Профессиональная ориентация выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Факультет педагогики и психологии детства

Аналитическая справка

Образование лиц с ОВЗ в Пермском крае в 2017 году

Работу выполнила: студентка Zs 532 группы факультет Педагогики и психологии детства

Кожевникова Ольга Леонидовна

Пермь 2017

Образование лиц с ОВЗ, детей-инвалидов

В Пермском крае в 2017 году

Ранняя помощь в системе образования

Дети с ОВЗ нуждаются в ранней специализированной помощи.

С этой целью в 2017 году на территории Пермского края работают:

- 61 служба (кабинет) ранней помощи, где занимаются 519 детей;

- 521 консультационный пункт, принимающий 3104 ребенка;

- 18 центров игровой поддержки ребенка – 246 детей;

- при ДОО открыто 25 лекотек на 160 детей.

На базе ГКУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» работает кабинет ранней помощи, где за 2017 год 28 детей раннего возраста (из них 4 ребенка-инвалида) прошли цикл коррекционных занятий. Работой было охвачено 100% обратившихся с нарушениями ОДА, РАС, ЗРР, тяжелыми нарушениями развития. 6 детей раннего возраста посещают коррекционно-реабилитационные занятия в настоящее время.

Специалистами центра было проведено 109 консультаций, 6 практико-ориентированных семинаров для специалистов служб раннего сопровождения края, где присутствовало 216 человек. Происходит формирование региональной базы данных детей от 0 до 3 лет, нуждающихся в ранней помощи.

Дошкольное образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов

В настоящее время в Пермском крае проживает 6382 ребенка с ОВЗ, 1744 детей-инвалидов.

414 человек получают пособие для получения дошкольного образования на дому.

Для детей-инвалидов открыто 1 специализированное дошкольное образовательное учреждение.

Дети с ОВЗ обучаются в 4 ДОУ компенсирующей направленности.

276 ДОУ организуют инклюзивное образование, на базе ДОУ работают 349 групп компенсирующей направленности.

Для дошкольников с ОВЗ созданы 3 структурных подразделения в специальных школах.

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе школьного образования

Родители детей с ОВЗ имеют право выбрать, где будет обучаться их ребенок:

- обучение в отдельных организациях (55 школ);

- обучение в отдельных классах при общеобразовательных школах (160 школ);

- обучение в обычном классе совместно с другими обучающимися (инклюзивное обучение) (более 300 школ).

Дети с ОВЗ обучаются (всего 21499 человек):

- специальные школы – 8916 человек (41%);

- специальные классы в обычных школах – 4674 человека (22 %);

- инклюзивное обучение – 7909 человек (37 %).

Дети-инвалиды проходят обучение (всего 5352 человека):

- специальные школы - 3037 человек (57 %);

- специальные классы в обычных школах – 382 человека (7 %);

-инклюзивное обучение – 1933 человека (36 %).

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, увеличивается с каждым годом:

2013 год – 3759 человек;

2014 год – 4175 человек;

2015 год – 5230 человек;

2016 год – 6275 человек;

2017 год – 7909 человек.

Более 300 школ Пермского края проводят обучение детей с ОВЗ в обычном классе совместно с другими обучающимися. В настоящее время 3903 класса имеют в своем составе учащихся с ОВЗ.

Были определены расчетные нормативы финансирования на организацию инклюзивного образования в 2015 году – в системе общего образования, в 2017 году – в системе дошкольного образования. Из этих средств происходит оплата труда специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, инструктора ЛФК, тьютора и других.

Каждый год проводится Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России». В 2016 году МБУ «Начальная общеобразовательная школа ЗАТО Звездный» стала лауреатом конкурса.

В 2017 году МАОУ «СОШ № 114» г. Перми стала победителем этого конкурса. В школе под руководством опытных педагогов реализуется модель инклюзивного обучения, воспитания и комплексного сопровождения детей с ОВЗ. В 20 инклюзивных классах проходят обучение 687 учащихся, 78 из них дети с ОВЗ с нарушениями ОДА, зрения, слуха, тяжелыми нарушениями речи, РАС, ЗПР. В школе организована доступная среда, обучающиеся вовлекаются в систему дополнительного образования, с будущими выпускниками школы проводятся профессиональные пробы и практики, 100% выпускников с ОВЗ продолжают образование.

Для получения инклюзивного образования создаются специальные условия:

- доступная среда;

- разрабатывается адаптированная образовательная программа;

- при необходимости используется тьюторская поддержка;

- проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

-используются специальные учебники, технические средства обучения.

Во время занятий используются динамические паузы, обучающиеся с ОВЗ вовлекаются в школьную жизнь, им требуется поддержка здоровых сверстников. Внеурочные занятия, секции, кружки проводят свою работу с учетом возможностей и потребностей детей с ОВЗ.

Внедрение ФГОС ОВЗ

В 42 % школ для детей с ОВЗ приобретено современное оборудование для кабинетов начальных классов.

9 центров осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ.

13 школ – стажировочных площадок сопровождаются за счет средств бюджета края.

500 педагогов прошли в 2017 году повышение квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

В 2017-2018 учебном году 160 детей-инвалидов получают дистанционное обучение, которое осуществляют 312 педагогов из 100 школ Пермского края.

27 детей-инвалидов получили оборудование и доступ к сети Интернет.

124 педагога и 27 родителей прошли дистанционное обучение для работы с детьми с ОВЗ.

Школы, реализующие адаптированные образовательные программы, снабжаются специальным оборудованием.

Подготовка кадров и повышение квалификации

ПГГПУ ежегодно выпускает специалистов для работы с лицами с ОВЗ:

- по программам бакалавриата «Дошкольная дефектология», «Логопедия» - около 75 выпускников;

- по программам магистратуры «Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ», «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ОВЗ», «Инклюзивное обучение и комплексное сопровождение лиц с ОВЗ» - около 20 выпускников;

- профессиональная переподготовка по дефектологическим специальностям – не менее 50 педагогов;

- повышение квалификации по вопросам образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов – не менее 500 педагогов.

К 2019 году около 15 % от общего количества учителей (2829 человек) повысят квалификацию или пройдут профессиональную переподготовку по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Структура управления

Факультет педагогики и психологии детства

Аналитическая справка

Образование лиц с ОВЗ в Пермском крае в 2017 году

Работу выполнила: студентка Zs 532 группы факультет Педагогики и психологии детства

Кожевникова Ольга Леонидовна

Пермь 2017

Образование лиц с ОВЗ, детей-инвалидов

В Пермском крае в 2017 году

Ранняя помощь в системе образования

Дети с ОВЗ нуждаются в ранней специализированной помощи.

С этой целью в 2017 году на территории Пермского края работают:

- 61 служба (кабинет) ранней помощи, где занимаются 519 детей;

- 521 консультационный пункт, принимающий 3104 ребенка;

- 18 центров игровой поддержки ребенка – 246 детей;

- при ДОО открыто 25 лекотек на 160 детей.

На базе ГКУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» работает кабинет ранней помощи, где за 2017 год 28 детей раннего возраста (из них 4 ребенка-инвалида) прошли цикл коррекционных занятий. Работой было охвачено 100% обратившихся с нарушениями ОДА, РАС, ЗРР, тяжелыми нарушениями развития. 6 детей раннего возраста посещают коррекционно-реабилитационные занятия в настоящее время.

Специалистами центра было проведено 109 консультаций, 6 практико-ориентированных семинаров для специалистов служб раннего сопровождения края, где присутствовало 216 человек. Происходит формирование региональной базы данных детей от 0 до 3 лет, нуждающихся в ранней помощи.

Дошкольное образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов

В настоящее время в Пермском крае проживает 6382 ребенка с ОВЗ, 1744 детей-инвалидов.

414 человек получают пособие для получения дошкольного образования на дому.

Для детей-инвалидов открыто 1 специализированное дошкольное образовательное учреждение.

Дети с ОВЗ обучаются в 4 ДОУ компенсирующей направленности.

276 ДОУ организуют инклюзивное образование, на базе ДОУ работают 349 групп компенсирующей направленности.

Для дошкольников с ОВЗ созданы 3 структурных подразделения в специальных школах.

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе школьного образования

Родители детей с ОВЗ имеют право выбрать, где будет обучаться их ребенок:

- обучение в отдельных организациях (55 школ);

- обучение в отдельных классах при общеобразовательных школах (160 школ);

- обучение в обычном классе совместно с другими обучающимися (инклюзивное обучение) (более 300 школ).

Дети с ОВЗ обучаются (всего 21499 человек):

- специальные школы – 8916 человек (41%);

- специальные классы в обычных школах – 4674 человека (22 %);

- инклюзивное обучение – 7909 человек (37 %).

Дети-инвалиды проходят обучение (всего 5352 человека):

- специальные школы - 3037 человек (57 %);

- специальные классы в обычных школах – 382 человека (7 %);

-инклюзивное обучение – 1933 человека (36 %).

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, увеличивается с каждым годом:

2013 год – 3759 человек;

2014 год – 4175 человек;

2015 год – 5230 человек;

2016 год – 6275 человек;

2017 год – 7909 человек.

Более 300 школ Пермского края проводят обучение детей с ОВЗ в обычном классе совместно с другими обучающимися. В настоящее время 3903 класса имеют в своем составе учащихся с ОВЗ.

Были определены расчетные нормативы финансирования на организацию инклюзивного образования в 2015 году – в системе общего образования, в 2017 году – в системе дошкольного образования. Из этих средств происходит оплата труда специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, инструктора ЛФК, тьютора и других.

Каждый год проводится Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России». В 2016 году МБУ «Начальная общеобразовательная школа ЗАТО Звездный» стала лауреатом конкурса.

В 2017 году МАОУ «СОШ № 114» г. Перми стала победителем этого конкурса. В школе под руководством опытных педагогов реализуется модель инклюзивного обучения, воспитания и комплексного сопровождения детей с ОВЗ. В 20 инклюзивных классах проходят обучение 687 учащихся, 78 из них дети с ОВЗ с нарушениями ОДА, зрения, слуха, тяжелыми нарушениями речи, РАС, ЗПР. В школе организована доступная среда, обучающиеся вовлекаются в систему дополнительного образования, с будущими выпускниками школы проводятся профессиональные пробы и практики, 100% выпускников с ОВЗ продолжают образование.

Для получения инклюзивного образования создаются специальные условия:

- доступная среда;

- разрабатывается адаптированная образовательная программа;

- при необходимости используется тьюторская поддержка;

- проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

-используются специальные учебники, технические средства обучения.

Во время занятий используются динамические паузы, обучающиеся с ОВЗ вовлекаются в школьную жизнь, им требуется поддержка здоровых сверстников. Внеурочные занятия, секции, кружки проводят свою работу с учетом возможностей и потребностей детей с ОВЗ.

Внедрение ФГОС ОВЗ

В 42 % школ для детей с ОВЗ приобретено современное оборудование для кабинетов начальных классов.

9 центров осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ.

13 школ – стажировочных площадок сопровождаются за счет средств бюджета края.

500 педагогов прошли в 2017 году повышение квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

В 2017-2018 учебном году 160 детей-инвалидов получают дистанционное обучение, которое осуществляют 312 педагогов из 100 школ Пермского края.

27 детей-инвалидов получили оборудование и доступ к сети Интернет.

124 педагога и 27 родителей прошли дистанционное обучение для работы с детьми с ОВЗ.

Школы, реализующие адаптированные образовательные программы, снабжаются специальным оборудованием.

Профессиональная ориентация выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Для выпускников с ОВЗ и инвалидностью 9 и 11 классов проводятся:

- профориентационное информирование и просвещение;

-профориентационная диагностика, консультирование;

- профессиональные пробы и стажировки.

В профориентационных мероприятиях для выпускников с ОВЗ и инвалидов задействовано более 200 специалистов.

Профессиональные пробы и стажировки прошли 734 выпускника (46%) по более 20 программам учебных курсов (диспетчер такси, парикмахер, автомеханик, продавец, повар и другие). Социальные партнеры – профессиональные образовательные организации и организации-работодатели.

Наши рекомендации