ТЕСТ «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»
(по С. А. Будасси)
Источник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2003.
Назначение методики
Выявить количественное выражение уровня самооценки.
Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Порядок исследования:
Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.
После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.
После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).
В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.
В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.
В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть ∑d2 = d12 + d22 + d32 + ... + d202.
X1 | Качества | X2 | d=X1-X2 | d2 | ∑ d2 |
… | … | ||||
Обработка и анализ результатов:
Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
, где n – количество сравнительных пар.
Так как в случае =20 формула приобретает следующий вид:
R= 1-0,00075 ∑d2, то легче подсчитывать по второй формуле.
Значения R будут находится в пределах [–1; +1]. Если R находится в пределах [-1; )], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.
Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.
Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.
Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.
Если R = 1, то самооценка завышенная.
Приложение 5
№ | ФИО | Уровень притязаний | Уровень самооценки | Показатель |
Белик Максим | Оч в | |||
Бондарец Кристина | ср | |||
Вострокнутова Юлия | выс | |||
Галкна Светлана | Ср | |||
Гдиленко Данил | выс | |||
Журавлева Елена | Оч выс | |||
Золотухин Константин | Оч в | |||
Кабатов Александр | Оч. Выс. | |||
Каменец Лиза | Оч в | |||
Литовкин Илья | Оч в | |||
Морозова Татьяна | Оч в | |||
Понаморев Илья | Оч в | |||
Провора | Оч выс | |||
Рындина Маргарита | н | |||
Семенова Алина | ср | |||
Семенова Анастасия | ср | |||
Смирнова Мария | ср | |||
Степнова Ирина | выс | |||
Францева Валерия | Оч в | |||
Хляпов Василий | Оч выс |
Таблица 1 «Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся» 7-10 классов городских школ.
Приложение 6
№ | ФИО | R= | Уровень самооценки |
Белик Максим | 0.19 | Заниж | |
Бондарец Кристина | 0.58 | Адекватная | |
Вострокнутова Юлия | 0.59 | Адекватная | |
Галкна Светлана | 0.32 | Заниж | |
Гдиленко Данил | 0.67 | Заниж | |
Журавлева Елена | 0.58 | адекватная | |
Золотухин Константин | Завыш | ||
Кабатов Александр | 0.97 | Завыш | |
Каменец Лиза | -0.12 | Заниж по нев тип | |
Литовкин Илья | 0.14 | Заниж | |
Морозова Татьяна | 0.82 | Завыш по нев тип | |
Понаморев Илья | 0,73 | Завыш по невр тип | |
Провора | 0.43 | адекватная | |
Рындина Маргарита | - 0.10 | Занижена по невр тип | |
Семенова Алина | 0.02 | Заниж | |
Семенова Анастасия | 0.07 | Заниж | |
Смирнова Мария | 0.36 | Адекватная | |
Степнова Ирина | 0.8 | Завыш по невр тип | |
Францева Валерия | 0.46 | Адекватная | |
Хляпов Василий | 0.46 | адекватная |
Таблица 2 Нахождение количественного уровня выражения самооценки по С.А.Будасси
Приложение 7
ФИО | R | Стиль семейного воспитания | |
Белик Максим | авторитетный | ||
Бондарец Кристина | авторитетный | ||
Вострокнутова Юлия | авторитетный | ||
Галкна Светлана | авторитарный | ||
Гдиленко Данил | авторитетный | ||
Журавлева Елена | авторитетный | ||
Золотухин Константин | Либеральный | ||
Кабатов Александр | авторитетный | ||
Каменец Лиза | Индеферентный | ||
Литовкин Илья | авторитарный | ||
Морозова Татьяна | Индеферентный | ||
Понаморев Илья | Индеферентный | ||
Провора Дарья | авторитетный | ||
Рындина Маргарита | авторитарный | ||
Семенова Алина | авторитарный | ||
Семенова Анастасия | авторитарный | ||
Смирнова Мария | авторитетный | ||
Степнова Ирина | авторитетный | ||
Францева Валерия | авторитетный | ||
Хляпов Василий | авторитетный |
Таблица 3 «Стратегия семейного воспитания» Овчарова Р.В.
Приложение 8
ФИО | Балл | Стиль семейного воспитания | |
Белик Максим | 80,93 | социальная желательность | |
Бондарец Кристина | 80,93 | социальная желательность | |
Вострокнутова Юлия | 80,93 | социальная желательность | |
Галкна Светлана | 95,76 | гиперсоциализация | |
Гдиленко Данил | 96,65 | симбиоз | |
Журавлева Елена | 80,93 | социальная желательность | |
Золотухин Константин | 92,93 | симбиоз | |
Кабатов Александр | 80,93 | социальная желательность | |
Каменец Лиза | инфантилизация | ||
Литовкин Илья | 95,76 | гиперсоциализация | |
Морозова Татьяна | 12,02 | отвержение | |
Понаморев Илья | инфантилизация | ||
Провора Дарья | 80,93 | социальная желательность | |
Рындина Маргарита | 95,76 | гиперсоциализация | |
Семенова Алина | 95,76 | гиперсоциализация | |
Семенова Анастасия | 95,76 | гиперсоциализация | |
Смирнова Мария | 80,93 | социальная желательность | |
Степнова Ирина | 80,93 | социальная желательность | |
Францева Валерия | 80,93 | социальная желательность | |
Хляпов Василий | 80,93 | социальная желательность |
Таблица 4 тест - опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.