ТЕСТ «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»

(по С. А. Будасси)

Источник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2003.

Назначение методики

Выявить количественное выражение уровня самооценки.

Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Порядок исследования:

Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.

После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).

В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20–2=18 и т. д.

В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.

В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть ∑d2 = d12 + d22 + d32 + ... + d202.

X1 Качества X2 d=X1-X2 d2 ∑ d2

Обработка и анализ результатов:

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

ТЕСТ «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» - student2.ru , где n – количество сравнительных пар.

Так как в случае =20 формула приобретает следующий вид:

R= 1-0,00075 ∑d2, то легче подсчитывать по второй формуле.

Значения R будут находится в пределах [–1; +1]. Если R находится в пределах [-1; )], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.

Если R = 1, то самооценка завышенная.

Приложение 5

ФИО Уровень притязаний Уровень самооценки Показатель
Белик Максим Оч в
Бондарец Кристина ср
Вострокнутова Юлия выс
Галкна Светлана Ср
Гдиленко Данил выс
Журавлева Елена Оч выс
Золотухин Константин Оч в
Кабатов Александр Оч. Выс.
Каменец Лиза Оч в
Литовкин Илья Оч в
Морозова Татьяна Оч в
Понаморев Илья Оч в
Провора Оч выс
Рындина Маргарита н
Семенова Алина ср
Семенова Анастасия ср
Смирнова Мария ср
Степнова Ирина выс
Францева Валерия Оч в
Хляпов Василий Оч выс

Таблица 1 «Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся» 7-10 классов городских школ.

Приложение 6

ФИО R= Уровень самооценки
Белик Максим 0.19 Заниж
Бондарец Кристина 0.58 Адекватная
Вострокнутова Юлия 0.59 Адекватная
Галкна Светлана 0.32 Заниж
Гдиленко Данил 0.67 Заниж
Журавлева Елена 0.58 адекватная
Золотухин Константин Завыш
Кабатов Александр 0.97 Завыш
Каменец Лиза -0.12 Заниж по нев тип
Литовкин Илья 0.14 Заниж
Морозова Татьяна 0.82 Завыш по нев тип
Понаморев Илья 0,73 Завыш по невр тип
Провора 0.43 адекватная
Рындина Маргарита - 0.10 Занижена по невр тип
Семенова Алина 0.02 Заниж
Семенова Анастасия 0.07 Заниж
Смирнова Мария 0.36 Адекватная
Степнова Ирина 0.8 Завыш по невр тип
Францева Валерия 0.46 Адекватная
Хляпов Василий 0.46 адекватная

Таблица 2 Нахождение количественного уровня выражения самооценки по С.А.Будасси

Приложение 7

  ФИО R Стиль семейного воспитания
Белик Максим авторитетный
Бондарец Кристина авторитетный
Вострокнутова Юлия авторитетный
Галкна Светлана авторитарный
Гдиленко Данил авторитетный
Журавлева Елена авторитетный
Золотухин Константин Либеральный
Кабатов Александр авторитетный
Каменец Лиза Индеферентный
Литовкин Илья авторитарный
Морозова Татьяна Индеферентный
Понаморев Илья Индеферентный
Провора Дарья авторитетный
Рындина Маргарита авторитарный
Семенова Алина авторитарный
Семенова Анастасия авторитарный
Смирнова Мария авторитетный
Степнова Ирина авторитетный
Францева Валерия авторитетный
Хляпов Василий авторитетный

Таблица 3 «Стратегия семейного воспитания» Овчарова Р.В.

Приложение 8

  ФИО Балл Стиль семейного воспитания
Белик Максим 80,93 социальная желательность
Бондарец Кристина 80,93 социальная желательность
Вострокнутова Юлия 80,93 социальная желательность
Галкна Светлана 95,76 гиперсоциализация
Гдиленко Данил 96,65 симбиоз
Журавлева Елена 80,93 социальная желательность
Золотухин Константин 92,93 симбиоз
Кабатов Александр 80,93 социальная желательность
Каменец Лиза инфантилизация
Литовкин Илья 95,76 гиперсоциализация
Морозова Татьяна 12,02 отвержение
Понаморев Илья инфантилизация
Провора Дарья 80,93 социальная желательность
Рындина Маргарита 95,76 гиперсоциализация
Семенова Алина 95,76 гиперсоциализация
Семенова Анастасия 95,76 гиперсоциализация
Смирнова Мария 80,93 социальная желательность
Степнова Ирина 80,93 социальная желательность
Францева Валерия 80,93 социальная желательность
Хляпов Василий 80,93 социальная желательность

Таблица 4 тест­ - опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Наши рекомендации