Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Изучение эмоционального интеллекта берет официальное начало в 1937 году, когда, приближаясь в нашей теме, потомственный психолог, ученик своего отца[2], Роберт Торндайк издал работу о социальном интеллекте с одноименным названием. В 1940 году выдающийся психолог Дэвид Векслер (тоже бывший студентом Торндайка-отца) открыл следующий этап статьей, посвященной интеллектуальным и неинтеллектуальным компонентам. Он указал, что неинтеллектуальные компоненты даже более важны для социальной адаптации, нежели интеллектуальные. Именно с них начиналось серьезное изучение этого явление. Важной вехой стали также 1983 год, когда Говард Гарднер написал о множественном интеллекте, и 1990-й, когда американские психологи Джон Мейер и Питер Сэловей ввели сам термин «эмоциональный интеллект» и начали исследовательскую программу по его измерению. Обязательно назовем и книгу Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая вышла в 1995 году и стала классической: несмотря на то что сам термин – не его идея, именно он популяризовал понятие эмоционального интеллекта.

Мейеру и Сэловею мы обязаны определением эмоционального интеллекта. Ученые описывали его, исходя из составных его частей.

Эмоциональный интеллект – это совокупность четырех навыков, среди которых:

● точность оценки и выражения эмоций – это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Сюда же относится способность выражать свои эмоции и связанные с ними потребности другим людям;

● использование эмоций в мыслительной деятельности – это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Многие проблемы человека идут от того, что он не умеет управлять своими эмоциями, не понимает их и не способен контролировать. Если у него есть такое умение, он обретает бесценный дар – способность вставать на позицию другого, смотреть на себя со стороны, оценивать ситуацию с разных точек зрения. Все это – умение видеть мир под разным углом. Такое умение крайне продуктивно, потому что позволяет регулировать взаимоотношения и находить решения актуальных проблем;

● понимание эмоций – это умение определить источник эмоций, классифицировать их, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой. Сюда же исследователи относят возможное дальнейшее развитие эмоции;

● управление эмоциями – это умение использовать информацию, которую они дают, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Эмоциональный интеллект, к счастью, можно развить. Это не то, что дается нам от рождения и на всю жизнь. Хотя, например, Дж. Мейер верит, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, ибо, по его мнению, это как раз и есть данность. И то он допускает, что путем тренировок можно повысить уровень эмоциональной компетентности – способности распознавать свои чувства и чувства других людей с целями самомотивации и управления своими эмоциями.

Среди его оппонентов мы видим весьма авторитетного Д. Гоулмана, настоящего титана в изучении эмоционального интеллекта. Гоулман полагает, что эмоциональный интеллект развивать можно, потому что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Методы развития эмоционального интеллекта могут быть самыми разными, и среди них каждый найдет себе как минимум один наиболее подходящий: это и семейное воспитание, и отношения в обществе, и близкие отношения с противоположным полом, да и просто сам жизненный опыт, который, как известно, лучший учитель.

Когда исследования эмоционального интеллекта стали широкодоступны, они оказались тем самым недостающим звеном в специфическом вопросе: почему люди со средними показателями интеллекта (IQ) на семьдесят процентов времени опережают в работе конкурентов с самыми высокими показателями интеллекта. Эта неувязка бросала густую тень на то, что люди всегда принимали за единственный источник успеха: интеллект. Десятилетия исследования теперь указывают на эмоциональную составляющую интеллекта как на решающий фактор.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность.

Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Личная компетентность – способность человека осознавать свои эмоции и управлять своим поведением и склонностями. К ней относятся два навыка:

● самосознание – способность точно чувствовать собственные эмоции и отслеживать их появление и развитие. Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;

● самоуправление – способность использовать понимание своих эмоций, чтобы оставаться гибким и положительно направлять свое поведение. Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями (здоровыми способами!), брать инициативу, выполнять обязательства и приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность – это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:

● социальное понимание – способность точно подмечать эмоции других людей и понимать, что действительно происходит. Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;

● управление отношениями – способность использовать понимание своих и чужих эмоций, чтобы успешно управлять взаимодействиями с другими людьми. Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций.

Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта (IQ) и индивидуальность – это разные вещи. Эмоциональный интеллект – это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе – это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект – это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним.

Индивидуальность – последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность – результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность – каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром.

Эмоциональный интеллект затрагивает:

● наш успех на работе. Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением (а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий). EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;

● физическое здоровье. Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни – от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта – это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;

● умственное здоровье. Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;

● отношения. Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди. Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни.

Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе . Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он – это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект – самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах. Пятьдесят восемь процентов – задумайтесь, это больше половины! И получается, что на такие важнейшие факторы, как IQ, профильное образование, прежний опыт и пр. приходится даже меньше половины заслуг!

Наш эмоциональный интеллект – основа для приобретения важнейших навыков. Он воздействует на большую часть того, что мы говорим и делаем каждый день. Эмоциональный интеллект – самый значительный критерий успеха на рабочем месте, а для тех, кто целится на высокое положение, – это наиболее важный фактор лидерства и личного превосходства.

Среди участников исследования были руководители, в том числе крупных международных компаний; выяснилось, что девяносто процентов из них имеют очень высокий уровень эмоционального интеллекта. При этом среди сотрудников, занимающих низовые позиции, только двадцать процентов обладают сильно развитым эмоциональным интеллектом, – а это значит, что рано или поздно они займут куда более высокое положение. Если остальные разовьют свой эмоциональный интеллект, их возможности тоже заметно улучшатся. Вы можете быть главным лицом в компании, не обладая эмоциональным интеллектом, но шансы на это невелики.

Естественно, люди с высокой степенью эмоционального интеллекта зарабатывают больше денег, чем люди с низким EQ. Связь между эмоциональным интеллектом и доходом настолько прямая, что каждый пункт эмоционального интеллекта добавляет два процента к ежегодной зарплате. Конечно, два процента – это немного, но это – за каждый пункт! Полученные данные сохраняются для работающих во всех отраслях промышленности, на всех уровнях, в каждой области мира. До сих пор эксперты не нашли сферу деятельности, в которой успех и зарплата не были бы близко связаны с эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект может быть развит. Это, безусловно, самое обнадеживающее его свойство. Сообщение между нашими эмоциональными и рациональными «мозгами» – физический источник эмоционального интеллекта. Тропа для эмоционального интеллекта начинается в мозге; когда с нами происходит какое-то событие, наши первичные чувства возникают здесь и через лимбическую систему прорываются на передовую мозга прежде, чем мы сможем рационально подумать о случившемся. Так, мы имеем эмоциональную реакцию на события прежде, чем разум оказывается в состоянии их осмыслить. Эмоциональный интеллект поэтому требует эффективной коммуникации между рациональными и эмоциональными центрами мозга.

Есть такой термин – «пластичность». Неврологи используют его, чтобы описать способность мозга к изменениям. Мозг выращивает новые связи, в то время как мы осваиваем новые навыки. Изменения постепенны и происходят потому, что клетки мозга развивают новые связи, чтобы ускорить эффективность новых приобретенных навыков. Использование стратегий развития эмоционального интеллекта позволяет миллиардам микроскопических нейронов, которыми вымощена дорога между рациональным и эмоциональным центрами мозга, «тянуть ветви», чтобы дотянуться до других клеток. Одна клетка может вырастить пятнадцать тысяч связей с соседями. Когда мы тренируем свой мозг, постоянно используя новые стратегии эмоционального интеллекта, эмоционально интеллектуальное поведение становится привычкой.

Откуда появились эмоции

Если несколько страниц назад мы вспомнили Дарвина, то забыть про эволюцию просто не имеем права. В плане эволюции истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости. Но истинные эмоции связаны с развитием особых структур мозга, прежде всего – лимбических образований (о которых мы тоже поговорим в специальном разделе). Именно благодаря этим образованиям произошел переход активного характера поведения на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания (то есть эмоции) собственного состояния как побудительную и движущую силу поведения.

Первая физиологическая теория возникновения эмоций – это так называемая периферическая теория . Предложили ее У. Джеймс и К. Ланге в 80-х годах позапрошлого века. По их мнению, эмоции – это следствие изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, а вызываются эти изменения соответствующими стимулами.

Эта теория имеет право на существование, но применяют ее в основном для объяснения эмоций, которые вызваны физическим состоянием организма (например, человек болен и, как следствие, переживает, испытывая самые разные отрицательные эмоции). Но для объяснения эмоций высшего уровня эта теория не подходит, потому что невозможно объяснить социальные или эстетические эмоции изменениями во внутренних органах. Если и можно, то лишь с большой натяжкой, вроде структурных изменениях в головном мозге, которые ведут к психопатологиям и, соответственно, неким социальным (или антисоциальным) ощущениям. Но это на самом деле и натяжка, и патология.

В первой трети ХХ века была выдвинута так называемая центральная (или таламическая) теория У. Кеннона и Ф. Барда. Теория эта основывается на том, что в определенной структуре мозга – таламусе – формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются реакции на периферии мозга, характерные для той или иной эмоции. Вслед за этим Дж. У. Пейпс выдвинул свою теорию (теорию Пейпса ), которая главную роль в формировании эмоций отводит лимбическим структурам мозга. Так как мы ранее уже упомянули про лимбическую систему и пообещали посвятить ей особый раздел, то вы догадываетесь, что именно этот ученый подошел к разгадке вплотную. По его теории, эмоциональные возбуждения возникают к гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Так получается круг Пейпса (рис. 1) – поле эмоциональных переживаний. По мнению Пейпса, распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий и создает эмоциональную окраску психических процессов.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума - student2.ru

Рис. 1. Круг Пейпса

Мы говорили о том, что эмоции необходимы нам, чтобы жить и адаптироваться в обществе. Эту идею активно развивал в середине ХХ века физиолог Петр Кузьмич Анохин. Он разработал биологическую теорию , которая основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Эмоция оказалась полезной для выживаемости и позволила живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в том числе повреждающих, факторов. Они производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Эмоции, по сути, отслеживают меняющуюся обстановку и таким образом помогают организму выработать ответную реакцию. Часто такая реакция вырабатывается молниеносно.

Нам интересна еще одна теория, авторство которой также принадлежит нашему соотечественнику, Павлу Васильевич Симонову. Его информационная теория предполагает, что эмоциональное состояние организма обуславливается двумя факторами: с одной стороны, отрицательными эмоциями, которые сопровождают исходные потребности организма, и с другой стороны – вероятным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей. Оценка мозгом двух важнейших факторов – потребности и вероятности ее удовлетворения – может быть необходимым и достаточным условием для появления спектра эмоций.

Эмоции и мозг

Если эмоции появляются в ответ на внешний раздражитель, то возникает закономерный вопрос: где они появляются? Есть определенные физиологические механизмы, знание которых помогает нам понять, откуда берутся наши эмоциональные реакции.

Метод самораздражения позволил объективизировать эмоциональные ощущения у животных. Началось все с 1954 года, когда двое исследователей Университета Мак-Гилла, Дж. Олдс и П. Милнер, готовились провести электрическую стимуляцию ретикулярной формации ствола мозга крыс во время обучения этих животных решению задач. Ученые вживили электроды в те зоны мозга животных, которые наиболее подходили для выполнения поставленной задачи. В предварительных опытах исследователи заметили, что при включении электрического импульса крыса постоянно убегала в определенное место. Чем чаще они наблюдали такой эффект, тем больше он их интриговал. Поэтому они приняли решение автоматизировать методику, чтобы подробно изучить это «принудительное повторение». Они изменили ситуацию так, что крыса могла обнаружить в углу клетки педаль, нажатие на которую включало импульс тока, раздражающего мозг. Крыса быстро научилась находить педаль и нажимать на нее. Вот так и появилась методика самораздражения мозга.

На этом, однако, история не закончилась. Джеймс Олдс составил карты участков мозга, от которых мог быть получен этот эффект. Техника не дала ожидаемых результатов – место расположения стимулирующего электрода оказалось далеко впереди от намеченного. Но по счастливой случайности был обнаружен участок мозга (медиальный переднемозговой пучок в области перегородки), который оказался одной из главных зон для получения этого эффекта. Остальная часть системы самораздражения простирается назад от этой зоны и включает области ствола мозга.

Эксперименты с использованием техники самораздражения продемонстрировали возможность формирования влечений к повторению электрической стимуляции лимбических структур у животных различных видов (рептилий, птиц и млекопитающих). Такое влечение часто довольно сильно и заставляет животных преодолевать значительные препятствия ради получения эффекта самораздражения. Зоны самостимуляции рассматриваются как центры положительных эмоций. Они широко представлены в области латерального гипоталамуса (части гипоталамуса), ретикулярной формации среднего мозга, в области перегородки, миндалине, гиппокампе и других лимбических образованиях. В коре мозга таких зон значительно меньше.

Раздражение некоторых структур мозга вызывает у животных выраженные реакции избегания. Эти зоны мозга принято считать зонами отрицательных эмоций (или отрицательными эмоциогенными зонами). Их стимуляция вызывает крайне негативное отношение к окружающей обстановке, в которой осуществлялось раздражение. Поэтому не только животные боятся заново входить в ветеринарный кабинет, где им однажды сделали больно, но и человек испытывает самые неприятные эмоции, входя в помещение, связанное с каким-то травмирующим событием. Зоны, раздражение которых вызывает отчетливые отрицательные эмоциональные реакции, располагаются также в области гипоталамуса, в центральной части ретикулярной формации среднего мозга и перегородки, а также в миндалине.

Часто люди, узнавая, что отрицательные эмоции рождаются не просто «в голове», а в четко определенных мозговых структурах, предаются размышлениям о возможности усовершенствования человека: а что, если удалить эти структуры из мозга? Тогда ведь негативу неоткуда будет браться, и мы больше не почувствуем обиды, неверия, сомнения, неудовлетворенности – разве не так?

Конечно же, этим вопросом ученые уже задавались. Реакции при отсутствии объективных критериев, вызывающих эмоции, У. Кеннон называл ложными эмоциональными реакциями . Такие реакции наблюдаются при удалении миндалины и гиппокампа, а ярость – при удалении коры больших полушарий. Иными словами, формула «нет области мозга – нет проблемы» не работает. Эмоции остаются. Ф. Гольтц в 1982 году наблюдал за собаками, у которых была удалена кора больших полушарий. Собаки злобно реагировали на любые внешние раздражения. При этом ярость охватывала их до такой степени, что они теряли способности адекватно оценивать раздражитель; их реакция была чрезмерной, и даже собаки, которые до операции были дружелюбными, после нее нападали на своих хозяев.

Двое других ученых, Х. Клювер и П. Бьюси, выяснили, что у обезьян после удаления височных областей коры развился синдром (названный по имени исследователей синдромом Клювера – Бьюси): на этих животных продолжали действовать раздражители, но они перестали оценивать их биологическую значимость. Они не могли видеть опасность в том, что должно было вызвать тревогу; например, они могли съесть совершенно несъедобный предмет или продолжали хватать зажженную спичку даже после того, как обжигались. Они полностью утратили чувство страха, но это не то состояние, которое называется бесстрашием; напротив, животные стали ручными, начали доверять абсолютно каждому (даже тому, кто раньше не вызвал бы у них доверия). В дополнение к этому в своей стае эти животные стали дезадаптированы, иными словами, неприспособленными к обществу себе подобных и в результате потеряли положение в стае. Исследователи доказали, что во всех случаях повреждения коры больших полушарий головного мозга эмоциональные реакции приобретают извращенный характер.

Наши рекомендации