Показатели Т-критерия Вилкоксона у педагогов по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» в контрольной группе

уровень самооценки Tэмп

По всем показателям данной методики мы не выявили значимые разности (сдвиги) в контрольной группе педагогов в уровне самооценки, т.к. программа тренинга по развитию профессионального самосознания с ними не проводилась.

Следовательно, нами выявлены статистически достоверные сдвиги в уровне самооценки и успешности в своей профессиональной деятельности у педагогов в экспериментальной группе, т.к. с ними мы проводили программу тренинга по развитию профессионального самосознания, а в контрольной же группе педагогов каких-либо значимых сдвигов нет, ведь данная программа с ними проведена не была.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что самооценка действительно оказывает влияние на успешность в профессиональной деятельности у педагогов, а именно успешные педагоги в своей профессиональной деятельности обладают достаточно высоким уровнем самооценки.

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что если будут учитываться факторы коррекции самооценки, то будет осуществлена успешная профессиональная деятельности

Выводы по II главе

В ходе экспериментального исследования по проблеме влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности преподавателя, мы сделали следующие выводы:

1. На констатирующем этапе исследования мы выявили, что педагоги, как в экспериментальной, так и в контрольной группе отличаются низким уровнем самооценки, они негативно оценивают себя и свои качества, безвольны, несколько пассивны, не успешны в своей профессиональной деятельности, у них отсутствует педагогический такт, деликатность в общении, не анализируют причины поступков и поведения обучающихся.

2. На формирующем этапе эксперимента была разработана программа тренинга по развитию профессионального самосознания преподавателей, как фактора повышения успешности его профессиональной деятельности и апробирована с педагогами в экспериментальной группе. Данный тренинг-марафон состоял из 3 занятий, которые проводились 1 раз в неделю по субботам в течение 6 часов, с 10 и 30 минутными перерывами.

3. На контрольном этапе мы провели итоговую диагностику и выявили, что после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания педагоги в экспериментальной группе отличаются средним уровнем самооценки, успешностью в своей профессиональной деятельности, они сохраняют самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрукой, тогда как педагоги в контрольной группе характеризуются также, как и на констатирующем этапе исследования, а именно низким уровнем успешности в своей профессиональной деятельности и низким уровнем самооценки, так как данную программу мы с ними не проводили, что и было подтверждено статистическими t – критерием Стьюдента и Т – критерием Вилкоксона.

4. Поставленная нами гипотеза о том, что если будут учитываться факторы коррекции самооценки, то будет осуществлена успешная профессиональная деятельности

Заключение

Целью было теоретически доказать и экспериментально выяснить связь уровня самомнения на успешную профессиональную деятельность преподавателя.

Так вот, в процессе работы над теоретическим изучением воздействия самомнения на уровень успешности профессиональной деятельности преподавателя, анализируя всевозможные источники информации, мы пришли к выводу, собственно, что самомнение оказывает конкретное воздействие на удачливость профессиональной деятельности: все авторы единогласны во мнении неблагоприятного воздействия пониженной и сильно завышенной самооценки на успешность деятельности преподавателя.

Спланировав и организовав экспериментальное исследование, мы апробировали в нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной либо высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешна.

Из всех членов экспериментального изучения мы отобрали успешных и неуспешных в профессиональной деятельности преподавателей, тем самым, реализовав выполнение одной из поставленных нами задач.

Проанализировав информацию, полученную при помощи выработанных нами критериев отбора, мы пришли к тому, что:

Результаты группы успешных в профессиональной деятельности преподавателей имеют определённую стабильность: мы не видели ни заниженных, ни предельно завышенных оценок. Уровень самооценки в данной группе практически одинаков и является средним, в то же время граничащим с завышенной самооценкой в обеих методиках, использованных в нашем исследовании (м. Дембо-Рубинштейн и м. Будасси). У неуспешных в профессиональной деятельности преподавателей мы, напротив, выявили, что разброс их значений хаотичнее, нежели у преподавателей, чья профессиональная деятельность успешна. Здесь мы можем встретить как нереалистично заниженные, так и нереалистично завышенные показатели по уровню самооценки, чего мы ни в коей мере не наблюдали в предыдущей группе испытуемых;

Группе преподавателей, успешных в профессиональной деятельности, в целом присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения, причём адекватный результат наблюдается по всем шкалам методики Дембо - Рубинштейн. Это говорит о развитом механизме целеполагания, присущем предоставленной группе членов экспериментального изучения. У группы неуспешных в своей профессиональной деятельности преподавателей, напротив, у каждого из испытуемых уровень целевого отклонения является сильно завышенным хотя бы по одной из шкал указанной методики, собственно, что является несвойственным для противоположной группы членов нашего исследования и говорит о мало развитом механизме целеполагания, чья компетентная деятельность не считается успешной;

Группе успешных в профессиональной деятельности преподавателей присущ адекватный показатель по уровню притязаний, в отличие от группы преподавателей, чья компетентная деятельность не является таковой (у неуспешных в профессиональной деятельности преподавателей уровень притязаний сильно завышен, что говорит об инфантильности, неумении ставить реально осуществимые цели).

Таким образом, наша гипотеза о том, что у успешных в профессиональной деятельности педагогов самооценка либо адекватна, либо повышенная, подтвердилась.

Приобретенные в исследовании объективные научные итоги содержат в своей совокупности разработку новых подходов в решении значимой научной проблемы – влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности преподавателя.

Практическая значимость нашего изучения может заключаться в возможном применении его результатов в работе специалиста по психологии. В частности, при профессиональном отборе претендентам на определённую вакансию может быть предложен тест на выявление уровня самооценки личности, что позволит спрогнозировать успешность данного человека в грядущей профессиональной деятельности.

Приложение 1

Методика «Экспертная оценка педагогической деятельности учителя» разработанная В.Д. Шадриковым и И.В. Кузнецовой

До проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя прежде всего важно ответить на вопрос о том, по каким параметрам будет оцениваться каждая из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций. Для удобства проведения экспертной оценки в про­цессе аттестации в предлагаемом экспертном листе уровня квалификации учителя (приложение 1) параметры структурированы по показателям, харак­теризующим каждую из педагогических компетенций.

Оценка осуществляется группой экспертов, которые анализируют дея­тельность педагога и ее результаты на основе посещения уроков, изучения рабочей программы, классных журналов, данных внутришкольного или дру­гого контроля, информационно-методических и иных материалов, разрабо­танных и используемых педагогом. При необходимости для повышения обо­снованности и объективности оценки к процессу аттестации могут быть привлечены руководители и специалисты образовательного учреждения, представители общественности, обучающиеся и их родители, которые предо­ставят дополнительную информацию о педагоге.

Для повышения достоверности экспертных оценок целесообразно учи­тывать ряд моментов:

Эксперты должны пройти специальную подготовку, чтобы ознакомить­ся с содержанием предстоящей оценки, способами ее осуществления и под­готовки экспертного заключения.

В процессе экспертной оценки участвуют не менее двух независимых экспертов.

Экспертная оценка осуществляется на основе анализа одного-двух уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представ­ленных материалов: рабочих программ по предмету, классного журнала, ре­зультатов внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методических и дидактических материа­лов, используемых и самостоятельно подготовленных педагогом, дневников и тетрадей обучающихся, материалов родительских собраний и др., бесед с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестую­щимся педагогом.

В отдельных случаях могут применяться дополнительные формы оценки уровня компетентности педагога с учетом специфики актуальных задач си­стемы образования в достижении высокого качества обучения и необходимых для их решения педагогических компетенций: самоанализ педагогической деятельности, анализ результатов мониторинга качества образования, тести­рование, выполнение творческого проекта, методической разработки и др. При этом результаты оценки могут быть интегрированы в лист экспертной оценки, что будет способствовать повышению обоснованности оценки того или иного показателя оцениваемых педагогических компетентностей.

В таблице 1 перечислены информационные источники, которые можно использовать при проведении экспертной оценки профессиональной деятель­ности учителя, с указанием важного для экспертов содержания.

Источники информации для проведения экспертной оценки
профессиональной деятельности учителя

Источник информации Примечание
Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие педагогические ком­петентности: постановка целей и задач; мотивирование учеников к осуществлению педа­гогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информацион­ной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др.
Анализ поощрений и наказа­ний: благодарностей, отзы­вов, наград, замечаний и др. Данный показатель способствует повышению объективности оценивания соответствую­щих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это до­полнительный независимый источник оценки
Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования можно уточнить различные аспекты, касающиеся отношения педа­гога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т. д.
Результаты самооценки пе­дагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности - важнейший информаци­онный источник оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее резуль­таты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомен­даций по его дальнейшему профессиональному росту и др. Адекватность самооценки педагога можно использовать как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей
Результаты опроса удовлет­воренности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических ком­петенций
Результаты учебной деятель­ности обучающихся (и их динамика) Данный параметр - один из ключевых комплексных показателей педагогической ком­петентности. В качестве конкретных показателей для анализа можно применять: успе­ваемость учащихся, в т. ч. в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты единого государственного экзамена (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, их успехи в последующем профес­сиональном образовании и профессиональной деятельности и др.
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр дополнительно свидетельствует об умении повысить мотивацию обуча­ющихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образова­ние, ориентированное на результат
Результаты участия в конкур­сах педагогического мастер­ства Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестацион­ных процедур
Используемые (созданные) способы и методы педагоги­ческой деятельности Анализ методических материалов, используемых педагогом, позволяет оценить компе­тентность в разработке программ деятельности и уровень квалификации при обеспечении информационной основы деятельности
Собеседование с руководи­телем (заместителем руко­водителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает в качестве эксперта, который хорошо знает дея­тельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родите­лей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога
Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки Важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога
Анализ базовой подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации, в т. ч. самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотне­сти с правильностью решения ключевых задач педагогической деятельности - постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности
Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы - важнейшие источники оценки компетентностей в организации дея­тельности, постановке целей и задач, обеспечении информационной основы деятельности
Результаты опросов и диа­гностики обучающихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психоло­гическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и другие моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности
Анализ результатов монито­ринга качества образования Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогиче­ской компетентности, отражающим ее результативность
     

В ходе проведения собеседования с педагогом выясняются способы осуществления педагогической деятельности (скрытые моменты педагогиче­ской компетентности). При этом могут быть заданы, в частности, следующие вопросы:

1. Какой была цель вашего урока?

2. Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемого пред­мета в целом?

3. Удалось ли вам достичь запланированных результатов?

4. Как вы это можете обосновать?

5. На каких подходах построена ваша рабочая программа?

6. Вносите ли вы в нее изменения, какие именно, что является основа­нием для внесения изменений?

7. Какие методические и дидактические материалы вы используете для подготовки к урокам?

8. Чей опыт используете?

9. Предусматривает ли ваша рабочая программа решение воспитатель­ных задач, в чем это выражается?

10. Занимаетесь ли вы обобщением собственного педагогического опы­та, кому его представляете?

11. Какие приемы мотивирования обучающихся вы обычно используете?

12. Какие педагогические ситуации вам сложно решать?

13. Какие индивидуальные особенности обучающихся вы учитывали на уроке (имеется в виду конкретный урок, который посетили эксперты)?

14. Что послужило основой для выставленных вами на уроке оценок?

15. Имеете ли вы свою систему работы со слабоуспевающими учениками?

16. Что включает в себя такая система?

17. В чем, на ваш взгляд, причины слабой успеваемости учащихся?

18. В какой мере обучающиеся участвуют в подготовке новых тем и за­нятий, постановке целей и задач обучения?

19. Каких результатов вам удалось достичь в своей педагогической де­ятельности?

Беседа экспертов с руководителем (представителями администрации образовательного учреждения) поможет скорректировать оценочные суждения о тех аспектах деятельности педагога, которые носят ситуативный характер и могут не проявиться во время аттестации. Это относится к оценке компетент­ности в области личностных качеств, работы с родителями, участия в разра­ботке общешкольных программ и проектов, взаимодействия с коллегами и др.

При заполнении экспертного листа можно воспользоваться рекоменда­циями по применению различных информационных источников при оценке каждого параметра, включенного в экспертный лист.

Педагог может быть освобожден от специального прохождения экспертной оценки в том случае, если его квалификация подтверждена независимыми экс­пертами, о чем свидетельствуют победа в конкурсе профессионального мастер­ства, получение наград за результаты образовательной деятельности и др.

Обработка результатов экспертной оценки педагогической деятельности

После заполнения экспертного листа можно приступать к его обработке.
Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо
подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в
целом, используя предлагаемый ниже ключ

Ключ для подсчета результатов экспертной оценки

Компетенции и их показатели Параметры оценки
1. Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1, 2, 3, 4, 5
1.2. Самоорганизованность 6, 7, 8, 9, 10
1.3. Общая культура 11, 12, 13, 14, 15
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенно­стями обучающихся 16, 17, 18, 19, 20
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 21, 22, 23, 24, 25
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 26, 27, 28, 29, 39
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 31,32, 33, 34, 35
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36, 37, 38, 39, 40
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 41,42, 43, 44, 45
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
4.1. Компетентность в методах преподавания 46, 47, 48, 49, 50
4.2. Компетентность в предмете преподавания 51, 52, 53, 54, 55
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности 56, 57, 58, 59, 60
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 61, 62, 63, 64, 65
5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 66, 67, 68, 69, 70
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 71,72, 73, 74, 75
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 76, 77, 78, 79, 80
6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 81, 82, 83, 84, 85
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание 86, 87, 88, 89, 90

Среднее значение показателя определяется методом деления суммы баллов по параметрам, относящимся к соответствующему показателю на 5 (по числу параметров). Например, для оценки уровня сформированности по­казателя “Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся” (п. 2.1) необходимо сложить ответы экспертов по следующим параметрам (номера пунктов в экспертном листе): 16, 17, 18, 19, 20, полученную сумму разделить на 5.

Если какая-то строка оказалась не заполненной, эксперты должны вер­нуться к ней и заполнить, иначе оценка может оказаться искаженной. Анало­гичным образом определяется значение показателя по каждой из компетенций. Например, для определения уровня выраженности компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности необходимо полу­ченное среднее значение по показателям (2.1, 2.2 и 2.3) разделить на 3 (по числу показателей).

Таким образом, на основе обработки результатов определяется степень выраженности каждой из компетентностей и ее показатель по пятибалльной шкале.

Важно обратить внимание на то, как получить сводную оценку по результатам деятельности нескольких экспертов. Здесь возможны не­сколько подходов. Эксперты заполняют один экспертный лист на основе совместного обсуждения педагогической деятельности, представленных на экспертизу материалов, данных самооценки, результатов собеседования и др. Заполненный экспертный лист - результат конструктивного консен­суса.

В другом случае эксперты заполняют листы независимо друг от друга, а затем также на основе обсуждения выставляют общие оценки по каждому из параметров оценивания. При существенном расхождении их оценок прово­дится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консен­суса. Если экспертам не удается вынести общее суждение, они представляют два независимых мнения на аттестационную комиссию, которая принимает решение о дальнейших действиях, при этом не исключается возможность на­значения дополнительной экспертизы.

Как и самооценка, экспертная оценка может быть выражена в таблице, “столбчатой” или “лепестковой” диаграммах.

Использование всех форм представления результатов оценивания по­зволяет проанализировать уровень квалификации учителя. Кроме того, ста­новится очевидно, компетентности в какой области педагогу необходимо совершенствовать.

Показатель уровня профессиональной квалификации учителя опреде­ляется как среднеарифметическое значение по шести базовым компетенциям. Используется та же формула, что и при обработке результатов самооценки:

ПК = Z (Xi х ЛК(э) + Xi х ПЦ(э) + Xi х МД(э) + Xi х ИОД(э) + Xi х ПД(э) +

+ Xi х ОУД(э)) / 6,

где: ПК - показатель уровня квалификации, Xi - среднее значение по каждой из шести компетенций, ЛК(э) - экспертная оценка компетентности в области личностных качеств, ПЦ(э) - экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности, МД(э) - экс­пертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности, ИОД(э) - экспертная оценка компетентности в области обеспечения инфор­мационной основы деятельности, ПД(э) - экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, ОУД(э) - экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности.

При подготовке экспертного заключения целесообразно обратиться к нормативной таблице для определения соответствия требованиям первой или высшей квалификационных категорий (табл. 3).

Таблица 3

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям
первой или высшей квалификационных категорий

Уровень квалификации Значение показателя уровня квалификации
Первая квалификационная категория от 3,3 балла до 4,29
Высшая квалификационная категория от 4,3 балла и выше

Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя в пределах от 4,3 балла (включительно) до 5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня квалификации требованиям высшей квалификационной кате­гории.

Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя в пределах от 3,3 балла (включительно) до 4,29 балла свидетельствует о соответствии его уровня квалификации требованиям первой квалификационной кате­гории.

При накоплении статистических данных по результатам аттестации пе­дагогических кадров с использованием предложенной методики каждый ре­гион может описать зависимость уровня квалификации от сформированности отдельных педагогических компетенций в виде уравнения регрессии. Оно может быть представлено в следующем виде:

ПК = (0,1864 х МД) + (0,1812 х ОПД + (0,1792 х ПД + (0,1753 х ПЦ) +

+ (0,1749 х ИОД) + (0,1581 х ЛК),

где: ПК - коэффициент профессиональной квалификации, МД - экс­пертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение), ОПД - экспертная оценка компетентности в области ор­ганизации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение), ПД - экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятель­ности и принятия педагогических решений (среднее значение), ПЦ - эксперт­ная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (среднее значение), ИОД - экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее зна­чение), ЛК - экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение).

Данное уравнение впоследствии может быть использовано для опреде­ления соответствия педагога требованиям первой и высшей квалификацион­ных категорий, но при условии составления соответствующей регрессионной модели для специалистов, полностью соответствующих требованиям данных квалификационных категорий.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

оценки уровня квалификации учителя

Инструкция: Уважаемый эксперт! В процессе экспертизы вам предстоит оценить компетентность учителя в решении про­фессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает учи­тель, каких результатов достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока, собеседование с аттестуемым учителем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образо­вательного учреждения и другие источники.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя пятибалльную шкалу:

5 - очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полно­стью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов - “да”.

4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педаго­гических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов - “скорее да, чем нет”.

3 - средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых - не соответствуют. Ответ экспертов - “среднее значение”.

2 - слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагоги­ческих ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверж­дению. Ответ экспертов - “скорее нет, чем да”.

1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов - “нет”.

Отмечайте ваш ответ знаком “+” в соответствующей колонке.

Компетентность учителя
1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса          
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания          
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе          
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося          
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся          
1.2. Самоорганизованность
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения на­меченных целей урока          
Рабочее пространство учителя хорошо организовано          
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности          
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившей­ся ситуации          
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой          
1.3. Общая культура
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы          
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам          
Осведомлен об основных событиях и изменениях в современной социальной жизни          
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении          
Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает вы­сокая культура речи          
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету          
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся          
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучаю­щихся к освоению материала урока          
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучаю­щихся          
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока          
2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока          
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач          
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока          
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока          
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями          
2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока          
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их дости­жения          
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой          
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока          
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока          
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
Умеет вызвать интерес обучающихся к своему предмету          
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся          
Демонстрирует успехи обучающихся родителям          
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам          
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех          
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации          
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучаю­щихся к различным темам преподаваемого предмета          
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятель­ности          
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке          
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: ее содержанием, методами, результатами и др.          
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся          
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала          
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий          
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой сте­пенью свободы и ответственности          
Создает условия для привлечения внимания обучающихся к дополнительным формам по­знания по предмету: олимпиадам, конкурсам, проект

Наши рекомендации