Показатели средних значений и t – критерия Стьюдента по методике «Изучение самооценки» после формирующего этапа исследования

шкалы экспериментальная группа контрольная группа tэмп
нравственность 2,7 2,8 0,5
воля 2,6 1,6 5,4***
самостоятельность и чувство реальности 3,2 1,9 5,7***
креативность 2,3 2,6 1,4
гармоничность 2,4 2,2 0,8
экстраверсия 1,4 1,6 2,2*
общая самооценка качеств личности 2,5 1,3 7,6***

Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01, *** - р = 0,001

Обнаружено достоверно значимое различие по фактору «воля» между группами педагогов после формирующего этапа исследования (tэмп = 5,4 при р = 0,001). Педагоги в экспериментальной группе после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания способны достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, могут выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой в отличие от педагогов в контрольной группе, т.к. данный тренинг с ними не проводился.

Выявлено статистически достоверное различие по шкале «самостоятельность и чувство реальности» между педагогами после формирующего этапа исследования (tэмп = 5,7 при р = 0,001). Педагоги в экспериментальной группе после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания стали уверенны в себе, они могут поставить перед собой цель, выбрать адекватные средства для ее достижения и признать полученные результаты в отличие от педагогов в контрольной группе, т.к. данный тренинг с ними не проводился.

Нами обнаружено статистически значимое различие по фактору «экстраверсия» между педагогами после формирующего этапа исследования (tэмп = 2,2 при р = 0,05). Педагоги в экспериментальной группе после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания обладают такими качествами, которые характеризуются большим интересом к внешнему миру, чем к собственной личности, они более общительны и активны, предпочитают часто менять род своих занятий, а педагоги в контрольной группе склонны больше к размышлениям, чем к действиям, к интеллектуальному восприятию, чем к эмоциональному, т.к. данный тренинг с ними не проводился.

Мы выявили значимое различие по шкале «общая самооценка качеств личности» между педагогами после формирующего этапа исследования (tэмп = 7,6 при р = 0,001), что указывает на наличие после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания позитивной оценки всех своих качеств у педагогов в экспериментальной группе, нежели у педагогов в контрольной группе, т.к. данный тренинг с ними не проводился.

Таким образом, после проведения тренинга по развитию профессионального самосознания мы выявили, что педагоги в экспериментальной группе стали более уверенны в себе и своих силах, более позитивно начали оценивать себя как личность, тогда у педагогов в контрольной группе каких-либо значительных изменений в самооценке личностных качеств нет, т.к. данный тренинг мы с ними не проводили.

Рассмотрим полученные нами показатели у педагогов обеих групп по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси после формирующего этапа исследования, которые представлены нами на рисунке 19.

По данной методике мы видим, что после формирующего этапа исследования имеются значительные различия в уровне самооценки между группами педагогов.

Показатели средних значений и t – критерия Стьюдента по методике «Изучение самооценки» после формирующего этапа исследования - student2.ru

Рис.19. Показатели изучения уровня самооценки у педагогов после формирующего этапа исследования

Высокий уровень самооценки после программы развития профессионального самосознания, при котором педагоги, как правило, уверенны в себе, уверенны в правильности своих поступков, они легко преодолевают жиз­ненные трудности, ощущают удовлетворенность собой, обладают благоприятными жизненными перспективами, правильно реагируют на замечания окружающих их людей и редко сомневается в необходимости своих действий, мы продиагностировали у 40% в экспериментальной группе, что на 23% выше, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной группе респондентов значительных изменений нет – 17%, т.к. данный тренинг с ними не проводился.

Показатель среднего уровня самооценки после программы развития профессионального самосознания мы выявили у 43% в экспериментальной группе и у 37% в контрольной группе педагогов, следовательно, эти испытуемые обладают адекватным уровнем самооценки, часто прислушиваются к мнению других людей, в зависимости от конкретной ситуации как бы бросаются в край­ности, то пребывая в состоянии полной самоуверенности, то полностью уничижительно относясь к себе, очень часто характер такой самооценки зависит от успешности или неуспешности конкретной деятельности, отношения окружающих. По данному уровню самооценки значительных изменений в обеих группах педагогов нет.

Низкий уровень самооценки после программы развития профессионального самосознания присутствует у 17% педагогов в экспериментальной группе, что на 33% ниже, чем на констатирующем этапе исследования; в контрольной группе значительных изменений нет – 50%. Данные педагоги абсолютно не уверены в себе и своих силах, конформны, нуждаются в опеке и покровительстве, во внешних одобрениях, сопровож­дается внутренним дискомфортом, они нередко тревожатся абсолютно без какого-либо повода, болезненно переносят критические замечания в свой адрес.

Выявление значимости различий в особенностях уровня самооценки по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси между педагогами после формирующего этапа исследования мы осуществили с использованием t – критерия Стьюдента. Полученные результаты представлены нами в таблице 20.

Таблица 20

Наши рекомендации