Отдельно — о детях с множественной инвалидностью
Интегрирование — это процесс, дающий человеку силы и его возвышающий. Оно - - если правильно организовано -сильнее стимулирует и дает более весомое чувство собственного достоинства, и использоваться оно должно в максимально возможной степени. Чрезвычайно важно — особенно для детей, - чтобы они не чувствовали себя в изоляции, чтобы они приобретали друзей и имели возможность проводить с ними время.
Дети с нарушением зрения, которые к тому же еще и отстают в развитии, могут ходить в тот же класс, что и их
ровесники с интеллектуальными нарушениями, если, конечно, ребенок получает от специалистов достаточную поддержку и необходимые ему вспомогательные средства.
То же самое относится и к детям с физическими функциональными нарушениями, имеющим задержку развития. Опыт показал, что групповой динамический эффект от того, что они вместе с другими детьми, имеющими такие же функциональные нарушения и похожие проблемы, учатся преодолевать - - в школе, в свободное время, во время занятий спортом - - свои специфические трудности, может оказаться значительным.
Дети с интеллектуальными нарушениями, у которых еще и нарушен слух, должны иметь возможность ходить в классы, которые специально предназначены для этой группы, для того чтобы получить полноценное образование и иметь постоянную практику языка жестов. Это облегчает их контакты с культурным сообществом глухих. Точно так же и во взрослом возрасте они должны иметь возможность совместно жить в квартире коллективного проживания и иметь персонал, который владеет языком жестов. Такие службы по уходу за инвалидами предоставляют неслышащим услуги учителей и обслуживающего персонала, иначе же таким людям очень трудно найти ориентированную на конкретного человека работу.
Благодаря применению принципа нормализации люди с интеллектуальными нарушениями также имеют возможность интегрироваться в культурное сообщество неслышащих.
Взрослая жизнь
Нормально, когда дети живут у своих родителей, и нормально, когда взрослые молодые люди уезжают из родительского дома и начинают жить своей собственной, самостоятельной жизнью. Однако расставание с подростковым возрастом и превращение во взрослого человека - - особенно для людей с интеллектуальными нарушениями - - более длительный, тяжелый и неопределенный процесс, чем для других
людей. Их представление о самих себе нередко становится искаженным и запутанным. К ним не всегда относятся как ко взрослым, их не всегда воспринимают и уважают как взрослых. Здесь чрезвычайно важное значение приобретает отношение окружающих, будь то родители, родственники, персонал или общественность.
Все сервисные службы должны руководствоваться этим основополагающим фактом и предоставлять инвалидам возможность приемлемого профессионального или трудового обучения, возможность развития навыков жизни в собственной комнате, находящейся в квартире коллективного проживания, возможность получения образования во взрослом возрасте, расширенного социального тренинга, полового просвещения и т. д.
Целью тренинг-программы для взрослых молодых людей должна быть их поддержка в том, чтобы они стали как можно более дееспособными и самостоятельными в повседневной жизни, а также развитие социальных навыков, которые позволят им участвовать в общественной жизни в той мере, в какой они сами смогут и захотят. Такие программы не только дают более реальную мотивацию, но и учитывают собственные интересы людей с функциональными нарушениями. Таким образом можно предоставить им очень важный шанс потренироваться в принятии решений: возможность принять решение - - существенный элемент процесса созревания, развития дееспособности и осознания своей ценности в качестве взрослого человека.
Программы такого типа не только помогают конкретному человеку, но и предлагают более конструктивное решение проблем, возникающих у родителей. Обычно взрослые молодые люди получают образование и находят работу, покидают родительский дом, женятся или выходят замуж, заводят детей, и их отношения с родителями все время изменяются, по мере того как родители стареют. Но семьи, имеющие взрослого инвалида - - сына или дочь, — не всегда могут следовать точно такому же образцу, по которому живут другие семьи. Это приводит к стрессам у родителей и к чрезмерной
опеке с их стороны, что в свою очередь вызывает стрессы и страхи, а может быть и чувство унижения, у их детей. Здесь речь идет о животрепещущем и вполне оправданном беспокойстве, которое оказывает очень сильное влияние и на самого человека с функциональными нарушениями, и на его семью. Поэтому возможность следовать общепринятому образцу означает существенную поддержку, которую получают в этом случае сын или дочь с функциональными нарушениями, а также семья в целом - - для продолжения нормального взаимодействия между ее членами.
Исследования социальных условий показали, что чем более самостоятельна жизнь человека с интеллектуальными нарушениями или чем более адекватна его каждодневная жизнедеятельность, тем лучше он чувствует себя в жизни • - точно так же, как и другие! Однако когда речь заходит об отношениях с другими членами общества, а также о проведении свободного времени за пределами своего жилища, то чаще всего разница между этими и другими людьми очень велика. Эти отношения и досуг более ограниченные, скудные и пассивные - - или же, как уже упоминалось, они совсем отсутствуют.
Получение во взрослом возрасте образования, расширяющего сферы интересов, умения и навыки, может предоставить позитивные возможности для улучшения ситуации. Удобочитаемые и написанные простым языком книги, газеты или журналы для взрослых дают возможность жить более богатой в культурном и социальном отношении жизнью. Аналогичные пути есть и у тех, кто интересуется спортом.
Курсы по изучению технологии проведения собраний и основ демократии усиливают у их участников способность вести деятельность своих собственных клубов и комитетов, дают возможность принимать решения и предлагают формы выражения и осуществления своих собственных пожеланий по организации досуга. Это также открывает дорогу для выполнения каких-либо поручений комитетов и руководящих органов различных организаций и спортивных клубов.
Такого рода программы помощи взрослым людям в получении образования не ставят перед собой цель манипулировать участниками, заставляя их вечно тренироваться и тем самым укрепляя их зависимость. Наоборот: используя приемлемые и ориентированные на взрослых педагогические методы и формы работы, они помогают этим людям создать условия для появления новых интересов, закрепления социальных навыков и для приобретения умения влиять на что-либо. Они дают возможность участвовать в культурных и социальных мероприятиях, организуемых в обществе, и тем самым приводят к тому, что люди с интеллектуальными нарушениями становятся более самостоятельными и осознают свое реальное влияние в качестве членов общества.
Старость
Старость, когда работа уже невозможна или неприемлема, состоит у большинства людей из контактов со всем тем, что наполняло их жизнь содержанием и смыслом, в такой среде (или близкой к ней), которая им хорошо известна и где есть место для их друзей и знакомых. Поэтому жилище пожилых людей с интеллектуальными нарушениями должно находиться поблизости от того места, где они провели взрослую жизнь, если, конечно, они не могут по-прежнему проживать там, где они жили в течение долгого времени. Общественно-функциональное планирование для этого этапа в жизни человека с функциональными нарушениями точно так же важно, как и для более ранних этапов. Чувство покоя и удовлетворения, которое испытывают пожилые люди, когда они наконец получают собственную социальную квартиру, очень сильно.
* * *
Если сравнить нормальные формы протекания жизненного цикла с проживанием в закрытом учреждении, станет очевидно, что оно подобно пожизненному заключению. Только жизнь в открытом обществе обеспечивает реальные условия для развития человека.
Вот и прошли, вот и пролетели, секунда за секундой, как слово за словом, - день, неделя, год, десятилетие, • - время, постоянно изменяющееся и вечно текущее, подтверждает одну из основ принципа нормализации, а также его смысл, цели и связи.
5. Нормальное уважение и право на самоопределение
Принцип нормализации означает также, что собственный выбор, желания и требования людей с функциональными нарушениями, а также их право на самоопределение, нужно максимально уважать и учитывать. Следует поощрять стремление тех, кто может создавать свои собственные комитеты, а их представители должны вместе с персоналом участвовать в обсуждении правил, порядков и событий.
Эта центральная составляющая данного принципа означает, что должны быть услышаны и те, кто не может говорить или кому сложно высказать свою мысль. Она означает необходимость уважать личную собственность; если есть возможность, то человек с функциональными нарушениями сам должен покупать себе одежду, мебель и т. д. или, во всяком случае, принимать участие в их покупке.
Еще в 1968 году в Швеции была проведена конференция с участием двадцати молодых людей с интеллектуальными нарушениями, имевших IQ от 35 до 70. Они обсуждали каникулы и свободное время. Они хотели иметь возможность в большей мере влиять на то, что было связано с их свободным времяпрепровождением. Они хотели иметь свои клубные правления и ученические советы и хотели, чтобы их голос был услышан в профсоюзах и там, где они работали. Они протестовали против вовлечения их в совместные мероприятия с подростками и детьми до 16 лет, а также против объединения их в слишком большие и разнородные группы. Они настоятельно требовали, чтобы группы для учебных поездок и для путешествий в каникулярное время были небольшими и однородными. Они считали, что находиться
в больших группах тяжелее, поскольку тогда сложнее услышать и понять информацию.
С тех пор произошло много событий, благодаря которым положение людей с интеллектуальными нарушениями изменилось к лучшему. Программы помощи взрослым в получении образования, курсы по изучению технологии объединения, а также собственный опыт людей с интеллектуальными нарушениями, приобретенный ими благодаря ведению деятельности своих клубов и работе в комитетах, • - результатом всего этого стали конференции и конгрессы на региональном, национальном и международном уровнях, где эти люди могли создавать политические платформы и выдвигать свои требования.
Для всех инвалидов важно иметь возможность на местном и национальном уровнях участвовать в обсуждении волнующих их вопросов. В Швеции люди с интеллектуальными нарушениями в двух случаях участвовали в обычном законодательном процессе, предшествовавшем принятию риксдагом новых законов, которые закрепили право людей с интеллектуальными нарушениями на предоставление им общественных услуг. Люди с интеллектуальными нарушениями по всей стране работали в группах, чтобы высказать свою точку зрения. Результаты суммировались по регионам, а затем были в виде резюме представлены в книге, которую правительство издало в качестве составной части предварительных работ, предшествовавших внесению проектов новых законов. Тем самым люди с интеллектуальными нарушениями как граждане приняли участие в нормальном демократическом законодательном процессе, что имело большое значение для всех заинтересованных лиц. Для самих людей с интеллектуальными нарушениями это стало доказательством их умений и того, что как граждане они имеют полное право на уважение.
Для людей с серьезными, тяжелыми или комбинированными видами инвалидности и для имеющих речевые проблемы соответствующее отношение со стороны окружающих имеет решающее значение. Чрезвычайно важно иметь
возможность быть понятым и доверять окружающим тебя людям. Должны использоваться все доступные средства, чтобы истолковать их «тихий язык». Сегодня имеется целый ряд различных вспомогательных средств, включающий язык жестов и компьютерную технику.
Умение и привычка «читать» выражение лица, звуки, язык тела и поведение, для того чтобы понять чувства, желания, намерения и потребности этих людей, является основополагающим требованием, которое должно предъявляться персоналу.
Для гарантии прав личности «безъязычного» индивида важно, чтобы несколько человек умели понимать его и делиться с ним знаниями. Если это умеет делать только один-единственный человек, то инвалид подвергается серьезной опасности, связанной с тем, что этот единственный человек внезапно больше не сможет находиться вместе с ним. Здесь есть один парадокс: обычно информация о личных делах человека связана с вопросом доверия и считается конфиденциальной в целях защиты личности человека. Но возлагать на одного-единственного человека ответственность за коммуникацию с человеком, находящимся в сильной зависимости от него, - - это непрофессиональный подход, к тому же представляющий угрозу для осуществления прав личности инвалида и для его защищенности. Потребности нужно уметь истолковывать и сообщать о них тем людям, которые отвечают за заботу об этом инвалиде, а также, на всякий случай, и остальному персоналу, который имеет дело с такими щекотливыми и ответственными заданиями.
«Нормальное уважение и право на самоопределение» становится - - становилось - - в закрытом учреждении унизительной химерой, а в открытом обществе это означает возможность в качестве гражданина участвовать в делах общества, а также солидарность и более успешно работающую демократию.
6. Нормальные для данной культуры формы половой жизни
Нормализация означает также, что люди живут в «двуполом» мире. Связанные с таким общением опасности для людей с интеллектуальными нарушениями были в высшей степени преувеличенными. Это нередко приводило к пагубной и неестественной сегрегации, наносящей ущерб людям с интеллектуальными нарушениями, и препятствовала их естественному развитию. Они должны так же, как и другие, иметь возможность общаться в как можно более свободной и естественной обстановке - - не только в детских садах, в домах для каких-либо занятий и в свободное время, но и в своем жилище. Опыт указывает на большие преимущества, связанные с совместным пребыванием мужчин и женщин в квартирах коллективного проживания, а также в отделениях различного рода учреждений. В результате этого формируется более приемлемое поведение и более естественная атмосфера.
Нам всем нужно осознать то, что сфера чувств и сексуальность в той или иной степени являются составными частями жизни и присутствуют они, в разных проявлениях, всегда, с раннего детства до глубокой старости. Мы осознаем то, что когда появляется любовь, то она становится чем-то очень ценным и чем-то таким, что можно дарить другим, что может развиваться и, в идеальном случае, сохраняться в течение долгого времени. Мы знаем, что дети — это такие существа, которых нужно любить, заботиться о них и наилучшим образом стимулировать их в течение многих лет.
Половое просвещение должно даваться в понятной для конкретного человека форме и включать знания об успешной совместной жизни и взаимном уважении, о гигиене и имеющихся в распоряжении различных средствах контрацепции, а также о беременности. Раньше проводилась принудительная и унизительная стерилизация, сейчас же этого можно избежать благодаря использованию соответствующих средств контрацепции.
Кроме того, нужна информация об опасности заражения, об опасности домогательства, о насилии, о самообороне и о том, что при нападении на тебя следует обращаться за помощью к ближайшему человеку, а по возможности - - к полицейскому. Вот какой объем знаний предстоит усвоить!
Некоторым людям необходимы также знания о связанных с браком законах и о правах ребенка, а также о том, что нужно уметь ухаживать за ребенком и сотрудничать с общественными службами по уходу за детьми.
Нормальные формы половой жизни не могут быть привиты в закрытых учреждениях, в открытом же обществе существуют реалистичные требования и возможности.
7. Нормальные для данной страны экономические формы и права
Чтобы люди с интеллектуальными нарушениями могли достичь как можно более близкого к нормальному уровня жизни, обязательно требуется обеспечить им фундаментальную экономическую и социальную защищенность такого же уровня, который доступен другим людям, - благодаря общему социальному законодательству, а также компенсационно-экономическим вспомогательным мерам. Это может включать, например, детские пособия, досрочные пенсии, жилищные пособия, пенсии по возрасту, минимальные зарплаты и т. д.
Что касается тех, кто проживает в закрытом учреждении какого-либо типа, то большая часть этих пособий может быть потрачена на еду и проживание, однако приемлемую сумму карманных денег, необходимую для личных расходов, этот человек должен получать регулярно, что способствует реальному социальному тренингу, дает ему возможность свободного выбора и усиливает его ощущение собственной компетентности. За всю выполненную им работу нужно платить в зависимости от трудозатрат.
С социально-экономической точки зрения сейчас очевидно, что все без исключения закрытые учреждения абсолютно невыгодны. Они оглупляют подопечных и делают их менее компетентными в социальном отношении, а также негативно влиют на профессионализм персонала, поскольку усилия сотрудников не могут привести к каким-либо значительным и в социальном отношении осмысленным результатам.
Образ мыслей, типичный для закрытых учреждений, влечет за собой также опасность, связанную с тем, что все расходы не рассчитываются и не оцениваются исходя из их эффективности. Нужно вкладывать средства в людей и в обучение персонала, который год за годом будет становиться компетентнее и опытнее, а не в сооружения, содержание которых с каждым годом обходится все дороже и дороже.
Закрытое учреждение отклоняется от нормальных экономических форм; средства нужно вкладывать в кадровые ресурсы и в обучение инвалида.
8. Нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам
Принцип нормализации означает, что требования, предъявляемые к жилищным стандартам, к примеру, школьных общежитий, квартир коллективного проживания и других квартир, должны быть точно такими же, как и для других граждан.
Это значит, что жилище для людей с функциональными нарушениями ни в коем случае не должно быть рассчитано на большее число людей, чем то, которое окружающее его
общество может без проблем ассимилировать, или чем то, с которым они сами согласны.
Закрытые учреждения со временем становятся - - становились - - все более невыгодными, так как расходы на зарплаты и издержки увеличивались, а какого-то особенного улучшения результатов при этом не было. Требования изменить условия, так чтобы они были более человечными, выдвигаемые персоналом и особенно родителями, а также людьми с интеллектуальными нарушениями, которые могут поделиться своим негативным опытом, - тоже способствуют дальнейшему развитию.
Людям с физическими нарушениями требуется такая обстановка, которая подразумевала бы наличие специального технического оборудования, облегчающего передвижения и социальную интерактивность. Благодаря техническим вспомогательным средствам эти люди получают большую независимость и больше возможностей для личной жизни.
Изоляция и сегрегация подпитывают человеческую некомпетентность и предрассудки, в то время как интеграция и нормализация жизни людей с интеллектуальными нарушениями, получающих возможность жить вместе со своими родителями в нормальной обстановке, делают возможным развитие нормальных взаимоотношений между людьми, что является предпосылкой понимания, социальной терпимости и интеграции индивида в общество.
Более практичным и экономичным является использование обычных школ и обычных рабочих мест, которые адаптируются к специфическим потребностям человека с функциональными нарушениями, нежели создание специальных школ и рабочих мест. Нормальная доступность открытого общества и тех разных видов деятельности, которые там имеются, а также интересных мест и окружающей их среды, также важна для людей с глубокой, тяжелой или множественной инвалидностью, и для этого могут потребоваться особые меры, связанные с их транспортировкой.
Закрытое учреждение - - это полная противоположность «нормальной среде». Жилище для людей с функциональными нарушениями, проживающих в открытом обществе, иногда требует такой адаптации, которая может оказаться полезной и для других групп этого общества.
Б. Преимущества процесса