Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно “тюкают” дочь в ее недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка‑подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у нее сохранится, а, став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

Упасть без чужой помощи легко. Трудней подняться.

Д.Е.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как “дурак”, “оболтус”, “бездельник”, “бездарь” и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его “размазней” и “бабой в юбке”. А сыну она говорила, что он ‑ “копия отца”, такой же “никчемный недотепа”.

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался ее слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили.

Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из‑за насмешек сверстников, например, из‑за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего‑то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой‑то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, ‑ то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Стоят две проститутки на панели, одна говорит другой:

‑ Я мужиков определяю так ‑ чем больше размер ноги, тем больше у него член.

Идет вторая проститутка и видит пацана 14 лет с 48 размером ноги, подбегает, раздевается. Ну, пацан не долго думая засандалил. Проститутка покряхтела и говорит:

‑ Уф, мальчик, а тебе ботиночки не жмут?

Анекдот

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов ‑ низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили “маменькиным сынком”, никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть “семи пядей во лбу”. Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, ‑ растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве “отрицательного примера”, ‑ и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки ‑ зачем стараться, если все считают его “глупым” и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и “ярлыки”, ‑ больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по‑прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Наши рекомендации