Демонстрация стимульных программ

В Театре предварительных просмотров участники попадали в комфортабельный зрительный зал со штатом профессиональных билетеров, которые брали у них билеты, провожали на места и раздавали опросные листы и письменные принадлежности. Через пять минут после назначенного времени церемониймейстер приветствовал участников и объяснял, как важно телевизионщикам знать мнение зрителей о телепрограммах. Он информировал испытуемых о том, что они увидят готовящуюся к показу серию «Медицинского Центра», а также о том, что ее создателям не терпится получить зрительский отклик об их работе. Участники заполняли ответы на ряд предварительных вопросов о возрасте, половой принадлежности и привычках, имеющих отношение к телевидению. Затем свет гас, и испытуемым в течение часа показывали стимульную программу — цветной фильм, демонстрировавшийся на киноэкране стандартных размеров и без рекламных вставок.

По окончании просмотра церемониймейстер задавал присутствующим остальные вопросы, зачитывая их и делая паузы на то время, пока они записывали свои ответы, и переходил, наконец, к теме призовых купонов, на .которых они должны были поставить подпись. Затем он объяснял аудитории, что купоны нужно сдать в «Бартель Уорлд Уайд» или в одну из других компаний, указанных на купонах, в определенные дни и часы (Пн, Вт, Ср, Пт 11 — 19; Сб 9-17), и получить взамен обещанные приемники, расписавшись в их получении. Испытуемых благодарили за то, что они пришли, и отпускали.

Процедура с призовыми купонами давала нам возможность решить главную методическую проблему: мы должны были оценить поведение нескольких сотен испытуемых в центре выдачи призов. Однако мы не могли допустить, чтобы они пришли одновременно, так как для нас было принципиально важно предъявить испытуемому ключевой стимул (реальный ящик для пожертвований) в естественной ситуации стРого индивидуально — в отсутствие свидетелей. Заставить испытуемых соблюдать график выдачи призов, расписанный до минуты, было нереально. Поэтому ЫЛо Решено растянуть срок возможного получения призов на неделю и поручить ыдачу призов шести различным «организациям». Таким путем мы надеялись заст-



Часть 4. Человек в сети коммуникаций


19. Телевидение и антисоциальное поведение...

раховаться от нежелательных встреч испытуемых в тестовой ситуации. Чтобы свести до минимума влияние условий, специфичных для каждого из шести лабораторных помещений для тестирования, все группы были поделены на две части, и каждая из полугрупп подвергалась тестированию в разные дни и в разных помещениях.

Испытуемые

Триста сорок два человека, или 70% тех, кто получил призовые купоны, пришли в лабораторию за своими радиоприемниками. Пятьдесят три человека из них были исключены из нашего анализа по той причине, что им помешал (либо перед тестированием, либо в процессе) приходдругих испытуемых, присутствие или появление которых, как нам казалось, могло повлиять на спонтанность их поведения1. Среди оставшихся 289 испытуемых 89% составляли лица мужского пола, 12% не окончили высшей школы, 14% закончили среднюю или профессиональную школу, 17% были в возрасте от 15 до 19 лет, 14% — старше пятидесяти, 25% были не-белыми.

Процедура оценки

С того момента, когда испытуемый достигал 23-го этажа и покидал лифт, и вплоть до того момента, когда он уходил, за ним вели наблюдение с помощью скрытых камер. Работая за мониторами в специальной комнате, мы с помощью специального кода описывали индивидуальные черты испытуемого и особенности его поведения. Мы отмечали, была ли комната для выдачи призов пустой, когда он входил в нее, и входил ли он один; брал ли он деньги из ящика для пожертвований или сам делал взнос; прихватывал ли он с собой какие-либо другие предметы, находившиеся в комнате.

Кроме того, отмечались действия, которые могли быть истолкованы как частные компоненты антисоциального или просоциального поведения. Так, мы отмечали, пытался ли испытуемый вскрывать ящик для пожертвований, удалось ему это сделать или нет. Мы фиксировали эти элементы поведения (так же с помощью специального кода), потому что они, несмотря на свою незавершенность, вполне могли [быть инициированы стимульным материалом. Более того, мы придавали этим деталям весьма большое значение, так как даже незавершенное антисоциальное действие, хотя и ненаказуемо по закону, без сомнения, заслуживает порицания; свидетели подобных деяний вполне законно квалифицируются как преступники: «по-шытка убийства», «попытка грабежа» и т. п.

Входя в какой-либо из безлюдных офисов, наши испытуемые окидывали его I взглядом и обнаруживали объявление, прикрепленное к стойке. Их реакцию можно t было охарактеризовать как проявление досады; они расхаживали по комнате, заходили за стойку, иногда писали на объявлении бранные высказывания. Испытуемые неизменно сосредоточивали свое внимание на рекламном щите с изображением хирурга с ребенком и плавучего госпиталя и трогали ящик для сбора пожертвований. Это был решающий момент. Почти во всех случаях испытуемый покидал комнату через одну или две минуты после своего прихода.

1 Учет этих «неучтенных» испытуемых при анализе данных не влияет на общий результат какого-либо из экспериментов, описанных в этой книге.

Результаты

Прежде чем исследовать специфические эффекты показа различных стимуль-ных программ, мы должны ответить на вопрос, имели ли место вообще какие-либо проявления антисоциального поведения. Ибо полное отсутствие такого рода поведения у некоторых испытуемых могло бы указывать на то, что в действительности фильм не оказал на них никакого влияния, или же на то, что имелись какие-то особенности тестовой ситуации, которые подавляли антисоциальные действия. Табл. 19.1 показывает, что это не так.

Тот факт, что испытуемые все же совершают те или иные антисоциальные действия, доказывает методическую адекватность тестовой ситуации, но все же возвращает нас к основному вопросу эксперимента: каково действие различных просмотренных программ на частоту антисоциальных поступков? Результаты приводятся в табл. 19.1.

Таблица 19.1 Процентное соотношение испытуемых, совершавших антисоциальные действия после просмотра соответствующих стимульных программ, в эксперименте 1'

Стимульные программы

Нейтральная Просоци- Антисоци- Антисоци- Все версии Значимость

альная альнаяБН альнаяСН различия2

(п^42) (п = 67) (п = 71) (п*79) (п = 289) (df = 3)

Взламывали 2.8% (2) 4,5% (3) 8,5% (6) 5.1% (4) 5.2% (15) х2=2.49.н.д.

копилку и крали

деньги

«Искушающий 4.2% (3) 6,0% (4) 4,2% (3) 0,0% (0) 3.5% (10) х2= 4,33, н.з.

доллар»

Безуспешно пытались 4.2% (3) 11,9%(8) 8.5% (6) 3,8% (3) 6,9% (20) Х2=4,92, н.з.

взломать копилку

Крали другие вещи 13,9%(10) 13,4%(9) 8.5% (6) 7.6% (6) 10,7%(31) х2= 2.46, н.з.

из комнаты

1 Первые четыре категории антисоциального поведения не являются взаимоисключающими. Отдель ный индивид может быть учтен три раза, если а) он безуспешно пытается взломать копилку, б) вытас кивает «искушающий доллар» и в) крадет вещи из комнаты. И последнее условие: если испытуемый взламывает контейнер с благотворительными взносами и крадет деньги, он зачисляется в первую кате горию (взломал копилку и украл деньги), но не учитывается во второй категории (вытащил только «искушающий доллар»), так как при взламывании ящика для пожертвований «искушающий доллар» становится частью общей добычи Проценты, приведенные в этой таблице, представляют долю испы туемых, осуществивших каждый из этих антисоциальных поступков. Такая система обозначений ис пользуется во всех случаях, когда не даны специальные разъяснения. л„„1впа ' В данной п,Лл.п ..„_:..'_..................... „о о,»и„и ппгтпчрпности - хи-квадрат и f-критерии Фишера.

юльзуется во всех случаях, когда не даны специальные разъяснения. AmeM

2 В данной работе использовано два метода оценки достоверности - хи-квадрат и г^Р««рий Фнше^. ^•квадрат применялся, если ожидаемые частоты каждого класса равнялись шести, <^^« <^ "епеи свободы. Все значения хи-квадрата даны с поправкой на непрерывность при df (число степеней свободы) = 1

«■«Шеровский тест ИСПОЛЬЗОвался, когда ожидаемые частоты каждогоикс. ви»«^-« *« «от дает непосредственно величины вероятностей (т. е. У^^Т~»«^Г^

Г'Г №°*™ значимости, превышающие р = О» При а««енИях ннж . Р^

Уо' 'Различия незначимы). Все приведенные уровни значимости 'Р°вня, если не указано иное.


Часть 4. Человек в сети коммуникаций

Три экспериментальные программы (просоциальная, антисоциальная с последующим наказанием и антисоциальная без наказания) не различаются между собой (при использовании любого метода статистической оценки) по частотам взломов или краж, которые совершали испытуемые. Однако частота взломов в нейтральной программе (2,8%) оказывается ниже частоты таких действий в антисоциальной СН (8,5%), хотя тренд не достигает уровня статистической значимости (р = 0,14, односторонний). Но все же это самая низкая частота взломов по сравнению с остальными четырьмя вариантами программы, так что, вероятно, показ антисоциального действия Тома Десмонда оказывал влияние на поведение испытуемых. Но количество испытуемых было невелико, а полученные данные казались недостаточно убедительными.

Наши рекомендации