сразу же начинает "выпадать из своей роли" и очень этим обстоятельством смущаться, а следовательно, и реагировать на любые замечания очень обостренно.
Достаточно кому-либо из присутствующих неадекватно прореагировать на его шутку или высказывание, и его эмоциональность тут же переходит границы дозволенного. И если именно в этот момент Жукову напомнить о приличиях, он способен полностью потерять контроль над своими словами и поступками. (Возможно, поэтому многие Жуковы стараются не расслабляться в гостях, а предпочитают принимать их у себя дома, где чувствуют себя гораздо спокойнее и увереннее.)
Жуковы сами же страдают от собственной вспыльчивости, всегда сожалеют о своей несдержанности: о том, что наговорили сгоряча много лишнего, о том, что кого-то обидели и кто-то о них теперь плохо подумает. Многие, особенно женщины, стараются поскорее загладить свою вину. Часто подолгу ругают себя за собственный "трудный" характер, не знают, к кому бежать советоваться по этому вопросу. Понимают, что это серьезнейшая проблема их коммуникабельности.
Положение спасает присутствие дуала Жукова — Есенина, который всегда умеет задать легкий и непринужденный тон общения, умеет разрядить обстановку, умеет сгладить чью-то неловкость и переключить внимание на что-то более приятное и интересное. Есенин для каждого найдет тактичный комплимент и приветливое слово.
Только в обществе Есенина Жуков может по-настоящему расслабиться и получить нужную этическую поддержку. Рядом с Есениным Жуков буквально отдыхает душой.
Блок ИД * 7-я позиция * Наблюдательная функция * "Сенсорика ощущений"
В этом аспекте наблюдаются некоторые различия между мужчинами и женщинами, представляющими этот тип.
Мужчина-Жуков вынослив и непривередлив; не тратит время на создание особого уюта. Старается, чтобы в его комнате было более-менее чисто, вещи — на своих местах, пища — питательная и здоровая. И этого ему вполне достаточно.
Одевается удобно и неброско. Придерживается определенного нейтрального стиля, не подверженного колебаниям моды. (В последние годы в России сложился новый стиль представителей этого типа — стиль "нового русского": малиновый пиджак, гладко зачесанные волосы, радиотелефон, "мерседес" последней марки и т. д.)
Иное дело женщины-Жуковы: расходуют массу сил, времени и внимания на создание домашнего уюта. В доме неукоснительно поддерживается образцовый порядок (особенно к приходу гостей). Все "намыто-наглажено", все "блестит". Добротная мебель "под старину", множество декоративных дополнений — фарфор-хрусталь, салфеточки-занавесочки, большие картины на стенах, большие "фикусы" в кадках — словом, все как "у людей", все как полагается. Великолепно готовят, прекрасно пекут, обожают заготавливать соленья и варенья впрок. (У многих свои дачные участки, где они проводят все выходные.) Рукодельницы и "на все руки умелицы". Сами себе шьют, следят за модой, но и придерживаются собственного стиля, отдают предпочтение ярким, но благородным тонам. Любят музыку, искусство. Женщина-Жуков — это всегда и "добрая работница и петь-плясать охотница".
"Жуковская" эстетика ярче всего проявляется в национальном русском фольклоре. Это всегда добротно сработанное и нарядно-вычурное декоративно-прикладное искусство, ярко расцвеченное, богато отделанное золотом.
Это и своеобразный песенный фольклор, где особое место уделяется "наболевшим" этическим проблемам, современный "городской романс", где проходит тема "любви-злодейки" и "бедовой девчоночки", которая вроде бы и всем хороша, а вот в любви не везет. Жуковы не умеют говорить о любви, но они не могут о ней не петь.
Женщина-Жуков — это та, что "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Способна на исключительное самопожертвование. Проявляет чудеса выносливости и терпения. Способна день-деньской тянуть свою "лямку" безропотно и ни на что не жалуясь. Не любит ныть, не любит болеть, не любит раскисать. (Во время болезни Жукову особенно трудно общаться, он сам пугается собственного недомогания и собственной слабости — ему кажется, что он теперь таким навсегда и останется.) Всегда старается быть бодрым, энергичным, подтянутым, чего бы ему это ни стоило.
Блок ИД * 8-я позиция * Демонстративная функция * "Деловая логика"
Жуков — самый практичный из всех типов личности. Любое свое действие стремится объяснить соображениями целесообразности. "Я никогда не делаю бесполезных вещей" (Бонапарт).
Демонстративно практичен. Никто лучше и точнее Жукова не умеет оценивать товарные качества вещей, никто лучше его не увидит их достоинств и недостатков. Жуков обладает самой лучшей памятью на "товарные" качества предмета — его цену, форму, цвет, запах, вкус и т. д.
Невозможно заставить Жукова заплатить за вещь больше, чем она того стоит. Более того, Жуков никогда не позволит себя "раскрутить" на лишние, в его понимании, расходы. Никогда не сделает невыгодных приобретений.
Независимо от уровня доходов Жуков всегда живет в ладу со своим бюджетом, из-за чего иногда производит впечатление человека обеспеченного, но "прижимистого". Очень экономно ведет хозяйство, старается, чтобы оно было "безотходным", чтобы ничего лишнего не выбрасывалось. (Например, хозяйка-Жуков может собирать оставшиеся кусочки мыла, чтобы использовать их в стирке наряду со стиральным порошком. Хозяйка-Жуков может попытаться найти способ использовать одноразовую вещь вторично, а если это не получится, все равно найдет ей какое-нибудь применение в хозяйстве.) О том, чтобы выбрасывать продукты, Жуков и помыслить не может! Жуков покупает продукты по самой дешевой цене и только такие, которые употребляются в пищу с минимальным количеством отходов.
Очень бережно относится к своим вещам, подолгу и аккуратно носит одежду, строго разделяя ее на домашнюю и выходную. Нарядная и добротная одежда "на выход"; простенькая, но практичная — "для дома".
Жуков умеет и любит работать. Старается в любом деле достичь самой высокой квалификации, выполняет работу очень быстро и качественно. "Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать" (Бонапарт).
Любит продемонстрировать свое умение всегда действовать точно и сообразно обстоятельствам. Жуков — это тот, который всегда знает "как надо".
Давая какое-либо поручение или задание, всегдапредельно четко его объясняет.Если сотрудник не все понимает с одного раза, будет объяснять столько, сколько нужно, до тех пор, пока его не поймут (подсознательный расчет на слабую деловую логику Есенина). Не позволит поступить наперекор своим объяснениям. Очень обижается, если к нему лишний раз не обращаются за объяснениями. Воспринимает это как заниженную оценку, вынесенную его деловым качествам.
Жукову очень важно, чтобы хвалили его работу и ставили в пример другим. Иногда ему кажется, что он только для этого и работает.
При том, что Жуков терпеть не может разгильдяйства и халатности, он способен снисходительно относиться к ошибкам своих служащих, при условии, что они проявляют в работе усердие или хотя бы видимость его. (Этим Жуков помогает своему дуалу Есенину проявить хотя бы видимость деловой инициативы, хоть как-то реализовать свои деловые качества.)
Когда Жуков предполагает добиться чьего-либо расположения, он не дожидается, пока его попросят о помощи — он сам с готовностью предлагает свои услуги. (Образец "жуковской услужливости" — персонаж, сыгранный Татьяной Догилевой в фильме "Блондинка за углом": "Нужен абонементик в бассейн? — нет проблем!", "Нужен импортный гарнитур? — нет проблем!" У Жукова всегда найдется "нужный человек", который может все это устроить.)
Жуков обожает решать бытовые проблемы людей, чью благодарность и дружбу он хотел бы заслужить. Ему очень нравится выглядеть человеком, у которого "все схвачено". Будучи сориентированным на слабую деловую логику Есенина, Жуков полагает, что лучший способ завоевать доверие и любовь человека — это предложить ему самую действенную помощь в решении его конкретных бытовых проблем.
Поэтому, если услужливость Жукова кому-то кажется слишком навязчивой или не совсем правильно воспринимается окружающими, он всегда это очень болезненно переживает и считает это своим очередным этическим промахом. (Поэтому искренне жаль "блондинку" Татьяны Догилевой, чьи деловые качества так и остались недооцененными и нереализованными.)
Есенин — единственный из всех типов личности, кто с восторгом и глубокой признательностью воспримет щедрую и искреннюю заботу Жукова;кто никогда не перестает восхищаться его деловыми качествами и его самоотверженным трудом.
Интуитивно-этический интроверт ("Есенин").
Представители типа:
Вольфганг Амадей Моцарт, П.И. Чайковский, Сергей Есенин, Жан-Жак Руссо, Джером К. Джером, Николай II, Николай Бухарин, Юрий Гагарин, Ясир Арафат, Ицхак Рабин, Марчелло Мастроянни, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Папанов, Ия Савина, Валерий Золотухин, Лидия Иванова, Елена Яковлева, Елена Соловей, Савелий Крамаров, Надежда Румянцева, Рина Зеленая, Клара Новикова, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Валерий Меладзе
Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Интуиция времени"
Романтик и мечтатель. Время для него — это пластичный творческий материал, который можно "сжать" или "растянуть" по своему усмотрению. Есенин может остановить мгновение, потому что оно "прекрасно", и любоваться им столько, сколько ему захочется.
Есенин очень ценит свое время, особенно время своего приятного досуга и удовольствий. Время, проведенное недостаточно приятно и интересно, — это не просто потерянное время, это, в его понимании, некая досадная оплошность, которую надо по возможности не допускать.
Любит жить по свободному графику, ему удобнее распоряжаться временем спонтанно. Очень переживает, если его приятные планы по чьей-либо вине реализуются не так, как ему хотелось бы. Если, не дай Бог, его не пригласили на праздник или в чем-нибудь ограничили его "веселье" — это уже повод для серьезного раздражения. Но еще болезненнее им переносится крушение глобальных позитивных планов: например, когда рушатся его расчеты и не оправдываются его надежды, когда близкая и желанная цель оказывается вдруг далекой и недостижимой, когда кто-либо отказывает ему в своей поддержке, в своем покровительстве и вытряхивает его из-под своего "крыла" — все это для Есенина тяжелейшие удары судьбы, с которыми он никак не может примириться и которых он постарается всеми силами не допускать (и в большинстве случаев — не допускает).
Несмотря на кажущееся отстраненно-мечтательное отношение к жизни, Есенин способен достаточно реалистично оценивать окружающие его явления. Он умеет предвидеть нежелательное для себя развитие событий, умеет отвести от себя удар, умеет "заморозить" этот удар во времени и тем самым приглушить его силу. Умеет оттянуть время решающего объяснения и время назревающего конфликта. Он изменит тактику и постарается взять ситуацию в свои руки так, чтобы успеть подготовиться к неприятному для себя исходу (например, найдет себе другое "крыло" или другой источник доходов).
Есенин задает темпы развития отношений сообразно собственным интересами собственным перспективным планам.
Есенин "дирижирует" временем — и своим собственным, и чужим. Он всехподчиняет своим темпам — всех втягивает в свой жизненный ритм. Если ему лично некуда спешить, то и его собеседник никуда спешить не будет: он просто увязнет в навязанном ему медленном темпе. Есенин — как та фея из сказки, которая способна превратить жизнь любого человека в "сладкий сон", причем, "проснувшись", человек может почувствовать себя отброшенным во времени далеко назад, с сознанием непоправимо упущенных возможностей. Есенин — хороший партнер только тому, кто постоянно продвигается вперед, к намеченным целям— именно таковым является его дуал Жуков.
Есенина раздражает, когда не подчиняются его "дирижерским" указаниям. Особенно, когда наступает "критический момент", который он всегда хорошо видит: тут он любого "пробудит от спячки" и заставит действовать, особенно если это и в его интересах.
У Есенина всегда есть ровно столько времени, сколько ему нужно. Он не ставит перед собой непосильных задач и нереальных целей, его день не перегружен делами. Он всегда успевает туда, куда ему нужно.
Не любит жестко планировать свой день, не любит быть в плену у собственных планов — ни ближайших, ни далеких.
Есенину совсем не обязательно быть пунктуальным, особенно если ему это не нужно, но он может без труда приходить вовремя, если только пожелает.
Время Есенина служит только его интересам. Он умеет "пересидеть" смутное время в какой-нибудь "тихой гавани" или устроить себе "инкубационный период" под чьим-нибудь "крылом" (теплее всего Есенин себя чувствует под "крылом" своего дуала Жукова).
Есенин часто производит впечатление человека, которому удача "сама идет в руки". Благодаря своей исключительной интуиции, он никогда не упустит время "подловить" свой шанс — качество, которому многие завидуют и благодаря которому представителям этого типа удается очень неплохо устроиться в жизни.
Всегда в курсе всех событий, всех новостей. Всегда знает направление общественного мнения, знает, "в какую сторону ветер дует». Все новые веяния, все новые направления — все это ему известно.
Не верит в стабильность неприятностей — знает, что они преходящи. Всегда радуется наступлению критического момента. Поэтому даже о самых, казалось бы, мрачных событиях Есенин сообщает с улыбкой. Всегда надеется и очень много ожидает от перемен, наступающих после кризиса. Старается их выгодно для себя использовать.
Отчаянно сопротивляется, когда ему навязывают вынужденную, нецелесообразную, в его понимании, трату времени. Всегда старается доказать ненужность этой траты времени. Переубедить его бывает очень трудно, иногда — бесполезно, потому что в этом случае он склонен поступать только по-своему. (Известен пример, когда аккомпаниатор-Есенин во время спектакля самовольно "сократил" музыкальный проигрыш, что было неприятным сюрпризом и для исполнителей и для режиссера: просто ему показалось, что время спектакля слишком затягивается.)
Время Есенина всегда принадлежит только ему. Даже рабочее время Есенин считает своим собственным: хочет — работает, хочет — отвлекается на какие-то свои личные дела или разговоры. Есенин очень ценит свое время, и даже если уделяет его другим, рассматривает это как щедрый подарок со своей стороны, за который ему должны быть благодарны.
Блок ЭГО * 2-я позиция * Творческая функция * "Этика эмоций"
Второй своей ценностью, которой он щедро одаривает окружающих, Есенин считает умение создавать приятное настроение и доставлять удовольствие своим обществом.
Ко всем наблюдаемым явлениям Есенин постоянно проявляет чрезвычайно живое эмоциональное отношение. Казалось бы, не существует в природе такого объекта, субъекта или события, которое бы оставило его равнодушным.
Это качество необычайно располагает к нему людей. Кажется немыслимым оттолкнуть человека, который так искренне восхищается всем, что в тебе есть хорошего, который видит в тебе столько интересного, сколько раньше тебе самому и не представлялось.
А как он умеет слушать, восторженно глядя в глаза собеседнику, так, что кажется ничего в своей жизни мудрее не слышал!
А его милая, добрая, скромная улыбка — как "солнечный зайчик" на лице. Иногда мечтательная, иногда лукавая, но такая доброжелательная, оптимистичная и ободряющая.
Настроение Есенина — тоже, как солнечный лучик: приветливый, уступчивый, ласковый, беззаботно-веселый, в романтическо мечтательном состоянии души, он фантазирует на какую-нибудь отвлеченную тему, и весь мир как будто окрашивается яркими красками, наполняется солнечным светом и "сверкает росой". Блаженное, как сладкий дурман состояние, сказочный сон, который хочется продлевать до бесконечности, но который закончится именно тогда, когда Есенин сочтет нужным его оборвать.
Есенин не любит, когда какой-то внешний раздражитель разрушает его миражно-воздушную гармонию — в такую минуту он чувствует себя художником загубленного творения.
(Было бы неправильным воспринимать Есенина как некую дурман-траву, призванную задурить голову или усыпить бдительность всех окружающих его людей. Вовсе нет! Первейшая его психологическая задача заключается в том, чтобы максимально расслабить своего дуала Жукова, вечно напряженного и склонного к перегрузкам.)
Есенин — художник настроения: какую "картину" нарисует — так тому и быть. Настроение — инструмент его воздействия на окружение. Настроением он может "одарить", а может и наказать. В его понимании, настроение — это всегда нечто материальное, это своего рода произведение искусства.
В случае, когда созданное им настроение "безмятежного покоя" не оценивается и должным образом не вознаграждается, Есенин считает нужным "нарисовать другую картинку", в других эмоциональных красках, но не менее ярких и насыщенных. (Настроение для Есенина — это еще и способ манипулировать окружением.)
Мало кто умеет так творчески скандалить, как Есенин. Причем время и сила эмоционального воздействия рассчитываются с исключительной точностью — ровно столько, чтобы партнер сумел усвоить полученный урок, сделать вывод из собственных ошибок и постараться как можно скорее их исправить, с тем чтобы не повторять впредь.
Опять же, эта болезненная этическая манипуляция психологически рассчитана только на Жукова, на его инертную эмоциональность и несколько неуклюжую этику. Но то, что для Жукова не более, чем эффективный способ эмоциональной активации, для других (особенно эмоционально ранимых типов личности) может обернуться совершенно нестерпимой пыткой.
В общении Есенин берет довольно близкую психологическую дистанцию, вследствие чего может ощущать себя слишком уязвимым и слишком зависимым от партнера. Поэтому есенинские скандалы — это не более чем вынужденная мера, цель которой, с одной стороны, отрегулировать психологическую дистанцию, с другой — привлечь внимание к своим проблемам и выразить свои требования в той форме, в какой они удобнее всего воспринимаются его дуалом.Есенин не способен говорить о своих проблемах "деловым тоном" — это в его понимании слишком грубо и бестактно: ведь он сориентирован на уязвимую эмоциональность и демонстративную прагматичность Жукова. Поэтому считает, что достаточно тонкого и тактичного полунамека, чтобы партнер его правильно понял и сам предложил свои услуги.
Есенин чувствует себя очень неловко, когда заданный им эмоциональный тон не находит должного отклика и поддержки у окружающих: у Есенина начинаются резкие перепады настроения, которые также выливаются в скандал.
Есенин очень легко умеет настроиться на собеседника, почувствовать его. И если у него почему-либо не налаживается контакт, это его всегда настораживает: Есенин начинает размышлять, по каким таким причинам его "не подпускают", возможно этот человек не так прост, как кажется, или может быть даже опасен (срабатывает его "отрицательная интуиция времени" — стремление уйти от опасности).
Выставляя эмоциональную оценку этическим качествам окружающих, Есенин делает это сообразно своему настроению: находясь в хорошем расположении духа, восторгается теми, кто ему симпатичен, в плохом — "перемывает косточки" всем остальным. В состоянии раздражения у него возникает непреодолимое желание говорить "в лицо" самые вздорные и неприятные вещи.
Периодически Есенин может проявлять себя как зачинщик конфликтов — способ, необходимый ему для выяснения собственного положения в системе отношений.
Вся многообразная гамма чувств и настроений Есенина — это не только его "художественная палитра", это еще и его "инструментарий", и его "оружейный склад".
Есенин